Вопрос 1. Ток-шоу как жанр. Ток-шоу характеризуют -разговорным жанром, современный аналог теледискуссии, от англ. talk–show — заимствованный в связи с возможностью прямого эфира западный жанр, адресованный «не всем, но каждому». Жанр ток-шоу возник на американском телевидении в 60-х годах ХХ века, его создателем, как утверждают, был журналист Фил Донахью. Существует легенда: интервьюируя во время прямого эфира гостя своей программы, Фил Донахью в какой-то момент понял, что вопросы у него закончились. Тогда он подбежал к одному из зрителей, сидевших в студии, и спросил: «У вас есть вопрос к нашему гостю?» У зрителя вопрос оказался, и таким образом Донахью изобрел жанр ток-шоу.
Впервые программа Фила Донахью появилась на телевизионном канале WHIO-TV, там 1963–1967 годах он работал утренним ведущим и вел ток-шоу в прямом эфире с участием приглашенных в студию гостей. Чтобы привлечь аудиторию, а вместе с ней и тех самых звезд политики и шоу-бизнеса, Донахью решился на принципиальное новшество. Он сосредоточил внимание в своем ток-шоу не на известных личностях, а на скандальных проблемах, которые открыто обсуждал в эфире. Российские телезрители познакомились с ток-шоу Донахью в 1986 году. Его имя связано с телемостами, соединившими в прямом эфире людей из Америки и СССР. Владимир Познер стал известен телезрителям как партнер Фила Донахью по телемостам (с советской стороны). После этих передач, Познер провел еще десятки различных ток-шоу с участием сотен людей разных национальностей профессий и возраста. Теперь Владимир Познер, человек, который считается создателем ток-шоу в России, говорит, что «ток-шоу – одна из самых демократичных форм, которая позволяет обыкновенным людям принимать непосредственное участие в телепередаче.Классическое ток-шоу представляет собой треугольник: ведущий - приглашенные собеседники (эксперты) - зритель в студии. Ток-шоу соединяет приемы журналистики и сценические приемы. После августа 1991 г. в России открываются новые политические, экономические и творческие возможности развития всей системы СМИ. Для подражания использовались любые приносящие успех и экономическую выгоду образцы. Так на российский экран попадают «Колесо фортуны» («Поле чудес»), «Женский вопрос» («Я сама»)«Город женщин» и «Большая стирка» (Первый канал), «Страна советов» и «Принцип домино» (НТВ), «Что хочет женщина».
2. Возникновение радиовещания. Советское радио в период с 1920-х до 1950-х гг 7 мая 1895 А. С. Попов продемонстрировал в действии созданный им приёмник для беспроводной сигнализацииВ марте 1896 года первая радиограмма, "Генрих Герц". Имя гениального физика, чьи работы легли в основу изобретения Попова, было передано на расстояние 250 м азбукой Морзе. итальянский ученый и предприниматель Г. Маркони получил патент от английского правительства на такое же изобретение. Попов по настоянию военно-морского ведомства свой прибор не патентовал – его изобретение засекретили. К сожалению, в России изобретение Попова в течение длительного времени использовалось главным образом в военных целях, тогда как работы Маркони привлекли к радиотелеграфии внимание широких деловых кругов, благодаря чему получили хорошие материальные возможности для развития. Уже в 1901 году Маркони осуществил радиосвязь через Атлантический океан. В историю радиовещания правомерно включить и опыты телефонии – системы передачи человеческой речи по проводам.Голос человека по радио в России прозвучал впервые лишь в 1919 году – это был голос дежурного инженера Нижегородской радиолаборатории, его слова слушали в Москве и Петрограде. В 1914–1917 годах из Зимнего дворца передавали сообщения высшего руководства страны, распоряжения царя С первых лет Советской власти радио использовалось как средство связи и ка источник информации. С ноября 1917 по радиотелеграфу передавались декреты Советского правительства, сообщения о важнейших событиях в жизни страны, о международном положении, выступления В. И. Ленина. Таким образом, радио становится СМИ.
Первые радиовещательные передачи велись в 1919 из Нижегородской радиолаборатории.Первой речевой, вещательной передачей стала «Устная газета РОСТА». "Радиовестник РОСТА" в 1918–1921 годы включал инф. – от оперативных сводок до фельетонов на бытовые темы. Передачи «Устной газеты РОСТА». Со слов: «Алло! Алло! Говорит Москва! Начинаем чтение устной газеты!». Радиогазета состояла из постоянных рубрик: «По союзу советских республик», «Что нового за границей?», «Что слышно в Москве?», «Новости науки и техники», «Книжный уголок», «Театр и кино», «По рабочим клубам», «Спорт», «Частушки». Становление новой профессии – диктора, было еще одним важным шагом на пути развития радио. Радиогазета опережала печатные издания. Многие статьи в радиогазете принадлежали перу ее ответственного редактора Комаровского. Часто автором статей выступал Валевский. В 20-е гг. прозвучали первые концерты по заявкам, трансляции оперных спектаклей из Большого театра СССР. 23 февраля 1923 - первый концерт в эфире. 23 ноября 1924 - начало регулярного радиовещания. «Последние известия» - самостоятельное радио, не прикреплённое к газете. Спортивные репортажи, драматическое вещание, концерты.В 1926 году вышли «Крестьянская радиогазета», «Рабочая радиогазета», «Комсомольская правда по радио». В 20-е гг. складываются жанры Р. (радиорепортаж, радиобеседа, комментарий), формы передач (радиогазета, радиожурнал). В 1925 в эфире — первый радиорепортаж с Красной площади в Москве, посвященный Октябрьским торжествам. Детские передачи — «Радиооктябрёнок», «Радиопионер».. Регулярные обзоры под рубрикой «Литература — массам» знакомили слушателей с творчеством советских писателей и классическим литературным наследием.В 30-е гг. создаются редакции сельских передач, красноармейского, молодёжного, спортивного вещания.
Сформировался как жанр спортивный радиорепортаж (основоположник В. С. Синявский).В годы ВОВ передавались радиосводки Совинформбюро, выпуски «Последних известий», «Письма с фронта» и «Письма на фронт». Обзоры газет,корреспонденция. велись передачи для партизан и населения временно оккупированных районов. Совнарком принял постановление о праздновании Дня радио 7 мая (7 мая 1895 А. С. Попов приемник выпустил), через месяц – трансляция парада победы.В 1948 Всесоюзное радио перешло на трёхпрограммное вещание (общий объём передач 45 ч. в сут).