12.
| Сооружения сгруппированного типа
|
13.
| Небоскребы в едином завершении
|
14.
| Архитектурная композиционная надуманность
|
15.
| Город гигантов-небоскребов „II"
|
16.
| Линеарная театральная композиция „1"
|
17.
| Архитектурная выдумка - и л л ю з и я „X"
|
18.
| Архитектурная выдумка-иллюзия „У"
|
19.
| Линеарная театральная композиция „II"
|
20.
| Архитектурное композиционное измышление
|
21.
| Линеарная театральная композиция "III"
|
22.
| Явно-конструктивное сооружение—установка
|
23.
| Здание стержневой и монолитной конструкции
|
24.
| Завод-втуз с опытными мастерскими
|
25.
| Завод электролитической обработки предметов
|
26.
| Комбинат летучих газов и масел
|
27.
| Завод с фертов ы ми кранами и эстакадами
|
28.
| Фантастическая композиция организации пространства
|
29.
| Монолитное здание общественного порядка
|
30.
| Строгое обычное заводское здание „А"
|
31.
| Строгое обычное заводское здание „В"
|
32.
| Целостное монолитное здание гражданского типа
|
33.
| Центральный Областной дом физкультуры
|
34.
| Компактно-конструктивное заводское сооружение
|
35.
| Здание специального назначения „М"
|
36.
| Выраженная демонстрация стержневых конструкций
|
37.
| Здание специального назначения „N"
|
38.
| Здание специального назначения „Р"
|
39.
| Сооружение на мощных фетровых стойках
|
40.
| Строгая ритмическая организация пространства
|
41.
| Коксо-бензольный комбинат
|
42.
| Выраженная тяжеловесность и монолитность
|
43.
| Аксонометрия механического городка
|
44.
| Аксонометрия функционального сооружения
|
45.
| Четкая объемно-плановая архитектурная композиция
|
46.
| Показательная объемно-плановая композиция
|
47.
| Укомплектованная объемно-плановая композиция
|
|
| |
48.
| Гармоничное объемно-плановое сочетание сооружений
|
49.
| Архитектурное измышление усложненного типа
|
50.
| Комбинат специального назначения
|
51.
| Архитектурное измышление при спиральной магистрали
|
52.
| Механизированный химический комбинат
|
53.
| Аксонометрическое изображение соцгорода
|
54.
| Показательное выявление планировки участка
|
55.
| Аксонометрия функционального завода-города
|
56.
| Фантастический надуманный архитектурный набросок
|
57.
| Группировка сооружений в ритмическом построении
|
58.
| Аксонометрия нового индустриального города
|
59.
| Пространственная театральная композиция
|
60.
| Жесткие фермовые установки смешанной конструкции
|
61.
| Жесткие фермовые деревянные установки
|
62.
| Металлические фермовые устои-упоры
|
63.
| Жел. -бетонные металлические фермовые конструкции
|
64.
| Показательная линеарная композиция
|
65.
| Показательная линеарная аксонометрия „А"
|
66.
| Показательная линеарная аксонометрия „В"
|
67.
| Своеобразное линеарное изображение сооружений
|
68.
| Архитектурная выдумка-иллюзия „S"
|
69.
| Сложное здание специального назначения „S"
|
70.
| Фабрика функционально-поточной системы
|
71.
| Сложная комбинация скомплектованных зданий
|
72.
| Фермовая величественная конструкция
|
73.
| Воплощение строго-скомплектованных массивов
|
74.
| Своеобразно-конструкт. комбинация составляющих
|
75.
| Ритмично-спаянное сооружение заводского типа
|
76.
| Сгруппированные сложно-изгибающиеся сооружения
|
77.
| Показательный архитектурный экстерьер
|
78.
| Явно-надуманная пространственная композиция
|
79.
| Открытые заводские установки сложного объединения
|
80.
| Из цикла „С казки индустри и"—„С"
|
81.
| Из цикла „Сказки индустри и" — „D"
|
82.
| Своеобразная композиционная архитектурная выдумка
|
83.
| Индустриально-архитектурная выдумка
|
|
84Р
| Сложнейшее композиционное объединение сооружений
|
85.
| Панорамное изображение с особой точки зрения
|
86.
| Объемно-плановая аксонометрия
|
87.
| Архитектурная выдумка иллюзорного порядка
|
88.
| Архитектурная иллюзорная надуманность
|
89.
| Линеарная надуманная композиция
|
90.
| Промышленное здание сгруппированного типа
|
91.
| Объемно-плановая аксонометрическая композиция,,К"
|
92.
| Объемно-плановая аксонометрическая композиция „L"
|
93.
| Центральное книгохранилище дома техники
|
94.
| Обычное здание фабрично-заводского типа
|
95.
| Живописная архитектурная выдумка-иллюзия
|
96.
| Искусственно-скомпанованное построение j,H"
|
97.
| Искусственно-сномпанованное построение „i"
|
98.
| Сложный конструктивный экстерьер
|
99.
| Архитектурный экстерьер панорамного характера
|
100.
| Сложная архитектурно-индустриальная композиция
|
101.
| Архитектурный интерьер сложнейших конструкции
|
|
В разные периоды существования зодчества появлялась
потребность отображать некоторые его замыслы в виде
архитектурных фантазий. Эти фантазии, некоторым обра
зом, отличались от обычных архитектурных приемов своими
отступлениями принятых выражений как композиционного,
так и технического свойства. При фиксировании своих
архитектурных фантазий зодчий позволял себе вводить
некоторые новшества и композиционные вольности.
Не стесняя себя никакими предшествовавшими условно
стями, архитектор при графировании имел возможность
показать новые, более совершенные средства, помощью
которых можно полнее и пространнее выявить богатство
наших представлений и замыслов.
Путем исканий и ряда экспериментов мы получаем все
данные для подхода вплотную к разрешению вопросов,
занимающих мозг архитектора. Весьма вероятно, что часть
исполненных архитектурных композиций из цикла фанта
стики не будет воспринята некоторыми зодчими в силу их
непонятных, на первый взгляд, особенностей. Это ни в коем
случае не может служить причиной изъятия из опыта
того или иного случая уже зафиксированных архитектур
ных фантазий.
Вся проделанная работа по „архитектурным фантазиям"
распределяется на ряд обособленных этапов: а) от чисто-
линеарных построений до объемно-монолитных; б) от про
стейших фасадных перспектив до объемно-плановых
аксонометрий; в) от наиупрощеннейших форм до самых
сложных —витиеватых; г) цветовая иллюминовка, как и
техническое воспроизведение в каждом, примерно, случае
преследовала какую-нибудь новую задачу или дополнение
к последней; д) композиционные приемы варьировались
по мере возможности внедрения новых комбинаций; е) то
нальность композиций, фоновая обработка, выразитель
ность переднего или заднего плана были использованы
для достижения искомых результатов; ж) в некоторых
архитектурных фантазиях введены явно-надуманные ком
бинации составляющих, композиционные измышления и
иллюзорные построения с целью наибольшего обогащения
проделываемой работы. Все вместе взятое позволило пред
ставить решение организации пространства в некотором
более рельефном и наглядном виде.
Первоосновой создания архитектурных фантазий являлось
желание представить, путем различных изобразительных
композиционных и технических средств, все те предста
вления, которые могут зародиться в голове зодчего.
То обстоятельство, что некоторые фантазии не имеют
никакой, так называемой, материальной оправданности,
говорит за то, что в процессе исканий и исследований
появлялась настоятельная потребность выявить их лишь
указанным выше путем. Ценность композиций этого по
рядка измеряется теми „внутренними" качествами и осо
бенностями архитектурного построения, которыми каждое
из них обладает. Вследствие новизны полученного отобра
жения и стремления к полному анализу вновь вырешенного
произведения - можно допустить появление указанных ком
позиций. Их следует выполнять хотя бы с целью показа
совершенства некоторых явлений в новых этапах архитек
туры. Кроме того, эти явления заключают в себе передачу
величественности сооружения, ритм масс и ее обработки,
монолитность, динамику, гармонию форм и краски, конструк
тивную спаянность и другие архитектурные свойства.
Второй основой создания архитектурных фантазий послу
жило желание передать наши представления вне зависи
мости от всех существующих установок, приемов и подхо
дов, то есть создать такие построения, которые говорили бы
в полной мощи о поставленной проблеме, но не были бы
связаны требованием их обязательной непосредственной
утилитарной пригодности. Невольно возникал общий вопрос:
неужели нельзя попытаться отобразить такие замыслы
своего воображения, которые были бы интересны сами
по себе и не были бы связаны какими-то жесткими уело
виями? Разве не следует попытаться показать все то, что
зарождается в мозгу зодчего, и вообще выявить сокровен
ные желания этого зодчего? Пусть подобная работа огра
ничится только изобразительным путем и не будет иметь
дальнейшего своего непосредственного приложения и утили
зации,— разве само появление ее на бумаге не вызовет
каких-то новых переживаний не только у самого компози
тора, но и у всякого созерцающего подобное произведение.
Разве можно допустить, чтобы изобретательская творческая
деятельность зодчего не была бы показана своеобразным
путем, а ограничивала бы свой путь лишь головной работой?
Все указанные моменты говорят за то, что желание архи
тектора как-то показать в том или ином своем изъяснении
архитектурные фантазии должно иметь место в практике
зодчего. Это слишком интересный и ценный этап работы
архитектора, — он должен найти себе полное сочувствие
в рядах всех тех, кому близки интересы зодчества.
Третьей основой архитектурных фантазий следует признать
их несомненную полезность как для самого зодчего, со
здающего таковые, так и для всех тех, кто пользуется ими.
Не может быть, чтобы представленный материал не имел
своих положительных сторон. Архитектурные фантазии
показывают новые композиционные процессы, новые при
емы отображений, воспитывают чувство формы и цвета,
тренируют воображение, возбуждают творческие импульсы,
влекут к новым творениям и представлениям, помогают
найти решение новых замыслов и т. д.
Помощью средств образного выражения, представленных
в архитектурных фантазиях, мы имеем возможность при
ложить таковые к непосредственному использованию их
в нашу утилитарную практику и, тем самым, совершен
ствовать последнюю. Кроме того, как один из методиче
ских приемов, архитектурные фантазии следует использо
вать в учебной практике начинающих зодчих. Таким образом
все изложенное убеждает в том, что положительная сто
рона архитектурных фантазий полезна, многоразлична
и велика, и это обстоятельство позволяет говорить о вни
мательнейшем и осторожном отношении к подобному этапу
творчества зодчего.
Объемно-плановое аксонометрическое построение. Выраженная про
странственность и конструктивная спаянность зданий между собою.
АРХИТЕКТУРНЫЕ
ФАНТАЗИИ
l
ВИДЫ А Р X И
ТЕКТУРНОГО
ОФОРМЛЕНИЯ
В течение всего развития истории
архитектуры существовали разные
способы оформления, т. е. графиче
ского наглядного и образного выра
жения. Нас в настоящее время мало
интересуют старые способы, так как
они недостаточно убедительны, но
все же, в некоторых случаях, мы кое-
что черпаем и из материала прошлого.
Весьма возможно, что прежние при
емы должны быть видоизменены, но
во всяком случае, нельзя их считать
бесполезными.
Виды архитектурного оформления
крайне разнообразны и если они
в некоторых случаях стабилизиру
ются, то это явление следует считать
временным. Конечно, утверждать, что