Студопедия — Билет № 11
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Билет № 11






Вопрос 1. Возникновение русской журналистики (газеты «Куранты», «Ведомости»).

Русская журналистика заявила о своем существовании в 1702 г. с момента издания «Ведомостей» — первой русской печатной газеты. До этого в России издавались рукописные предшественники газеты «Куранты» или «Вестовые письма». Это были сводки политических новостей, переписанные в одном, редко в двух, экземплярах от руки и предназначавшиеся для прочтения царю и ближайшим боярам. Первые «Куранты» относятся к 1600-м годам, и их тексты в настоящее время переиздаются издательством Академии наук.

Но подлинным первенцем русской печати были все же «Ведомости», которые стали издаваться по личному указанию и при личном участии русского царя Петра I типографским способом, т.е. широко тиражироваться. Указ об издании первой русской газеты был подписан в декабре 1702 г. Тогда же вышли пробные номера, но первый из дошедших до нас экземпляров газет датирован 2 января 1703 г.Нужно сказать, что первая русская газета, будучи органом государства помещиков-дворян и купечества, явилась в то же время важным фактором развития национальной культуры, особенно если учесть, что она с 1710 г. стала печататься гражданским шрифтом вместо церковнославянского.Содержание первой русской газеты сводилось к широкой пропаганде петровских реформ, много места отводилось характеристике экономического потенциала страны, обзору военных действий в Северной войне, дипломатическим связям русского государства, фактам национальной культуры, открытию школ, описанию торжественных праздничных актов, публикации проповедей сподвижников Петра I (Феофан Прокопович) и др. Тираж «Ведомостей» колебался от нескольких десятков до 4 тысяч экземпляров.

Первая русская газета была менее всего коммерческим изданием, каким были впервые возникавшие европейские газеты. Русская газета с первых шагов существования обнаружила свои важные потенциальные качества — быть проводником определенной политики, быть пропагандистом, а подчас и организатором общественного мнения в пользу государственных реформ, в пользу защиты национальной самостоятельности и независимости. Идеологический уровень первой русской газеты был несомненен и весьма ярок, несмотря на то что в ней первенствовали информационные материалы.

О том, что первая русская газета была весьма высока по своему уровню, по своим функциям, как тип информационной газеты, говорит косвенно дальнейшее успешное развитие русской журналистики, которое пошло неудержимым потоком в последующие времена.Уже в 1728 г. появился первый опыт издания русского журнала под названием «Примечания». В том же году стала издаваться газета «Санкт-Петербургские ведомости» при Академии наук в Петербурге, сменившая петровские «Ведомости».С первым русским журналом «Примечания» связаны и первые шаги М.В. Ломоносова как журналиста. Здесь в 1741 г. он работал в качестве автора и переводчика. Были опубликованы некоторые оды Ломоносова, переводы научных статей. С 1748 по 1751 г. Ломоносов являлся фактически редактором газеты «Санкт-Петербургские ведомости».Сотрудничал Ломоносов и в журнале, издававшемся на латинском языке Академией наук «Комментарий» (с 1750 г. «Новый комментарий»). С участием в этом издании связана статья Ломоносова «О должности журналистов», в которой впервые был сформулирован моральный кодекс журналиста, пишущего на научные темы, и вообще человека, берущегося публично давать оценку научным или иным явлениям действительности. Правдивость, умение правильно понять противника были провозглашены важнейшими профессиональными качествами журналиста.

 

Вопрос 2. Научно-популярные программы отечественного телевидения («Клуб путешественников», «В мире животных», «Очевидное – невероятное»).

Учебное ТВ возникло в 1965 году. Утренний блок был адресован школам. Это были передачи на урок, связанные со школьной программой. Дневные передачи выходили за рамки учебной программы и были адресованы не только детям, но и взрослым. Телевизионные уроки имели форму лекции, беседы, экскурсии, репортажа. В конце ставились контрольные вопросы и давались задания. В качестве ведущих приглашались авторитетные ученые, писатели, педагоги.Но телевидению не удавалось полностью интегрироваться в учебный процесс. В 1981 году ЦТ сочло нерентабельными некоторые учебные передачи и прекратило программы для поступающих в вузы и студентов-заочников.В 1991 году учебно-образовательная редакция была поделена на две части – «Останкино» и «Россия». Вместо учебного канала появился культурно-просветительный канал «Российские университеты». Это были наспех сделанные передачи со скрытой рекламой. Затем все было передано каналу НТВ, а в 1997 году в российском эфире не осталось ни одной учебной передачи.С началом реформ в стране научно-популярное вещание потеснили чисто развлекательные передачи. Позиции отечественного культурно-просветительного ТВ сильно сузились. Тенденцию удалось остановить только в 1997 году, когда был создан телеканал «Культура».В наши дни аналоги учебного телевидения есть, но нет такой аудитории, как раньше. Есть целые каналы с подобными программами.Если учебные передачи создавались в помощь школе и вузам, то научно-популярные были рассчитаны на углубление знаний аудитории в области культуры, искусства, науки и техники. «Клуб кинопутешествий» (позднее – «Клуб путешествий») впервые вышел в эфир в 1960 году. За это время вышло более 2000 выпусков.В этой программе были использованы документальные кадры, знакомящие зрителей с такими местами, в которых они не только никогда не бывали, но о которых подчас даже не слышали. Наконец, можно было увидеть страны и народы, о которых мы все слышали на уроках географии и иногда в Новостях. И вот прямо у себя дома можно было хоть чуточку увидеть, как это зарубежье живёт и дышит. Передача стала телевизионным долгожителем: 43 года в эфире (и за это была занесена в «Книгу рекордов Гиннесса»)! Первым ведущим «Клуба кинопутешествий» был Шнейдеров – режиссер популярного фильма «Джульбарс», автор множества географических фильмов, имевший большой опыт путешественника. Он вел передачу 13 лет, и его трудно было заменить. ТВ, однако, не ошиблось, пригласив на роль ведущего молодого врача Юрия Сенкевича, которому посчастливилось побывать в различных, требующих навыка и мужества путешествиях, в том числе морских под руководством прославленного Тура Хейердала. Гостями передачи были такие знаменитые исследователи, как Тур Хейердал, Фёдор Конюхов, Жак Ив Кусто.Эта программа – достойный конкурент «Непутевым заметкам» Крылова, фильмам- путешествиям Макаревича. После смерти ведущего программа закрылась в октябре 2003 года.Основателем передачи «В мире животных» был народный артист СССР и профессор ВГИКа режиссёр-документалист Александр Згуриди. Он эту передачу придумал, и 17 апреля 1968 года она впервые вышла в эфир. Згуриди, режиссер научно-популярных кинофильмов, всю свою жизнь посвятил изучению животного и растительного мира. В 1974 году передачу проиллюстрировали заставкой с летающей обезьянкой, бегущими страусами под волнующую музыку Ариэля Рамиреса «Жаворонок» в исполнении оркестра Поля Мориа. Ведущим с 1975 года стал Песков, который много путешествовал и охотился на зверей и птиц с фотокамерой, автор увлекательных книг о природе. Следом за ним передачу стал вести Н. Дроздов, тонкий знаток животного мира, который часто выступал как автор отдельных сюжетов, а то и целых передач, комментировал за кадром фильмы о животных, поражая зрителей своей эрудицией.Более тридцати лет передача рассказывала об удивительном мире живой природы, ее представителях, их повадках и среде обитания. Но главное в программе — это воспитание любви и сострадания к братьям нашим меньшим, будь то свирепый хищник или безобидные домашние зверушки.Гостями передачи были, например, доктор биологических наук В. Е. Флинт, американский орнитолог, президент Международного союза по охране журавлей, доктор Д. Арчибальд (выпуск, посвященный журавлям), профессор Б. Гржимек, автор фильма «Белый медведь» Ю. Ледин, академик В. Е. Соколов, писатель Б. С. Рябинин.Каждый из ведущих вёл передачу по-своему. Старшему поколению передача «В мире животных» помнится по короткометражным, документальным и художественным сериалам зарубежного производства о собаке породы колли «Лэсси» и об умном дельфине «Флиппер», которую вёл добрый дедушка с длинной бородой — Александр Згуриди.Передачи Василия Пескова отличались сюжетами из заповедников и питомников.Николай Дроздов чередовал сюжеты и темы одной передачи, рассказывая в популярной форме о животном мире. Во многом успех программы, после смерти Александр Згуриди, был восстановлен Николаем Дроздовым, который являлся не только профессионалом своего дела: на протяжении многих лет продолжал начинание предшественника, являясь интересным и удивительным человеком, который любит людей и животных.В 2006 году передача стала транслироваться на телеканале «Домашний».Передача «Очевидное – невероятное» вышла в 1973 году как кинопанорама научно- популярных фильмов. Ее возглавил С. Капица, профессор престижного Московского физико- технического института. Передача «Очевидное – невероятное» - по-настоящему авторская: ее концепцию, тематику, участников определяет сам ведущий, он является объединяющим началом всего, что происходит в кадре. Сам ведущий вступает в диалог, а нередко и в спор с гостями студии, не боясь отойти от темы. В передачу приглашаются видные ученые и деятели культуры, философы, которых волнует воздействие науки на нашу культуру, на общественное сознание. Главное, чем передача подкупает зрителя – это раскованность интеллектуального общения, неповторимая атмосфера, требующая и от участников дискуссии, и от зрителей живой работы мысли и воображения.При создании цикла пришлось преодолеть множество препятствий. Например, с годами снизился интерес к фундаментальной науке. К тому же многие обещания ученых оказались невыполненными – не удалось приручить термоядерную реакцию, не удалось добиться полной безопасности ядерной энергетики, что кончилось трагедией в Чернобыле, ухудшилась экологическая обстановка.В советское время программа «Очевидное – невероятное», ориентированная на широкую аудиторию,имел сравнительно высокую,для научно-образовательных программ, популярность.Регулярно она выходила до 1994 года, но из-за отсутствия финансирования была закрыта.С мая 1997 года передача открыла новый цикл под названием «Очевидное - невероятное. Век XXI».Сергей Петрович Капица в 2008 году получил специальный приз «ТЭФИ» за личный вклад в развитие российского телевидения, как бессменный ведущий программы «Очевидное — невероятное».Содержание программы остается неизменным - обсуждение с крупными учеными самых интересных и актуальных проблем науки и цивилизации. Главная задача нового цикла - формирование в обществе сознательного отношения к науке как к важнейшей части культуры. Вот уже более 30 лет автором и ведущим программы является доктор физико-математических наук, академик, вице-президент РАЕН Сергей Петрович Капица. «Как сохранить животный мир?», «Медицина XXI века: этические проблемы», «Что нам дает космонавтика?», «Интеллектновые рубежи», «Мозг и сознание», «Метаморфозы русского языка» - вот неполный перечень проблем, которым были посвящены выпуски популярной программы. В передаче рассказывается о науке и технике, изобретениях, освещаются философские, культурные и психологические проблемы научно-технического прогресса, делаются прогнозы на будущее. Информация тщательно проверяется профессионалами в своих областях. В настоящее время передача выходит на телеканале «Россия» два раза в месяц.







Дата добавления: 2015-04-19; просмотров: 441. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

Дезинфекция предметов ухода, инструментов однократного и многократного использования   Дезинфекция изделий медицинского назначения проводится с целью уничтожения патогенных и условно-патогенных микроорганизмов - вирусов (в т...

Машины и механизмы для нарезки овощей В зависимости от назначения овощерезательные машины подразделяются на две группы: машины для нарезки сырых и вареных овощей...

Классификация и основные элементы конструкций теплового оборудования Многообразие способов тепловой обработки продуктов предопределяет широкую номенклатуру тепловых аппаратов...

Краткая психологическая характеристика возрастных периодов.Первый критический период развития ребенка — период новорожденности Психоаналитики говорят, что это первая травма, которую переживает ребенок, и она настолько сильна, что вся последую­щая жизнь проходит под знаком этой травмы...

РЕВМАТИЧЕСКИЕ БОЛЕЗНИ Ревматические болезни(или диффузные болезни соединительно ткани(ДБСТ))— это группа заболеваний, характеризующихся первичным системным поражением соединительной ткани в связи с нарушением иммунного гомеостаза...

Решение Постоянные издержки (FC) не зависят от изменения объёма производства, существуют постоянно...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия