Проблема истинности и рациональности в социально-гуманитарных науках
В философии, социально-гуманитарных науках, под истиной понимается, главным образом, соответствие научных положений теоретической и эмпирической проверяемости, что позволяет различать достоверное и недостоверное знание по степени его согласованности с действительностью.
Знание как результат познавательного процесса может быть истинным и ложным. Проблема истины является одной из ведущих в гносеологии.
В методологии науки сложились следующие основные концепции истины: корреспондентная, когерентная, конвенциональная и прагматистская.
В корреспондентной концепции используется классическое определение истины, данное Аристотелем.
Согласно Аристотелю, истина – это такое содержание наших знаний, которое соответствует действительности. Главной в этом определении является идея соответствия (корреспонденции), поэтому эта концепция получила соответствующее название.
Ложное знание (ложь) – знание, не соответствующее действительности, преднамеренное искажение истины в корыстных целях.
Заблуждение – знание, не соответствующее действительности, непреднамеренное искажение действительности.
Истина – процесс проникновения субъекта в сущность предметов.
Проблема: Получает ли человек истинное знание о предмете сразу, полностью, или это знание расширяется и углубляется в процессе познания?
Исследование этой проблемы дает возможность выявить два вида истины – абсолютную и относительную.
Абсолютная истина – такое знание об объекте, которое не может быть опровергнуть в процессе развития познания.
Относительная истина – неполное знание об объекте, знание, которое может быть уточнено и дополнено в процессе развития познания.
Почему истина является относительной?
Любое знание является верным только для определенных условий.
2. Любое знание является верным только на определенном этапе познания. Уровень наших знаний исторически ограничен, процесс познания бесконечен.
С понятием относительной истины связан принцип конкретности истины, суть которого заключается в том, что абстрактной истины нет, истина всегда конкретна, то есть, то или иное знание всегда необходимо рассматривать в определенном историческом контексте и в рамках определенной научной теории.
Абсолютная и относительная истины представляют разные характеристики одного знания. Взаимосвязь абсолютной и относительной истины проявляется в следующем:
1. Абсолютная истина складывается из относительных истин.
2. Относительная истина всегда содержит зерно абсолютной истины.
Недооценка взаимосвязи абсолютной и относительной истины приводит к появлению таких направлений в науке как догматизм и релятивизм. Догматизм – направление в науке, утверждающее, что все знания являются абсолютной истиной и верны при любых гносеологических и исторических условиях. Социальной основой догматизма являются периоды устойчивости в развитии научного знания, существование в науке в течение относительно длительного времени стабильных парадигм.
Релятивизм – направление в науке, утверждающее, что все знания относительны. Социальной основой релятивизма являются периоды крупных научных открытий, приводящих к коренной ломке установившихся научных парадигм, приводящих к революции в науке.
Проблема: Существует ли критерий истинности знания?
Проблема критерия истинности знания обостряется в связи с ростом абстрактности научного знания, отрывом его от наглядности, что во многом обусловлено его математизацией.
Существуют два основных критерия истины – практический и логический. С точки зрения логического критерия, некое знание, выраженное в форме суждений, является истинным, если оно согласуется с другими суждениями и выведено из них в соответствии с законами и правилами логики.
Практика дает возможность проверить истинность знания в деятельности людей. Практика определяется как целенаправленная материальная деятельность людей. Механизм действия практики как критерия истины заключается в том, что знания считаются истинными, если действия, производимые с помощью этих знаний, приводят к тем последствиям, которые предполагались до начала действия.
Диалектика практики как критерия истины состоит в том, что все знания, проверенные в практических действиях людей, могут считаться истинными. Однако, нельзя проверить на практике все знания, получаемые человеком, поэтому практический критерий дополняется логическим.
|