Вопрос 1. Язык экрана. Соотношение изображения и слова в телепрограммах. Телевидение – не только средство массовой коммуникации, но и вид творчества. Каждый вид творчества имеет свой специфический художественный язык – совокупность технических приемов и изобразительно-выразительных средств, с помощью которых творец воплощает свой замысел. Телевидение и кино, будучи экранными средствами выражения, обладают общим – в основе своей – языком. Изображение части пространства, заключенное в рамку экрана, видимое в каждый данный момент, называют кадром. Экранные средства выражения – кино и телевидение – обладают не только пространственными, но и временными качествами. Поэтому понятие «кадр» охватывает и еще один признак – протяженность во времени, т. е. длительность пребывания изображения на экране.Кадром называют также часть фильма (или телепередачи), снятую «одним взглядом» камеры, т. е. во время непрерывной работы камеры, иными словами – в отрезок времени от начала до конца движения пленки в кинокамере (или в отрезок времени от момента включения телекамеры в эфир и до момента ее отключения от эфира).Связь слова и изображения на телеэкране сложна. В некоторых документальных передачах показ события не нуждается в пространных комментариях: изображение говорит само за себя и может превалировать над звучащим с экрана словом В фильмах без слов должна быть сильно развита изобразительная, пластическая сторона, поскольку только она одна доносит до зрителя замысел создателей.Признак качественно новой телевизионной драматургии, широко применяющийся в художественных передачах, – прием введения рассказчика, непосредственное обращение к зрителю с помощью слова. Этот прием, как нельзя лучше соответствующий специфике восприятия телевизионных передач, безусловно, специфическая особенность телевизионной драматургии. Интонация, выразительный жест, мимика подчеркивают и усиливают воздействие произнесенного слова.
Вопрос 2. Советское кино периода «перестройки» и российские фильмы 1990-х годов («Маленькая Вера» В.Пичула, «Такси-блюз» П.Лунгина, «Плюмбум, или Опасная игра» В.Абдрашитова, «Анкор, еще анкор!» П.Тодоровского, «Утомленные солнцем» Н.Михалкова»).Кино позднего застоя изображало «героя негероического времени» - уже немолодого человека, вполне успешного, но чувствующего, что настоящая жизнь ускользает от него и пытающегося догнать её, перейти невидимый рубеж между кажущимся и настоящим.Название фильма Г.Данелии «Осенний марафон» - метафора, тонко и точно выражающая мироощущение героя О.Басилашвили.Сходные мотивы присутствуют и в картине Р.Балаяна «Полёты во сне и наяву» с О.Янковским в главной роли – несоответствие внутренних желаний и порывов посредственной реальной жизни.Герой О.Янковского в этом фильме выражает настроения целого поколения эпохи «застоя».В 1985 году начинается «горбачёвский» период истории СССР.С каждым годом власть всё более либеральна, начинается перестройка.У кинематографистов появляется долгожданная возможность говорить о проблемах, даже существование которых не признавалось властью.Наиболее знаковыми лентами перестроечного периода стали: «Интердевочка» В.Тодоровского, «Воры в законе» С.Ашкенази, «Маленькая Вера» В.Пичула.Все эти картины были призваны шокировать зрителя реалистичным и даже натуралистичным изображением советской жизни, которая ещё несколько лет назад изображалась более идеальной.Фильмы перестроечного периода демонстрируют зрителю весь спектр тёмных сторон жизни, о которых тот даже не подозревал.Типичные темы фильмов конца 80-ых – начала 90-ых – наркомания, проституция, мафия, коррупция.На экране снова появляются представители молодого поколения, но это уже не романтики шестидесятых, а циники, знающие цену всему и не имеющие нравственных идеалов, даже если их действия внешне направлены на добро (как, например, в картине «Плюмбум»).