Вопрос 1. Факт в журналистике. Объективность и субъективность. Факт в журналистике можно определить как достоверное отражение фрагмента реальности, обладающее социальной репрезентативностью. Именно с помощью фактов журналисты создают модель многообразной действительности. Для полного и адекватного отражения различных событий, явлений и процессов в информационных, аналитических и художественно-публицистических материалах используются самые разнородные факты: социальные, исторические, литературные, юридические, культурологические и др. Отношение к фактам как к единицам знания и вызывает к ним заведомое доверие у людей. Для журналистов важно:из каких источников получены;какие цели преследовали люди, сообщившие о них; четко различать факты науки и обыденные факты.Журналистская объективность часто ассоциируется с “перевёрнутой пирамидой” и структурой написания текста, когда факты располагаются сверху вниз в соответствии с их важностью и даётся ответ на вопросы: “кто? что? где? почему? когда? и как?”. Факт-(свершившееся),синоним истины, достоверное отражение действительности. Для журналистов объективное освещение событий означает строгое следование фактам.Точность и достоверность – основные признаки всех научных фактов. Обыденный факт-жизнеподобный. Майкл Новак исследуя журналистику приходит к следующему выводу: «Фактов не существует, существуют люди, наблюдающие за ними. А люди, наблюдающие за фактами и пытающиеся при этом быть нейтральными, становятся еще более субъективными». Чтобы быть уверенными в репрезентативности фактов, журналистам нужно знать, во-первых, из каких источников они получены; во-вторых, какие цели преследовали респонденты, сообщившие о тех или иных фактах; в-третьих, четко отличать факты науки от обыденных фактов. Назначение фактов в журналистском произведении многофункционально: они могут стать основой информационного сообщения; могут выступать в качестве аргументов и научно обоснованных доказательств.Факт нужен для того, что бы сообщить о случившемся, дать подробности события, разобраться в причинах возникновения той или иной проблемы,создать документальный образ современника.Американские исследователи Дэниис и Мэррилл, зная сложную структуру факта,говоря об объективности пишут: «Для журналистов объективность не означает научную точность, а, скорее, освещение исключающее эмоциии отделение фактов от мнений. Для многих объективность означает точное освещение фактов и событий в форме беспристрастного описания. В последнее время, теория объективности стала допускать аналитическое освещение событий, которое далеко выходит за рамки беспристрастного описания. Стремясь к объективному освещению событий, журналисту нужно помнить, что нельзя подменять факт собственным мнением, оценкой, трактовкой, интерпретацией.В настоящее время СМИ приобрели огромное значние. Но при обсуждении одного и того же события или явления, разные источники приводят разные факты, за которыми теряется истинная мысль. Дело в том, кому и каким образом выгодно преподнести эту информацию.«Объективность в СМИ – безоценочная подача материала, в связи с которой оценки внешнего мира направлены на представление мира таким, каким он существует независимо от чьих-либо концепций».Понятие субъективности в Толковом словаре С. И. Ожегова трактуется как «1. Присущий только данному субъекту, лицу. 2. Пристрастный, предвзятый, лишённый объективности». Сегодня практически за каждым СМИ стоят определенные группы спонсоров, интересы которых учитываются. По этой причине одни и те же сведения из разных СМИ звучат по-разному.
Вопрос 2. Авторская кино в СССР 1960-х годов («Андрей Рублев» А.Тарковского, «История Аси Клячиной…» А.Кончаловского, «Тени забытых предков» С.Параджанова).
«Скверный анекдот»66 год Алов,Наумов. Закрыли из-за насмешки над начальником. «Андрей Рублев» Тарковский,закрыли по глупости,в 71 открыли вновь по глупости.Тогда же вышел огранич.прокатом-формально. «История Аси Клячиной»,первое название(«История Аси хромоножки,которая любила,но замуж не вышла из за гордости»)Кончеловского. После название сменили на «Асино Счастье». «Комиссар» А.Оскольдова 66 год.Сергея Параджанова «Тени забытых предков»,в 64 году,в 67 году в Ереване «Саян нова» об армяно-грузинском поэте, а в 70-ом его перемонтировал Юдкевич и выпустил в прокат. Авторское кино возникает вопрос, почему допустили съемки фильма,если так переживали по поводу образа советского союза,почему выпустили?!