Студопедия — Основные направления развития теории социальных технологий
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Основные направления развития теории социальных технологий






Эволюция теории социальных технологий, как и социальных наук в целом, долгое время проходила под воздействием социально-философских идеи модернизма, который включает в себя совокупность таких частных принципов, как монизм, фундаментализм, элементаризм, редукционизм, линейность, динамичность и др. Но уже к середине XX ст. социальные науки, развиваясь в рамках идей модернизма, обнаружили свою неадекватность в освещении социальной реальности, не обеспечили серьезной ее экспертизы и технологизации. Как справедливо отмечают многие авторы, на современном этапе описательные функции науки недостаточны, а ее рекомендательная и технологическая, т. е. ведущая к эффективному управлению роль "стала значительной и особенно ценимой лишь с середины XX в. и даже позже" [25, с. 82].

Другими словами, объяснительные теории, построенные на авторитете отдельных ученых, не дают проверяемых общественных прогнозов, а многие из них оказались фактически мифами. В образовавшемся своеобразном вакууме, как это ни парадоксально, открываются большие возможности для развития социальных технологий, но уже в русле новой, постмодернистской парадигмы.

Таким образом, к концу XX в. теория социальных технологий стала активно развиваться в рамках уже принципиально иного, нового социально-философского течения, получившего название "постмодернизм", которому свойственны следующие характерные особенности. Во-первых, постмодернизм являются идейным противником модернизма как социально-философского и мировоззренческого течения, проповедующего безудержное развитие науки и научно-технического прогресса. Во-вторых, постмодернизм видит в качестве основной причины социально-экономических кризисов XX ст. прежде всего рационализм, лишенный духовно-нравственного и гуманистического начала. Поэтому он подвергает резкой критике технократическую парадигму развития общества как антигуманную, детерминистскую, приводящую к трагическим для него последствиям. В-третьих, если в методологическом плане рационализм опирается на идеи системности, целостности и детерминизма, а также на строгие количественные методы исследований, то постмодернизм проповедует хаос, распад, переходность, стихию, плюрализм, релятивизм и дополнительность, используя главным образом качественные подходы к осмыслению всего многообразия системных проявлений сути социальной реальности.

Для постмодернизма, таким образом, свойственно принципиально иное понимание целостности, когда часть и целое рассматриваются как суверенные и взаимопроникающие. Немаловажная его особенность — принцип когерентности, т. е. синхронизации и согласованности всех социальных явлений и процессов. Если модернистская технология, выстраивающая жесткие цепочки причинно-следственных связей, является строго детерминистской, то постмодернистская технология базируется на иных, более гибких, формах социального взаимодействия, таких как связь состояний, корреляционная связь и т. п.

Исходя из этих теоретических посылок, в последнее время формируется новая методология постмодернистских подходов к социальным технологиям. Так, если "жесткий" постмодернизм отрицает в определенной мере необходимость технологи-зации социальной сферы, считая ее негативным следствием промышленной технологизации, то "мягкий" постмодернизм, идеологически остывший от борьбы с модернизмом и рационализмом, по сути дела, сам того не желая, формирует более современную методологию рационализма и тем самым существенно влияет на методологические основы социальных технологий, выдвигая к ним принципиально иные требования.

Согласно этой методологии социальные технологии должны обладать следующими характеристиками: 1) отличаться полифункциональностью, полиструктурностью и многообразием проявлений; 2) обладать высокой адаптивностью, вариабельностью и стохастичностью; 3) находиться в подчинении человека и иметь строго гуманистическую ориентацию; 4) обеспечивать согласованность всего многообразия факторов окружающей среды, а также обеспечивать равновесие человека с социальной и природной средой; 5) основываться на принципе нелинейности социальных явлений и процессов; 6) использовать принцип синергизма при проектировании и построении социальных технологий, который приводит к умножению их эффективности.

В рамках этой методологической парадигмы, как показывает анализ, выделяют три основных направления в развитии теории социальных методологий.

Первое направление связано с переносом внимания от индивида к социуму. Оно реализуется в русле концепции антропоцентризма, в центре которой находится человек, его ценностные ориентации, интересы и мотивы. По поведению человека в социальной среде делают выводы о состоянии социума, уровне его развития и зрелости, а также о возможностях его социальной технологизации.

Второе направление обозначают как социоцентрическое. Центр внимания в нем перенесен на исследование группы, сообщества, в результате которого выявляют характеристики, тенденции, закономерности и на основе этого делают выводы о возможностях технологизации поведения и действий человека в группе.

Третье, или интегративное, направление, на наш взгляд, является самым продуктивным, так как дает возможность наиболее предметно раскрывать динамику коллективистских (ассоциативных) и субъективно-личностных характеристик. Это направление вбирает в себя оба начала: с одной стороны, технологии процесса самореализации человека, проявление его способностей и задатков, а, с другой — процесса взаимодействия, взаимореализации. Суть его состоит в разрушении противоречия между "взаимо" и "само" в пользу "самости", т. е. всестороннего воспроизводства универсально-целостного и гармонично развитого творческого человека [25, с. 30]. При этом формы социальной технологизации совместной жизни, способы взаимных связей и отношений (социальные качества) пребывают в гармонии с процессом свободного развития каждого индивидуума как важнейшего условия свободного развития всех членов общества.

В этой связи на первый план в технологизации социума выступает качество его социализации, а также роль в этом всех социально-технологических образований — социальных институтов: семьи, государства, трудовых коллективов, общественных и творческих объединений, политических партий, профсоидеи системности, целостности и детерминизма, а также на строгие количественные методы исследований, то постмодернизм проповедует хаос, распад, переходность, стихию, плюрализм, релятивизм и дополнительность, используя главным образом качественные подходы к осмыслению всего многообразия системных проявлений сути социальной реальности.

Для постмодернизма, таким образом, свойственно принципиально иное понимание целостности, когда часть и целое рассматриваются как суверенные и взаимопроникающие. Немаловажная его особенность — принцип когерентности, т. е. синхронизации и согласованности всех социальных явлений и процессов. Если модернистская технология, выстраивающая жесткие цепочки причинно-следственных связей, является строго детерминистской, то постмодернистская технология базируется на иных, более гибких, формах социального взаимодействия, таких как связь состояний, корреляционная связь и т. п.

Исходя из этих теоретических посылок, в последнее время формируется новая методология постмодернистских подходов к социальным технологиям. Так, если "жесткий" постмодернизм отрицает в определенной мере необходимость технологизации социальной сферы, считая ее негативным следствием промышленной технологизации, то "мягкий" постмодернизм, идеологически остывший от борьбы с модернизмом и рационализмом, по сути дела, сам того не желая, формирует более современную методологию рационализма и тем самым существенно влияет на методологические основы социальных технологий, выдвигая к ним принципиально иные требования.

Согласно этой методологии социальные технологии должны обладать следующими характеристиками: 1) отличаться полифункциональностью, полиструктурностью и многообразием проявлений; 2) обладать высокой адаптивностью, вариабельностью и стохастичностью; 3) находиться в подчинении человека и иметь строго гуманистическую ориентацию; 4) обеспечивать согласованность всего многообразия факторов окружающей среды, а также обеспечивать равновесие человека с социальной и природной средой; 5) основываться на принципе нелинейности социальных явлений и процессов; 6) использовать принцип синергизма при проектировании и построении социальных технологий, который приводит к умножению их эффективности.

В рамках этой методологической парадигмы, как показывает анализ, выделяют три основных направления в развитии теории социальных методологий.

Первое направление связано с переносом внимания от индивида к социуму. Оно реализуется в русле концепции антропоцентризма, в центре которой находится человек, его ценностные ориентации, интересы и мотивы. По поведению человека в социальной среде делают выводы о состоянии социума, уровне его развития и зрелости, а также о возможностях его социальной технологизации.

Второе направление обозначают как социоцентрическое. Центр внимания в нем перенесен на исследование группы, сообщества, в результате которого выявляют характеристики, тенденции, закономерности и на основе этого делают выводы о возможностях технологизации поведения и действий человека в группе.

Третье, или интегративное, направление, на наш взгляд, является самым продуктивным, так как дает возможность наиболее предметно раскрывать динамику коллективистских (ассоциативных) и субъективно-личностных характеристик. Это направление вбирает в себя оба начала: с одной стороны, технологии процесса самореализации человека, проявление его способностей и задатков, а,с другой — процесса взаимодействия, взаимореализации. Суть его состоит в разрушении противоречия между "взаимо" и "само" в пользу "самости", т. е. всестороннего воспроизводства универсально-целостного и гармонично развитого творческого человека [25, с. 30]. При этом формы социальной технологизации совместной жизни, способы взаимных связей и отношений (социальные качества) пребывают в гармонии с процессом свободного развития каждого индивидуума как важнейшего условия свободного развития всех членов общества.

В этой связи на первый план в технологизации социума выступает качество его социализации, а также роль в этом всех социально-технологических образований — социальных институтов: семьи, государства, трудовых коллективов, общественных и творческих объединений, политических партий, профсоюзов, образования, религии и т. п. Еще в середине XX в. известный социолог П. Сорокин убедительно раскрыл селективную функцию образования, его возрастающее значение в развитии современного общества.

Таким образом, социальность — это взаимообусловленность процессов и результатов совместной и индивидуальной человеческой жизнедеятельности. Проблема в том, что систему связей можно понимать как то, что существует "в людях" и "через людей", и как то, что существует "рядом с людьми" или "над ними". Соотношение общества и людей, социального и индивидуального проясняется в теории социальных технологий через анализ соотношения общества и государства. Если отождествить последние, то общество можно представить как особую систему, в которую "включаются" и где социализируются индивиды. Если же их рассматривать как разные социальные формы и, более того, характеризовать государство как одну из подсистем общества, то в общественных связях раскрываются их зависимости от движения сил и способностей индивидов, от самореализации людей.

В этом случае речь идет о гражданском обществе, о корпоративных интересах, их соотношении с личными и государственными интересами. При этом социально-технологический анализ ориентирован на изменение, динамику форм социализации, общества, государства, а также индивидной самореализации. Предпочтение при таком анализе отдают не общим определениям и категориям, а логике эволюции социальных связей и отношений.

Суммируя вышеизложенное, можно утверждать, что теория социальных технологий — это наука о закономерностях технологизации социума в целях его более эффективной и рациональной социализации для включения социальных субъектов (человека, группы, общности, нации, народа, государства) в освоение ценностей мировой культуры, а также о динамике социальных форм, создаваемых людьми для разрешения сущностного противоречия между "взаимо-" и "самореализацией" и создания благоприятных условий своей жизнедеятельности в экодиалоге человека и природы.

Такая конструктивная, творческая теория социальных технологий должна базироваться на инновационной методологии, позволяющей разрешать в органическом единстве проблемы исследования и практического развития различных социальных систем [25, с. 31]. В результате этого значительно усиливается прикладной потенциал самой теории социальных технологий, расширяется ее научная база, повышается авторитет как интеграционной системы научного знания, обеспечивающей комплексный подход к технологизации явлений и процессов социальной жизнедеятельности.

Объектом теории социальных технологий при этом является человек, личность, социальная группа, общность, государство, нация, социальное пространство, социальные связи и отношения, но не в статике, а в динамике, т. е. в непрерывном изменении под влиянием социальной действительности. Предметом же исследования являются возможности и качество социальной технологизации общественной жизнедеятельности, интенсивность и эффективность этого процесса, а также проблемы соответствия социальных институтов, форм и методов их работы объективной потребности человека в самореализации, в развитии своего творческого потенциала, воспроизводства и самореализации социального интеллекта группы, общности, нации, народа.

Действительно, интеллектуально-инновационная революция знаменовала становление такого "мира изменений", в котором человеку уже невозможно адаптироваться, не занимаясь постоянно творчеством и саморазвитием на базе современных технологий непрерывного образования и самообразования. Подлинным прорывом на этом пути стало появление к концу XX ст. наукоемких, высокотемповых экономик и социальных систем, где все большее место занимают образовательные технологии. Что же касается технологии социализации, то, будучи универсальной, она состоит из множества частных, конкретных социальных технологий. Ее рассматривают как учение о социальных навыках, умениях и мастерстве в рамках социально-технологической теории, направленное на обучение рациональным способам и приемам социального действия.

Социальное действие, направленное на "включение" социального субъекта в ценности культуры и жизни, а также "включение" человека в социальные связи, должно быть подкреплено прежде всего технологичностью социальной сферы общества, деятельностью его социальных институтов. Используя предложенную известным немецким социологом М. Вебером структуру социального действия, основанную на учете в нем меры и степени рациональности, можно гарантировать технологичность процесса социализации и целенаправленного гуманистического освоения социального пространства.

Таким образом, можно утверждать, что появившаяся новая отрасль научного знания — теория социальных технологий — и ее инструментарий (новые методы, способы и процедуры) направлены на достижение социального результата в соответствии с целями современного общества по более полному использованию ресурсов человека. Эта сравнительно новая область научного обществознания призвана дать ответ на вопрос, как с наименьшими издержками, без жертв и страданий добиться высокоэффективной совместной жизнедеятельности людей. В ее основу положена социология управления, исследующая процесс формирования социально-технологической культуры каждого современного человека, а не только специалистов в области менеджмента.

Разработка социальных моделей, программ, проектов, планов и адекватных им технологий общественного развития — это прерогатива не только теории социальных технологий, но и всех социальных наук, означающая полную реализацию ими своих прямых функций — аналитической, информационной, технологической, экспертной.

При этом в плане технологизации социального знания следует выделить три аспекта: во-первых, все то, что связано с исследованием соответствующих процессов, — социальные и личностные структуры; во-вторых, все, что имеет отношение к формированию своего рода "технологического" раздела в каждой отрасли обществознания, обосновывающего рациональные способы социального действия; в-третьих, то, что связано с теорией социальных технологий как особой научной дисциплиной, изучающей закономерности социальной технологизации социума и его подсистем, а также методы, средства и процедуры направленного воздействия на социальные объекты и, кроме того, проектирующей эффективные способы и приемы взаимодействия и самореализации людей.

Инновационная теория социальных технологий должна служить социальному обустройству современного общества. Поэтому необходима современная универсальная технология включения этой теории в механизм государственного управления, а также программа поддержки.ее приоритетных научных направлений.

За критерий научной истины в инновационной теории социальных технологий можно принять проверяемый прогноз: изменяются ли условия жизнедеятельности людей в экодиалоге с природой и в какую сторону — социального прогресса или регресса. Отсюда следует и весьма широкий спектр социально-технологического освоения жизненного пространства — от технологий созидания до технологий разрушения.

Вопросы для подготовки и самоконтроля

1. Дайте определение сущности социальной технологии. В чем ее специфика и отличия по сравнению с промышленной технологией? Покажите многоаспектность этого понятия.

2. Сформулируйте основные принципы социальных технологий и покажите их роль в социально-технологической деятельности.

3. Определите основные тенденции развития практических основ социальных технологий в истории человеческого общества.

4. Каковы этапы концептуальной эволюции и в чем суть методологических основ теории социальных технологий? Какой вклад в теорию социальных технологий внесли Н. Стефанов, К. Поппер, А. Тоффлер и другие ученые?

5. Попробуйте проанализировать взаимосвязь и взаимообусловленность типа общества и социальных технологий.

6. Что такое социально-технологический уклад общества и какова его структура?

7. Определите содержание и основные направления социально-технологической политики.

8. Какую роль в становлении теории социальных технологий сыграли утопизм и праксеология?

9. Определите особенности социальных технологий современного общества в сравнении с технологиями индустриального общества.

10. Чем определяются возможности и пределы социальной технологизации общества?

11. Каково влияние постмодернизма на развитие теории социальных технологий и социально-технологическую деятельность в целом?







Дата добавления: 2015-03-11; просмотров: 537. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Броматометрия и бромометрия Броматометрический метод основан на окислении вос­становителей броматом калия в кислой среде...

Метод Фольгарда (роданометрия или тиоцианатометрия) Метод Фольгарда основан на применении в качестве осадителя титрованного раствора, содержащего роданид-ионы SCN...

Потенциометрия. Потенциометрическое определение рН растворов Потенциометрия - это электрохимический метод иссле­дования и анализа веществ, основанный на зависимости равновесного электродного потенциала Е от активности (концентрации) определяемого вещества в исследуемом рас­творе...

Методы прогнозирования национальной экономики, их особенности, классификация В настоящее время по оценке специалистов насчитывается свыше 150 различных методов прогнозирования, но на практике, в качестве основных используется около 20 методов...

Методы анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия   Содержанием анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия является глубокое и всестороннее изучение экономической информации о функционировании анализируемого субъекта хозяйствования с целью принятия оптимальных управленческих...

Образование соседних чисел Фрагмент: Программная задача: показать образование числа 4 и числа 3 друг из друга...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия