Этногенез восточных славян
Этногенез восточных славян Вопрос о том, «откуда есть пошла Русская земля», волновал ещё монаха Нестора, предполагаемого автора «Повести временных лет». По мнению Нестора, прародиной славян был бассейн реки Дунай (там, «где земля Болгарская и Венгерская», уточнял летописец). Из этого региона славяне «разошлись по земле и прозвались именами своими». «Дунайская» версия происхождения славян господствовала в отечественной историографии вплоть до XX в. Основные её положения разделяли крупнейшие отечественные историки XIX в. С. М. Соловьёв и В. О. Ключевский. Вопрос об исторических предках славян, их прародине остается дискуссионным. Происхождение этнонима «славяне» остаётся недостаточно ясным. Географическим центром индоевропейского массива народов в VI-V тыс. до н. э. была северо-восточная часть Балканского полуострова и полуостров Малая Азия. По-видимому, древнейшие предки славян выделяются из индоевропейской языковой и этнической общности не позднее II тыс. до н. э. Наибольшее признание современных исследователей получили взгляды, согласно которым славянская этническая общность первоначально складывается в ареале либо между Одером и Вислой (одерско-висленская теория), либо между Одером и средним Днепром (одерско-днепровская теория). Отсюда началось продвижение славян в юго-западном, западном и северном направлениях. Бесспорно одно: славянский этнос формировался в результате сложных взаимодействий (миграций, дифференциаций, интеграций, ассимиляций) славянских и неславянских племён (тюрков, балтов, финно-угров, кельтов). При изучении проблемы этногенеза славян историки опираются на широкий круг источников: письменных, лингвистических, археологических, антропологических, в определённой степени - фольклорных и этнографических. Особое значение для изучения этнической истории славян имеют археологические памятники, которые по сходным принципам объединяются в комплексы — археологические культуры. Археологическая культура — совокупность памятников, которые относятся к одной территории и эпохе, имеют общие особенности — в формах общественной жизни, орудиях труда, жилищах, погребальном обряде, орнаменте и т. д. Как правило, археологическая культура в той или иной степени соответствует этнической общности - группе родственных племён. Согласно современной концепции этногенез славян включает в себя три этапа: 1) Формирование протославянской этнической общности. По мнению ряда исследователей, к протославянам относятся племена — носители археологической культуры «шнуровой керамики». Элементы этой культуры (шнуровой орнамент) встречаются в локальных вариантах по всей Северной Европе, от Ютландии до Волги и относятся к концу III тыс. до н. э. Происхождение культуры — предмет дискуссионный (Дания, Центральная Германия, Восточная Польша или Украина). Возможно, носителями культуры были первые индоевропейцы на континенте. 2) Формирование праславянской этнической общности. Этот период ограничивается V-VII вв. н. э. Важнейшими источниками по ранней истории славян являются сочинения античных, византийских, арабских авторов, а также раннесредневековые летописи и хроники. Славяне в них упоминаются под разными именами — склавины, анты, венеды. В VI в. анты и склавины участвовали в войне против Византии, в ходе которой часть их осела на Балканах. Название анты в VII в. исчезает из письменных источников. Свидетели этих событий, в большинстве своём византийские авторы, оставили ценнейшие наблюдения о быте, общественном строе и верованиях славян. Готскому историку Иордану (VI в. н. э.) славянская группа, заселявшая пространства от Верхней Эльбы на западе до Среднего Поднепровья на востоке, включая области среднего Подунавья, бассейны верхних течений Одры, Вислы и Днестра, а также Припятское Полесье до Киева, была известна под именем склавинов (славенов). Другая группа племён, известная как анты, преобладала в V-VII вв. н. э. на юго-востоке славянского мира от Нижнего Подунавья до Северского Донца, упоминается не только Иорданом, но и византийскими авторами. Третья группа славян в V-VII вв. н. э. занимала территорию между нижними течениями Эльбы и Вислы. Эта группировка отождествляется с венедами, о которых также упоминает Иордан. Четвёртая славянская группа (о ней не упоминается в письменных источниках) определена в бассейне рек, впадающих в озера Ильмень и Псковское, современным археологом В. В. Седовым. Учёный полагает, что она сложилась в результате миграции в этот регион части протославянских племён из Северной Европы в середине I тыс. до н. э. 3) Формирование раннеславянской этнической общности. Из районов Одер — Висла или Одер — Днепр славяне, вовлечённые в V- VII вв. в Великое переселение народов, перемещаются на юго-запад, запад и север. В итоге к IX в. сложился обширный ареал расселения славянских племён — от современного Русского Севера и Балтийского моря до Средиземноморья и от Волги до Эльбы. Столь широкое расселение приводит к образованию трёх славянских групп: южной (Балканы), восточной (верхнее и среднее течение Днепра, район озера Ильмень) и западной (Центральная Европа).
|