История и культура государства Урарту
Урарту 1. Гео: Вокруг озера Ван. Долина плодородная, очень удобное земледелие. К тому же, металл в т. ч. железо. Этн.: как вся Азия до Индии – европеоиды. По языку близки к хурритам. 2. Вся история по сути завязана на Ассирию. Первые государства – 11-10 вв. Объединились для отражения нападок Ассирии в 9 в. (см. территориальные царства и ф-ции государства воп. 5) и уже первый царь должен отбиваться от ассирийцев (Арам I). Столица – Тушпа. Затем постепенно усиливается, начинается масштабное строительство по всей стране и грабительские и завоевательные походы (если территория готова подчинится, её не грабят). Расцвет – при двух царях: Менуа (810-786) и Агришти (786-764). Менуа: военная реформа (на воинов – ассирийское вооружение), административная реформа (создание областей по территориальному принципу), отстройка района Тушпы, успешные войны. Агришти: главные (и, по сути, единственные) успехи в борьбе с Ассирией – ряд походов в саму, охват её территорий с трёх сторон и перерезка торговых путей. Помимо: создаёт дополнительную эк. базу вдалеке от военных действий (в Закавказье). Конец идилии – 743 – битва при Арпаде. Ассирийцы победили. Почти сразу – крупный поход в Урарту, разорены окрестности Тушпы, но это ещё не окончательное поражение. Благодаря Русе I (735-714) кризис преодолевается. Административная реформа (уменьшены области). Удачная политика на севере (новые завоевания, строительство), поражения от киммерийцев на юге. Полный разгром – 714 – поход Саргона II в Урарту (прошёлся по тылам и храмам. Руса покончил с жизнью). В ассирийский период (зависимое государство) подвергается постоянным нападкам скифов. Потом подпадает под Мидию. 590 – исчезает как самостоятельное государство. Армия: профессиональная, основа – конница. Управление: военная деспотия, гос-во так и не стало вполне единым. 3. Экономика. Главные отрасли – поливное земледелие и ремесло. Государство активно вмешивается в экономику (строительство целых экономических баз, провод). Пожалуй, госхозяйства – основа экономики. Меньшая роль у храмовых хозяйств. 4. Соц. Верхушка – царь, военная и служилая знать, жрецы. Ниже – общинники. Ниже – пленники и рабы. Закавказье 1. Конец 7 в. – образование древнеармянского царства а Арме-Шуприи. Завоёвано Персией. Под ней окультуривается. С IV – самостоятельное государство (царь Ерванд III). 2. Запад Закавказья. Под влиянием Греции в 6-4 вв. появляется образование Колхида. Городская цивилизация, живёт на ремёслах и торговле. Чеканятся свои монеты. Есть разделение на области во главе со «скипитроносцами» 3. Восточная Грузия. В 6-4 вв. появляются первые города, а в конце 4 – нач. 3 формируется восточногрузинское королевство. 4. На территории современного Азербайджана складывается в 4-3 вв. объединение албанских племён. Культура Урарты сумели использовать и высокие достижения ассиро-вавилонской цивилизации. Они заимствовали у ассирийцев клинопись, но упростили и несколько усовершенствовали её. Металлургия и изобразительное искусство урартов развивались в тесной связи с техникой металлического производства и художественным творчеством ассирийцев и хеттов. Художественные образы крылатых быков сохранились в искусстве целого ряда народов Передней Азии: ассирийцев, хеттов и митаннийцев. Урартская религия прошла весь путь развития от древнего фетишизма и культа природы до культа богов — покровителей царя и государства. Урарты обоготворяли деревья и в особенности горы. Одним из эпитетов бога Халда был «гора Халда». В перечне урартских богов (Мхер Капуей) упоминаются ворота Халда и боги ворот Халда. Очевидно, здесь имеются в виду ниши, высеченные в скалах, через которые, по религиозным воззрениям урартов, выходило из священной скалы божество, обитавшее в горе. Широко распространён был в стране Урарту и культ священного дерева. На различных предметах, в частности на оттисках печатей, сохранились сцены поклонения священному дереву, причём этот обряд иногда совершал сам царь. Характерно отметить, что около изображения священного дерева сохранились изображения священных каменных столбов, а также грифона. Наряду с культом бога горы Халда в Урарту существовал и культ богини природы и плодородия, которая считалась покровительницей зверей и растений. Видное место в пантеоне урартов занимали бог грозы и бури Тейшеба и бог солнца Ард. В урартских надписях особенно часто встречаются имена трёх основных богов: Халда, Тейшебы и Арда. Однако среди них первое место занимал бог Халд, считавшийся верховным богом урартов. С течением времени бог Халд превращается в бога войны и покровителя царя и Урартского государства. Копьё и щит считались символами божественной власти воинственного бога и его наместника на земле. Царь урартов изображался иногда в виде верховного жреца. Можно считать, что урарты оказали некоторое влияние на развитие культуры соседних народов, в частности ассирийцев. Урартская культура оказала несомненное влияние на развитие ассирийской металлургии и ассирийского искусства. Особенно сильное культурное влияние оказали урарты на развитие соседних народов Закавказья. На территории Армении сохранились развалины крепостей, построенных под влиянием урартской архитектуры. Урартский язык, религия и мифология, сохранив многие черты ассиро-вавилонской культуры, оказали большое влияние на развитие культуры древнеармянского народа. Армянский историк VIII в. Моисей Хоренский сохранил воспоминания о легенде, описывающей борьбу древнего героя Хайка с Бэлом, предводителем полубогов-полувеликанов, и не менее древнюю легенду о царице Шамирам, которую ещё долго впоследствии считали строительницей большого ванского канала. Таким образом, урарты передали многие элементы древневосточной культуры более поздним народам, в частности древним армянам.
|