Философское понимание жизни
□ вопросы жизни и смерти это наиболее вечные философские темы,
□ отношения к жизни были прямо противоположенные либо чудо и благо которое стоит ценить и уважать, другие считали что жизнь страдания и проходной двор Ницше, Шопенгауэр, Будда.
□ Шекспир «жизнь повесть глупца рассказанная…»
□ когда говорят о философском понимании жизни говорят о том, что человек очень рано осознает свою смертность, только раннее детство и маразматическая старость может спасти человека от смысла жизнь.
□ триединая проблема триада состоит из элементов жизнь, смертьь бессмертие,
Эти три категории взаимосвязаны между собой
□ единица измерения жизни – витон (многоуровневый критерий определяющий зизнь)
□ в основе философской проблематики стоит проблема ценности и смысла жизни,
□ история философии науки выделяет следующие основные положения смысла жизни:
1. человек живет для наслаждения (Эпикур) делили наслаждения на высшее и низшее,
2. смысл жизни в том, чтобы быть счастливым!!! (начальники от нас это скрывают),
□ а что такое счастье (счастье это гармония человека с самим собой и окружающим миром) счастье это не постоянное состояние
3. в том чтобы действовать и преобразовывать окружающий мир (деятельностный подход – восходит из марксизма) раньше философы
4. смысл жизни в том, чтобы из всего извлекать пользу (выгоду),
5. религиозный подход – смысл в том, чтобы верить в бога.
6. философский подход Сократ – человек живет чтобы постоянно заниматься самопознания и познания окружающего мира.
7. обыденный подход – смысл в том, чтобы жить
8. социальный подход – в служении обществу,
Общая характеристика смысла жизни
□ смысл жизни есть трудный поиск, особенно во времена социальных перемен,
□ индивидуально-личностный поиск
□ поиск смысла жизни это абстрактно реальный поиск,
□ динамичность и изменчивость
□ смысл жизни не существует вне человеческих отношений,
□ смысл жизни это самостоятельный осознанный выбор тех ценностей, на которые человек ориентируется в своей жизни или в каком-то периоде своей жизни,
□ цель жизни не равна смыслу жизни,
Различия: цель жизни состоит в том, чтоб реализоваться, выполнить программу заложенную генами и обществам, чтобы состояться.
А смысл жизни в том, чтобы жить и не откладывать ее на потом
Но как совместить одно с другим? В жизни следует разделять два периода по законам утренней или ночной жизни,
Утром – цель становится на первый план, вечером – смысл жизни преобладает над целью жизни.
Смерть
□ она считается торжественным моментом,
□ прекращение жизнедеятельности, организма дыхания кровообращения
□ различают: клиническую и биологическую
□ считают, что смерть есть расплата за сложность строения организма,
□ смерть неразрывно связана с проблемой времени: если количество лет определить нельзя, то качество жизни зависит от нас,
□ проблема смерти неразрывно связана с проблемой жизни
□ парадокс смерти она одновременно и зло и благо,
□ смерть зло (психическое) т.к. человек вопросинимает ее как страдания, человек боится смерти, воспринимает ее как наказание
□ любая религия готовит к смерти, и философия также готовит человека к смерти,
□ Эпикур так предлагал решать этот вопрос: приучай себя к мысли, что смерть нам не страшна, т.к. с ней по жизни невозможно встретиться,
□ смерть – зло в этическом смысле слова, смерть это трагедия, не люди умирают, а миры (Рождественский),
□ зло в эстетическом смысле – она
Смерть как благо
□ с точки зрения психологии, т.к. это избавление человека от болезней и страданий,
□ смерть благо в эстетическом смысле смерть прекрасна так как облагораживает последнего, сравнивая его с первым плюс она всех уравнивает,
□ смерть как благо эстетическое т.к. человек приобщается к вечности, смерть очищает,
□ понятие суицида сознательного самоубийство – несоответствие мира человеку или наоборот.
□ обратить внимание на эфтаназию – легкая, счастливая смерть, сам этот термин появился в эпоху Бэкона, он считала логику ее применеия к неизличимо больным
Бессмертие
□ бессмертие это благо или наказание?
□ человечество выявило способы достижения бессмертия: бессмертие души (религиозный путь, бессмертна часть человека, его душа),
□ бессмертие в потомках (в детях, внуках, правнуках),
□ бессмертие в результатах жизненного творчества,
□ у Карла Поппера есть три мира, как раз третий, это мир, живущий самостоятельной жизнью,
□ бессмертие через достижение измененного состояния сознания: просветление, йога,
Социльные и гуманитарные знания о сущности исмысле жизни
□ в конце 19 – начале 20 веков появилось течение под названием философия жизни – оппозиция господствующему в философии механистическому естествознанию,
□ предстваители: Ф. Ницше, Вильгельм Дильтей, Анри Бергсон, Георг Зиммель, Освальд Шпенглер,
□ философия жизни выделялись 4 основных подхода: жизнь как живой организм – биологичесикий подход; космологический подход – жизнь есть сгусток космической энергии, психологический – жизнь есть поток переживаний, культурно исторический – жизнь есть начало всего мироздания,
Биологическое понимание жизни
□ наиболее четко предствалено в творчестве Ницше, он утверждал, что жизнь это бытие живого организма, в противоположенность всему неживому, сконструированному, механическому,
□ жизнь это единственная цель человеческих устремлений,
□ жизнь есть поток вечного и абсолютного становления в котором нетцели логики а лишь последственная комбинаций и игра случайных сил ни последовательности.
□ становление жизни непознаваемо, а воля к власти это и есть воля к жизни и есть жажда жизни,
Космологический подход:
□ Анри Бергсон в первую очередь
□ жизнь это космическая энергия, витальная сила, жизненный порыв, сущность которого в непрерывном воспроизведении себя и в творчестве новых форм,
□ заявлял о том что жизнь всегда на пути к реализации всегда движение вперед
□ жизнь есть явление вне историческое
□ жизнь как космическая энергия где то когда то зародилась и переходя от поколения эта энергия разделяется между особями она разделяется между личностями набирая интенсивность по мере движения вперед.
Этос науки и ее современное нравственное содержание. В настоящее время растет внимание исследователей к социальным, человеческим, гуманистическим аспектам науки, складывается особая дисциплина - этика науки - совокупность моральных норм, нравственных и ценностных принципов, принятых учеными и определяющих их поведение в научном сообществе. Современное положение в науке и научном сообществе стало областью, где пересекаются несовместимые системы ценностей, определяющие столь же различные морально-этические позиции. Морально-этический аспект приобрел большое значение в жизни научных коллективов и индивидуальных ученых.
Этика науки изучает специфику моральной регуляции в научной сфере, в частности: отыскание и обоснование ценностей, норм, правил, которые бы способствовали большей эффективности научного труда и его безупречности с позиций общественного блага. Одной из примечательных особенностей современной науки является то, что в ней все более заметное место занимает этическая проблематика. Безусловно, интерес к этим проблемам возник отнюдь не сегодня — их обсуждение, хотя в известном смысле оно и было факультативным, имеет свою длительную и содержательную историю. Этос науки
По Р.Мертону - этос науки – это совокупность моральных императивов, принятых в научном сообществе и определяющих поведение ученого.
Этос науки – это понятие философии и социологии науки, обозначающее совокупность моральных императивов, принятых в научном сообществе и определяющих поведение ученого. В 40-е годы Мертон разработал концепцию «нормативного этоса науки». Этос новоевропейской науки, с его точки зрения, обусловлен воздействием трех основных факторов: он соответствует главной цели научной деятельности - систематическому расширению сферы достоверного знания; исторически этос науки восходит к комплексу ценностей пуританства XVII в., которое придавало особое значение таким императивам, как полезность, рациональность, индивидуализм, антитрадиционализм и земной аскетизм (здесь Мертон опирался на концепцию Вебера); он представляет собой реализацию основных стандартов демократического, цивилизованного поведения. В результате в морали ученых сходятся познавательные и социальные компоненты, а нормам этоса науки следуют не только из-за их процедурной эффективности, но и в силу того, что они считаются справедливыми и благотворными. Основу этоса науки, по Мертону, составляют четыре императива:
- универсализм;
- всеобщность;
- незаинтересованность
- организованный скептицизм.
Под универсализмом, как важнейшей из норм, понимается то, что ученые в своем исследовании и в оценке исследований своих коллег должны руководствоваться не своими личными симпатиями и антипатиями, но исключительно общими критериями и правилами обоснованности и доказательности знания, что позволяет науке преодолевать различие и противоборство существующих в ней групп, школ и интеллектуальных традиций.
Всеобщность означает, что результаты научной деятельности рассматриваются как продукт социального сотрудничества и является общим достоянием научного сообщества, в котором доля индивидуальных творцов строго ограничена.
Незаинтересованность - это готовность ученого согласиться с любыми хорошо обоснованными аргументами и фактами, даже если они противоречат его собственным убеждениям.
Организованный скептицизм - установка на предельную самокритичность в оценке своих достижений и участие в рациональной критике имеющегося знания в целях его постоянного улучшения. Существенные отклонения от этих норм приводят к деградации научного сообщества, снижению качества производимого знания, появлению псевдонауки.
К Мертоновскому этносу науки предлагались добавочные нормы: оригинальность, эмоциональная нейтральность, независимость, интеллектуальная скромность и т. п. С другой стороны, при критическом обсуждении этой концепции и ее эмпирической проверке обнаружилось, что под воздействием ряда причин (приоритет в открытии, существующая система вознаграждений в современной науке, милитаризация науки и др.) поведение ученых может становиться «амбивалентным», т. е. ориентированным на компромисс между указанными нормами и противоположными им «контрнормами»; партикуляризмом, пристрастностью оценок, сокрытием результатов или отстаиванием права собственности на их использование, организованным догматизмом в защите принятой какой-либо группой ученых концепции. Однако в целом исследования показывают, что в нормальной научной среде подобные девиантные, отклоняющиеся от принятых норм действия происходят достаточно редко, и этнос науки является одной из самых стабильных характеристик научной деятельности.
Этические проблемы современной науки настолько актуальны и значимы, что не могут далее оставаться на периферии научных исследований. Этика науки изучает нравственные основы научной деятельности, совокупность ценностных принципов, принятых в научном сообществе, и концентрирует в себе социальный и гуманистический аспекты науки. По определению Мертона, этос науки – это эмоционально окрашенный комплекс правил, предписаний и обычаев, верований, ценностей и предрасположенностей, которые считаются обязательными для ученого. Современная техника помещает человека в условия, далекие от его нормального функционирования, задает необходимость новых форм приспособления к окружающей действительности. Современный мир – это во многом технологизированное пространство, человек окружил себя предметами техники, они составляют его досуг и образ жизни, даже проявление творческих способностей современного человека также происходит с учетом законов окружающей техносреды. Сама сущность человека трансформируется в направлении тяготения не к природе, гармонии и любви, а к технизации. Возникает противоречие между исконными нормами этики и необходимостью технического бытия человека, которое влечет за собой обширный класс этических проблем мира искусственного.
7. Современные вопросы этики научного исследования объектов социогуманитарной области и ответственность ученых.
|