Расцвет Киевской Руси. Владимир и Ярослав
После гибели Святослава в 972 г. в бою с печенегами у Днепровских порогов между его сыновьями Ярополком, Владимиром и Олегом начинается борьба за великое княжение киевское. Ещё при жизни Святослав посадил старшего сына Ярополка в Киеве (после смерти в 969 г. Ольги), Олег стал княжить в древлянской земле, а Владимир в Новгороде. В этих событиях некоторые исследователи (А. П. Новосельцев) уже видят начало процесса дробления государства. Междоусобица стоила жизни Ярополку и Олегу. Опираясь на новгородцев и варягов, в 980 г. Владимир утвердился в Киеве. Отечественная историография рассматривает правление Владимира как новый этап в развитии Киевской Руси, подчеркивая отличные от правлений его предшественников черты. На политику Владимира оказали влияние определённые процессы, проявившиеся к моменту его вокняжения на великом престоле. С. Ф. Платонов так раскрывает их природу: «Потрясённое усобицами государство являло признаки внутреннего разложения». От Киева отложились некоторые племена (вятичи, радимичи). Военные неудачи Святослава в войне с Византией ослабили внешнее могущество Руси. Достаточно самого поверхностного анализа основных событий, имевших место в правление Владимира, чтобы увидеть стремление последнего повлиять на эти процессы, направить их в выгодное для себя русло. В 981 и 982 гг. Владимир совершил успешные походы на вятичей, а в 984 г. — на радимичей. В 981 г. отвоевал у Польши Червенские города. В целях укрепления связей внутри своей державы великий князь киевский стал применять практику замены местных племенных князей своими ставленниками. Владимир принял активное участие во внутривизантийском конфликте, поддержав императора Василия II в борьбе против мятежного полководца Варды Фоки, претендовавшего на престол. В обмен на военную помощь Владимир потребовал от Византии заключить союз с Русью и скрепить его своим браком с сестрой императора Анной, на что получил согласие. Однако после разгрома мятежников византийцы отказались выполнить установленные договорённости. Тогда русские дружины двинулись на Херсонес и после осады овладели им. Под угрозой похода на Константинополь Василий II вынужден был удовлетворить требования Владимира, но с одним условием. Прежде чем стать мужем Анны, Владимир должен был стать христианином. По летописному рассказу он принимает крещение в Херсонесе (русское название Корсунь) в 988 г. По возвращении в Киев Владимир вместе с духовенством осуществил в Днепре крещение киевлян. Общепринятой датой принятия Русью христианства считается 988 г. Однако историки рассматривают и другие даты — 988, 990 и даже 991 г. (А. В. Карташев). В крещении Владимиром Руси следует видеть не только важнейшую религиозную реформу, но и определённые политические действия, направленные на укрепление Киевского государства. Религиозная деятельность Владимира включает в себя два этапа: языческая реформа 980 г., которая не решила поставленных перед ней задач, и христианская реформа 988 г. Суть первой Б. Д. Греков передаёт так: великий князь «хотел собрать всех богов, которым поклонялись различные племена, и составить из них в Киеве пантеон, обязательный для всего государства. Владимир желал создать такую религию, которая могла бы крепче объединить всё его государство». Определение характера общественного строя Древнерусского государства приводит историков к различным оценкам факта крещения Руси и его значения. Одни исследователи полагают, что монотеистическая религия в большей степени отвечала идеологии раннефеодального государства, освящала не только власть великого князя, но и всю систему господства и подчинения, характерную для классовых отношений. Другие рассматривают Киевскую Русь как межплеменной союз, «характерный для завершающей стадии развития первичной формации, а не раннефеодального государства». Языческая и христианская реформы Владимира были направлены на то, чтобы удержать власть Киева над покорёнными племенами, «остановить начавшийся распад грандиозного союза племён». Введение христианства не утверждало новые феодальные отношения, а консервировало старые родоплеменные порядки, сложившиеся в IX-X вв. в процессе завоевания киевскими правителями восточнославянских племён. При этом принятие христианства являлось опережением событий и не имело под собой социальной опоры. Только в XIV-XV вв., когда завершилось формирование классов феодального общества, оно стало орудием классового господства. Христианство, вводимое по воле киевской знати и Полянской общины, наталкивалось на сопротивление других славянских общин. В этом — главная причина медленного распространения христианства в Древней Руси, растянувшегося на весь XI, часть XII и даже на XIII-XV вв. (И. Я. Фроянов). С принятием крещения Русь становится частью христианского сообщества, что определило её более высокий уровень взаимоотношений с христианскими государствами. Византийская культура обогатила древнерусское искусство, дала мощный импульс к распространению на Руси живописи, архитектуры, письменности и литературы. Киевскую митрополию в составе Константинопольского патриархата возглавлял митрополит, назначаемый константинопольским патриархом. Митрополия делилась на Новгородскую, Черниговскую, Ростовскую и другие епархии во главе с епископами, которым подчинялись священники в городах и сёлах. После смерти Владимира между его многочисленными потомками, княжившими в различных землях, началась междоусобная война (1015-1019 гг.). Победил в ней новгородский князь Ярослав Владимирович, получивший в истории прозвище Мудрый. Время великокняжения Ярослава (1019-1054 гг.) — расцвет Киевской Руси. Восточным и южным границам больше не угрожали печенеги — Ярослав разгромил их в 1036 г. под Киевом. Форпостом государства в Прибалтике стал основанный им город Юрьев (современный Тарту). В правление Ярослава Владимировича состоялся последний поход Руси на Константинополь (1043 г.). Великий князь киевский не принял объяснений византийской стороны относительно убийства русского купца в ссоре с греками. В 1046 г., после ряда военных столкновений, был заключён мирный договор, скреплённый браком сына Ярослава — Всеволода и Марии — дочери византийского императора Константина IX Мономаха. Родства и союза с Ярославом искали государи Европы. Посредством заключения брачных уз он породнился с правящими домами Франции, Германии, Венгрии, скандинавских стран. Важнейшими направлениями в деятельности правителей Древней Руси являлись охрана торговых путей и оборона южных рубежей державы от кочевников. Особую остроту эта, по существу единая, проблема приобрела с появлением в южнорусских степях печенегов, впервые упомянутых русской летописью под 915 г. Олег с первых лет своего правления в Киеве приступает к сооружению своеобразного защитного пояса, который состоял из укреплённых пунктов, окружавших Киев. В правление Владимира и Ярослава Мудрого укреплённые городки соединяются между собой земляными валами и засеками. В них появляются постоянные гарнизоны. В XI в. на берегах Днепра сооружается мощная сеть укреплений, сдерживавшая кочевые орды. Ярослав поднял престиж церкви. В 1051 г. он утвердил киевским митрополитом русского священнослужителя Илариона. При Ярославе были канонизированы князья Борис и Глеб — его братья, убитые в ходе междоусобицы, ставшие первыми русскими святыми (1021 г.). В правление Ярослава Мудрого начинается составление одного из крупнейших юридических кодексов Средневековья и славянского права «Русской Правды» — свода законов Древнерусского государства. Во второй половине XI в. сыновья Ярослава существенно дополнили и изменили статьи «Русской Правды», создав так называемую «Правду Ярославичей». В свою очередь Владимир Мономах также переработал и дополнил краткую редакцию «Русской Правды» («Правда Ярослава» и «Правда Ярославичей»). В результате сложилась пространная редакция «Русской Правды». «Русская Правда» — ценнейший, а в ряде случаев и единственный источник по социально-экономической и политической истории Древнерусского государства.
КИЕВСКАЯ РУСЬ: СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ И ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
|