Соотношение языка и сознания. Гипотеза лингвистической относительности
Лурия. У человека более сложные формы получения и переработки информации, чем те, которые даются в восприятии (пр.: абстрактные силлогизмы). Т.е. у человека имеет место не только чувственное, но и рациональное познание. Пример (Бойтендайк): отличие мышления человека от мышления животного. В эксперименте животное не может выделить принцип по которому приманка перекладывается в другие баночки, однако уже ребенок 3-4 лет «схватывает» принцип и тянется к баночке, которая никогда не подкреплялась. Человек живет не только накапливая свой собственный опыт, но и усваивает общечеловеческий опыт, сформулированный в понятиях. Способность человека выходить за пределы непосредственного опыта – есть фундаментальная особенность его сознания. Как это объяснить. Два лагеря: · Идеализм. Способность к отвлечению – свойство духовного мира, которого нет у животных (Дильтей, Шпрангер). Декарт: зверюшки – машины, а у человека есть идеальное сознание. Кант: есть априористические категории, доступные только человеку. Неокантианец Кассирер: в сознании человека есть «символические формы», которых нет у животного. Гуссерль: нет смысла задавать вопрос «почему?». Вундт: есть то, что можно изучать (ощущение, восприятие, внимание, память), а есть то, что нельзя (воля). Вюрцбургская школа: мышление не имеет под собой образов (безобразное), прошлый опыт никак не влияет. Физиологи Шеррингтон и Экклз: идеалистические представления о сознании и мышлении. Вывод: все эти ученые поставили проблему рационального, но пошли не тем путем. · Механицизм. Ассоцианисты: мышление – ассоциация наглядных представлений. Бихевиористы: не занимались ни сознанием, ни мышлением + полный редукционизм. Столкновение этих двух лагерей привело к кризису в психологии. Выход из кризиса предложил Выготский. Он предлагает искать источники сознания в общественно-исторических отношениях. Жизнедеятельность человека характеризуется трудом, с разделением функций, который вызывает новые формы поведения, не связанные с элементарными биологическими мотивам. От этого формируются новые мотивы, образующие новую психическую деятельность (Леонтьев). Второй важный фактор, определяющий переход животного к сознательной человека – язык. Сначала это были какие-то выразительные жесты, потом – коды предметов и действий, потом эта система кодов стала выделять признаки, отношения, и наконец приобрела вид высказывания. Язык стал тем орудием, благодаря которому человек смог выйти за пределы чувственного опыта.
|