Соглашение о разделе продукции
Соглаше́ние о разде́ле проду́кции (СРП) (англ. Production Sharing Agreement) — специальный тип договора об организации совместного предприятия. Обычно соглашение о разделе продукции является договором, заключённым между зарубежной добывающей компанией (подрядчиком) и государственным предприятием (государственной стороной), уполномочивающей подрядчика провести поисково-разведочные работы и эксплуатацию в пределах определённой области (контрактная территория) в соответствии с условиями соглашения.
Полномочия государственной стороны основываются: - на владении исключительной лицензией, предоставленной в соответствии с нормами применимого законодательства, регулирующего операции с ископаемыми ресурсами, в этом случае область соглашения совпадает с областью лицензии, или - на общем исключительном разрешении (и обязанности) проводить операции с ископаемыми ресурсами на всей территории страны без определённых обязательств. В России отношения, возникающие в рамках соглашений о разделе продукции, регулируются федеральным законом № 225-ФЗ от 30 декабря 1995 «О соглашениях о разделе продукции». Налоговый режим, устанавливаемый для СРП, регулируется главой 26.4 второй части Налогового кодекса России.
В 2006 в России в рамках СРП разрабатываются 3 проекта: Харьягинское нефтяное месторождение (оператор — Total), «Сахалин-1» (оператор — ExxonMobil), «Сахалин-2» (оператор — Sakhalin Energy).
Общая сумма дохода, полученного российским государством от данных проектов, составила к началу 2006 года около $686 млн, к началу 2010 — $5,6 млрд, а к началу 2012 года — более $10,9 млрд.
Благодаря реализации проектов СРП, Сахалинская область находится на пятой строчке российского рейтинга по сводному индексу социально-экономического положения; по развитию реального сектора экономики регион занимает третье место; по показателям инвестиционной привлекательности — шестое место; 12-е место по доходам и занятости населения; выработка валового регионального продукта в Сахалинской области в два раза выше, чем в среднем по Дальневосточному федеральному округу, а доходы — в 1,5 раза; с 1996 года валовой региональный продукт вырос с 9,6 до 455,2 миллиарда рублей, по объёму валового регионального продукта на душу населения область занимает третье место в целом по России; с 1996 года добыча нефти на Сахалине выросла почти в 9 раз, газа — в 13,2 раза; только в нефтегазовом секторе экономики Сахалинской области накоплено иностранных инвестиций на сумму в 32,6 миллиардов долларов; построен первый в России и один из крупнейших в мире завод по переработке сжиженного газа.
При выполнении соглашения о разделе продукции применяется специальный налоговый режим, обуславливающий определённые обязанности налогоплательщика и плательщика сборов, а также освобождающий их от уплаты определённых налогов и сборов.
33. Внешнеэкономические сделки: понятие, содержание, виды, правовое регулирование, порядок заключения и форма ВЭС. Опосредование предпринимательской деятельности. В отличие от сделки с иностранным элементом, внешнеэкономическая сделка обладает дополнительным признаком – сделка, направленная на извлечение прибыли. Внешнеторговая (бартерная) сделка – при осуществлении внешнеторгового обмена товарами, работами и услугами и результатами интеллектуальной деятельности. Термин закрепляется в ФЗ «об основах регулирования внешнеторговой деятельности». ВД – деятельность по осуществлению сделки в области внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственности = внешнеторговый бартерный договор. Обмен – дву- и многосторонние отношения, т.е. это договорные отношения. В сфере международно-правового регулирования используется термин международный коммерческий договор (принципы УНИДРУА, принципы МКД).
Внешнеэкономическая сделка – осложнена иностранным элементом и опосредует предпринимательскую сделку. Могут быть и долгосрочные экономические выгоды. В разное время разные признаки понимались под иностранным элементом: - пересечение товаров границ; - оферта и акцепт на территории разных государств; - передача товара на территории другого государства, где совершались оферта и акцепт; - разногосударственная принадлежность сторон. Этот признак с каким-либо из других элементов сочетался. На сегодняшний день большинство МП источников наиболее распространенный для дефиниции ВЭС является иной иностранный элемент – место нахождения коммерческих предприятий сторон, которое должно быть разногосударственное. Оно не тождественно государственной принадлежности (place of business).
Существование односторонних внешнеэкономических сделок Если ВЭС = ВЭД, следовательно не может быть. Ст. 131 ТК дифференцирует ВЭС на односторонние и дву- и многосторонние. Но это редкое явление. Данное понятие характеризует частно-правовую природу категории ВЭС. Профессор Нешатаева выделяет публично-правовой аспект ВЭС – направленность на трансграничный обмен, пересечение товаров госграницы и оплата товара в иностранной валюте, что влечет за собой необходимость применения дополнительного валютного регулирования.
Проблема введения фиктивного иностранного элемента во ВЭС с целью ее подчинения иностранному регулированию и иностранному праву – с целью же обхода закона.
Четкого понятия ВЭС нет. Наиболее устоявшееся определение – это сделка, совершаемая между сторонами, коммерческие предприятия которых находятся на территории различных государств. Более широкий подход – сделка с иностранным элементом, направленная на получение прибыли и на иное получение экономической выгоды, не имеющая прямого денежного выражения на момент заключения соответствующего соглашения.
Факультативные признаки – пересечение границы, разногосударственная принадлежность сторон сделки, использование при расчетах иностранной валют, возможность выбора применимого права и компетентного органа. Определенные ФП ВЭС порождают необходимость применения к ней не только частно-правового, но и публично-правового законодательства (таможенного и валютного и налогового).
В РФ правовое регулирование ВЭС установлено в ч. 1 ГК РФ в ст. 162, п. 3, где установлено, что такая сделка – в письменной форме, иначе не действительна. Ст. 1209 ГК РФ – если стороной ВЭС является российское юр или физлицо, то сделка должна подчиняться российскому праву. Требование письменной формы признавалось в РФ сверхимперативной нормы в рамках статьи 1192 ГК РФ. Венская конвенция о договорах международной купли-продажи товаров, допускающая любую форму сделки, была ратифицирована РФ с оговоркой о применении только письменной формы.
Венская конвенция 1980 г, ст. 14 о письменной форме. При толковании письменной формы в ВК сформировалось два похода: - суды РФ понимают письменную форму по российскому праву; - токовать письменную форму в соответствии с ее МП смыслом.
МП толкование максимально широкое, включает любые человекочитаемые формы.
Порядок заключения – раньше действовало правило контрасигнатуры (постановление совета министров 1978 г.) – порядок заключения ВЭС включает проставление двух подписей – руководителя и его заместителя по доверенности. С момента вступления в силу ГК юр лица приобретают силу, подпись лишь нужна одного лица, правило контрасигнатуры не применяется.
Выбор права (1250 ГК РФ), выбор суда, выбор арбитража – закон об арбитраже.
«К договору поручительства применяются действующие правовые акты Латвии» - латвийский банк, кредитор России и рос поручитель, сумма оговора – 15 млн. Применимое право – широкий концепт, законодательство и правовые акты – уже. 1210 ст – правовые акты – все законодательство. Толкование категорий законодательства и права. Здесь привязка работает. Законодательство = правовые акты. Утратившее силу не является правом, но, включенное в договор – распространяется на стороны. Выбор применимого права предполагает выбор применимых норм. Заморозить нельзя. Но итальянское право применяется. Ст. 1211 – применимое право при отсутствии соглашения о выборе применимого права – тесная связь с договором!
(лекции Моховой)
|