Формирование науки как профессиональной деятельности. Возникновение социально-гуманитарных наук
На первых этапах формирования науки исследовательская деятельность не была еще профессией. Ею занимались любознательные, образованные и обеспеченные люди, которые обменивались результатами своих исследований либо при личном общении, либо путем переписки. Такая переписка велась на латыни и служила средством для обмена результатами исследований. В ней обсуждались различные гипотезы и предположения, аргументы за и против, а также промежуточные и конечные результаты проведенных работ. Средством же трансляции знаний и обучения в обществе служила в основном книга, которая содержала полный компендиум сведений и информации по соответствующей отрасли науки. Обмен информацией путем личной переписки исследователей мог соответствовать лишь первоначальному периоду формирования науки. С дальнейшим ее развитием, расширением научных знаний и их дифференциацией такая практика стала тормозом для улучшения и развития коммуникаций между учеными. Усиливавшаяся дифференциация науки, появление новых ее отраслей, рост научной информации привели к специализации научного труда. Если раньше ученый был универсалом и мог одновременно с экспериментальными исследованиями заниматься теоретическим их анализом, нередко работая по нескольким отраслям знания, то в XVIII веке время ученых-энциклопедистов завершается. В период с XVIII — до первой половины XIX вв. происходит резкий рост профессионализации ученых: они становятся теперь специалистами не только отдельных наук, но часто даже узких областей таких наук. Одновременно с этим меняется сам характер коммуникации между учеными. На место личной переписки приходят первые научные журналы, издаваемые часто на национальных языках, на страницах которых ученые получают возможность сообщать о своих новых результатах исследований, обмениваться мнениями и обсуждать возникшие проблемы своей науки. С развитием производства, переходом к машинной индустрии возникают технические и социально-гуманитарные науки. Сначала для изобретения и создания технических устройств используются открытия естествознания, которые соответствующим образом приспосабливаются к потребностям техники. Типичным примером может служить создание маятниковых часов X. Гюйгенсом на основе использования законов колебания механики.
Постепенно, однако, выясняется, что для успешного совершенствования технологических процессов необходимо создавать свои специфические теории. Если раньше открытия в науке использовались спорадически, то уже в первой половине XIX века, как отмечал К. Маркс, «научный фактор впервые сознательно и широко развивается, применяется в таких масштабах, о которых предшествующие эпохи не имели никакого понятия». Что касается гуманитарных наук, то исходные их идеи и методы некоторых из них возникли еще в античности (психология, педагогика, риторика, правоведение и другие). В дальнейшем на развитие гуманитарных исследований значительное влияние оказали естественные, технические и социально-экономические науки. В настоящее время современная наука представляет собой весьма сложную и разветвленную систему знаний, которая подробно изучается в рамках науковедения. Обычно в рамках этой системы выделяют четыре блока: математические, естественные, технические и социально-гуманитарные науки. Особый интерес для нас представляют процессы растущей дифференциации знаний, проблемы классификации наук и анализа их структуры.
Философия науки также исследует проблемы строения и структуры научного знания, способы его получения и взаимодействия эмпирических и теоретических методов в процессе его развития. К их обсуждению мы и обратимся в эпистемологии науки.
3. Особенности отечественной философии науки: имена, проблематика, труды.
НЕДОДЕЛ Периодизация русской философии. В современной отечественной философии обычно выделяют следующие периоды русской философии: · I период – Зарождение философской мысли на Руси. (XI-XVII в.в.) Представители: 1. Киевский митрополит Илларион (Х1в.) В “Слове о Законе и Благодати” он рассматривает: · вопросы истории человечества, закономерности его изменения, а также место России в общемировом историческом процессе; · значение принятия христианства на Руси, взаимоотношение церковной и велико княжеской власти; · проблема познания как богопознания выходит за рамки богословия и подходит к пониманию познания с позиции рационализма. 2. Владимир Мономах (1053-1125) – великий князь, политик, мыслитель. В своих “Поучениях” оставил потомкам нравственные заветы: · власть – ответственность; · долг – справедливость; · каждый человек неповторим, мерило его полезности – труд; · к церкви надо относиться с почтением, но без подострастия.
· II период – Русская ренессанская философия (XVIII – начало XIXв.в.)
· III период – Русская философия XIX – начало XX в. 19 столетие по праву называют «золотым веком» русской философии. Это был классический период в истории русской философской мысли, эпоха универсализма (многообразие) в ней (западники и славянофилы, радикалы и либералы, народники и социалисты, крестьянские и буржуазные философы, демократы, идеалисты и материалисты, религиозные ортодоксы и реформаторы). 2. В это время философская мысль развивалась в значительной мере внутри художественной литературы. Философия и литература 19 века образовали весьма оригинальный и нерасторжимый синтез, ставший прочной традицией отечественной духовной культуры. 3. Русская философия - это философия предупреждения. Её лейтмотив - нравственное вето на любой «прогресс», любой социальный проект, если они рассчитаны на принуждение, насилие над личностью. 4. Проблемное поле русской философии 19 века распадается на три сравнительно автономные, но тесно взаимодействующие сферы: -сфера познания («вера» - «знание») -сфера действия («аполитизм» - «революционаризм») -сфера нравственности («альтруизм» - «эгоизм») В каждой из этих сфер присутствует альтернативная ориентация на определённый идеал: -в сфере познания - это идеал рациональности или духовности (задаваемые наукой или религией) -в сфере действия (социальной) - идеал социальности: монархия или демократия (либерализм, социализм, анархия) -в сфере нравственности - идеал человека, определяемый: а) с помощью определённых форм коллективности - государство, народ, община, церковь; б) посредством личных атрибутов - природа человека, нравственное чувство, разумность. Т.о. русская философия 19 века предстаёт как многообразие философских учений, организованных вокруг двух полюсов: 1) философия тотальности (коллективности, целостности) 2) философия индивидуальности. Толчком к разделу русской философии на два полюса послужила историософия П.Я.Чаадаева. · IV период – Философия в советский период истории (1917 – 1991г.г.). Главные темы работы советских философов: 1. Новое прочтение К. Маркса (-соотношение идей раннего и позднего Маркса, -анализ внутренней логики и диалектики «Капитала») М.М. Розенталь, Э.В. Ильенков, Б.М. Кедров. 2. Развитие диалектической логики. Диалектика анализируется как объективный процесс и метод познания. (Ильенков, Байтищев, Библер) 3. Формирование отечественной методологии науки. Стремление соединить системные представления и диалектику (до этого системный метод считался «буржуазным» и не мог использоваться как научный метод) (Штофф, Швырев, Мамчур, Степин. Ракитов). 4. Под видом критики происходит, знакомство с западной философией. (Мельвиль, Матрошилова, Богомолов, Быховский и др.) 5. Раскрытие проблем гносеологии и теории познания. (П.В. Копнин, В.А. Лекторский, В.С. Швырев) 6. Обсуждение проблемы сознания. Развернулась многолетняя дискуссия об идеальном между Э.В. Ильенковым и Д.И. Дубровским. Продолженная Михайловым, Библером, Мамардашвили. 7. Обсуждение, прежде запрещенной, темы ценностей. «Лекции по марксистко- ленинской эстетике» М.С. Кагана утверждают право на существование аксиологического подхода к сознанию. 8. Выдвижение комплекса взаимосвязанных проблем «деятельность - культура - человек». -над проблемой деятельности и практики работали А.П. Огурцов, Б.А. Воронович, М.С. Каган. -по теме культура сформировались противоположные точки зрения: · «Деятельностная» или технологическая позиция (Э.С. Маркарян, В.Е. Давидович) · «Кормативно- ценностная» (В.М. Межуев, Л.Н. Коган, А.С. Злобин) -в теме человека (хотя экзистенциональные проблемы обсуждать не разрешалось) обсуждались темы: · сущности человека, его свободы, истории, диалектика его жизни · ставились вопросы философской познаваемости человека и единства человечества. 9. Темы, связанные со спецификой философского знания. Она определялась как наука или не наука, выяснялось как она соотносится с другими видами сознания. (Т.И. Ойзерман, П.В. Алексеев). 10. Осмысление социальной жизни. Даже в условиях существенных ограничений, по- разному интерпретировались марксистские положения с целью сделать предписанную схему как можно более гибкой, позволяющей вмещать и охватывать те феномены, о которых специально не задумывались классики марксизма. (В.Ж. Келле, М.Я. Ковальзон, Ю.К. Плетников). Выводы: 1. Диалектико- материалистическая философия в СССР, несмотря на сложные политические и идеологические условия (начиная с 1917 г. и по н.в.), в основном сохранила своё методологическое значение, приобрела начало плодотворных идей из работ известных советских ученых: общественников и естественников, историков философии, этиков, эстетиков. 2. Сегодня в России философы продолжают работать, творить. Освободившись от жестких рамок официального марксизма они ищут новые пути в теории, открывают для себя и других прежде неведомые пласты бытия, переживания, мышления.
4. Современная наука как непосредственная производительная сила общества. Основная функция науки состоит в производстве новых знаний об окружающем мире. Эти знания необходимы для того, чтобы в первую очередь объяснить факты, с которыми приходится постоянно встречаться в разных сферах производственно-технической, культурно-исторической, познавательно-культурной и повседневно-практической деятельности. Для осуществления этой функции наука создает понятия, выдвигает гипотезы, открывает законы и строит теории. В принципе любое объяснение представляет собой дедуктивный вывод конкретного высказывания о факте из некоторого общей посылки, чаще всего из закона или теории. Кроме того, в качестве меньшей посылки используются высказывания, уточняющие конкретные условия, относящиеся к факту (начальные или граничные условия). Однако, несмотря на всю важность и необходимость объяснительной функции науки, она ограничивается лишь исследованием существующих фактов. Значительно больший практический интерес представляет предвидение новых явлений и событий, которое обеспечивает возможность со знанием дела поступать как в настоящем, так и особенно в будущем. Такая предсказательная функция науки осуществляется с помощью тех же самых ее законов и теорий, которые используются для объяснения. Например, закон всемирного тяготения был применен не только для объяснения движения известных в XIX веке планет в Солнечной системе, но и открытия в дальнейшем таких планет, как Нептун и Плутон. Этот пример показывает, что хотя по своей логической структуре законы и теории, используемые для объяснения и предвидения, являются одинаковыми, но по применению они существенно различаются: в одном случае они объясняют существующие факты и события, в другом — предсказывают новые события. В силу неопределенности будущего для предсказания применяются не только существующие законы и теории, но и гипотезы, представляющие научные предположения.
Наряду с объяснением наука способствует также пониманию событий и явлений. Эта ее функция играет существенную роль в социально-гуманитарном познании, которое ориентировано на исследование целесообразной деятельности людей в различных сферах общественной жизни. Чтобы понять поступки и действия людей, необходимо соответствующим образом интерпретировать их, т.е. раскрыть их смысл. Нередко не делают различия между пониманием и объяснением и просто отождествляют их. На самом деле они осуществляют разные функции в познании. Понимание связано с целесообразной деятельностью людей: постановкой задач, принятием решений, мотивами поведения, зашитой интересов и т.п. Поэтому эта функция реализуется именно в гуманитарных науках, изучающих деятельность людей. В природе нет целей, мотивов и интересов, поэтому, строго говоря, понимание не приложимо к ней. Хотя нередко и говорят о понимании природы, но в данном случае имеют в виду ее объяснение с помощью законов и теорий науки. Это различие между объяснением и пониманием подчеркнул известный немецкий философ и искусствовед Вильгельм Дильтей, заметив, что «природу мы объясняем, человека же должны понять».
Наука как производительная сила общества. Открывая объективные законы природы, наука создает реальные возможности для их практического использования обществом. Однако вплоть до середины XIX века применение достижений науки носило спорадический характер: использовались отдельные научные изобретения и открытия, совершенствовались технологические процессы в некоторых отраслях промышленности. С возникновением таких технических дисциплин, как технология металлов, сопротивление материалов, теория механизмов и машин, электротехника и других, использование достижений как фундаментальных, так и прикладных науки приобрело более целенаправленный характер. Наука, особенно прикладная, стала теснее связываться с производством, лучше и более оперативно реагировать на его запросы. Однако только во второй половине XX века ее достижения стали планомерно и систематически применяться в технологии и организации производства. О науке как непосредственной производительной силе впервые заговорили в период научно-технической революции XX века, когда новейшие достижения науки стали использоваться для замены ручного труда машинным, механизации и автоматизации трудоемких процессов в технологии производства, применения компьютеров и другой информационной техники в разных отраслях народного хозяйства. Продвижению новейших достижений науки в производство во многом способствовало создание специальных объединений по научным исследованиям и конструкторским разработкам, перед которыми была поставлена задача по доведению научных проектов для их непосредственного использования в производстве. Установление такого промежуточного звена между теоретическими и прикладными науками и их воплощением в конкретных конструкторских разработках содействовало сближению науки с производством и превращению ее в реальную производительную силу.
|