Гегель Г. (1770—1831 гг.) - представитель объективного идеализма в немецкой философии и создатель диалектического метода познания и объяснения мира. Его основные работы — «Феноменология духа», «Наука логики». Началом и развивающей основой мира у Г. Гегеля является абсолютная идея. В своем развитии она проходит ряд этапов: 1) формирует многообразие понятий; 2) создает многообразие природы; 3) порождает человеческий дух, который проявляет себя в форме искусства, религии, философии. Мир находится в постоянном развитии, и это развитие носит закономерный характер. Г. Гегель формулирует три закона диалектики: закон единства и борьбы противоположностей, закон перехода количества в качество и, наоборот, закон отрицания отрицания. Но гегелевская диалектика носила идеалистический характер: развитие выступает не как свойство мира, а как свойство абсолютного духа. Отсюда ограниченность его диалектики: а) в развитии есть начало и есть завершение; б) природа сама по себе не активна, развивается лишь постольку, поскольку в ней присутствует абсолютный дух; в) общество также ограничено в развитии установлением конституционной монархии. Таким образом, главным противоречием гегелевской философии стало противоречие между метафизическими выводами консервативной системы и диалектическими принципами метода мышления. Но, несмотря на свою ограниченность, идеалистическая диалектика Г. Гегеля является рациональным зерном его философии. Ценно и гегелевское понимание метода науки. Он выступил против метафизического представления о методе как совокупности искусственных принципов. Метод не является делом нашего произвола, а отражает реальные связи, движение, развитие явлений объективного мира. Вопреки догматическим притязаниям на абсолютную истину, Г. Гегель, хотя и в идеалистической форме, показал, что познание есть исторический процесс, и поэтому истина как результат познания постоянно развивается и изменяется. Философ пытается также объяснить механизм сознания, выдвинув идею о том, что сознание появляется в процессе трудовой деятельности. Преобразование мира приводит к изменению самого человека, разумное из действительности переходит в человеческий дух, а затем идея снова опредмечивается. Г. Гегель впервые сформулировал понятие гражданского общества, которое определил как «систему всеобщей зависимости», где материальное благо и правовое положение одного человека тесно переплетены с благом всех, основаны на них и лишь в этой связи действительны и обеспечены.