Политико-правовая теория анархизма
Анархизм (греч. anarchia – безначалие, безвластие) – это общественно-политическое течение, отрицающее необходимость государственной и всякой иной власти, проповедующее неограниченную свободу личности, непризнание общего для всех порядка в отношениях между людьми. Основные его теоретические положения были сформулированы немецким философом Максом Штирнером (1806-1856гг.) и французским философом и экономистом Пьером Прудоном (1809-1856гг.). Анархисты крайне негативно относятся ко всему тому, что стесняет свободу личности. Государство трактуется ими как сила, повелевающая членами политического общества, заставляющая их выполнять волю властвующих, подчиняться законам. Даже если в законе отражается общая, народная, коллективная воля, то и это не делает человека свободным. «Управление людей людьми есть рабство», – писал Прудон. В условиях государства, заключает Штирнер, я являюсь собственным рабом. Поэтому государство, любую политическую власть они объявляли злом, которое должно быть уничтожено в процессе мирной социальной революции. Основную задачу социальной революции анархисты видели в установлении безгосударственного общественного строя, который будет представлять собой федерацию автономных производственных ассоциаций, коммун, провинций, наций и социальных общностей. Естественной формой жизни людей, считал Прудон, является общество, основанное на разделении труда, равенстве людей, их взаимном обмене услугами и результатами труда, на договорных отношениях между индивидуальными производителями, их общинами и группами, на трудовой собственности. На обыденном уровне термином «анархия» зачастую обозначают полный хаос, беспорядок, которые возникают в жизни при отсутствии необходимого управления. Однако анархисты идеал будущего безгосударственного устройства жизни видели отнюдь не в хаосе, неупорядоченности и неуправляемости общественных процессов. Напротив, только анархия, т.е. отсутствие какого-либо принуждения в отношениях между людьми, по их мнению, и может породить действительный общественный порядок, основанный на самоуправлении и взаимодействии всевозможных ассоциаций индивидов. Именно в таком смысле следует понимать популярный девиз приверженцев этого движения: «Анархия – мать порядка». Сильной стороной взглядов анархистов, в значительной мере обусловившей их определенный успех, была критика социально-экономического и политического строя современных буржуазных государств. Конституционный образ правления в тогдашней Франции Прудон характеризовал как «конфедерацию буржуа против рабочих и короля». Слабой стороной их взглядов были наивность, утопизм, поскольку устранение государства на данном этапе исторического развития общества немедленно приведет к хаосу и социальным потрясениям. Антиэтатизм определял и правовое мировоззрение анархистов. Прудон, к примеру, принципиально отрицал значение законов, которые установлены государством, полагая, что они посягают на свободную волю индивидов. Но он признавал другой источник права – договоры. «Я готов договариваться, –писал он, – но я не желаю законов». Не всегда лестно он отзывался и о правоведах, считая, что они ограничиваются «рабской ролью комментаторов и буквоедов». Идеи Прудона оказали заметное влияние на развитие социалистического движения во Франции и других странах Европы, на анархистские проекты российских мыслителей – М. Бакунина и П. Кропоткина.
|