Марксистская философия. Марксистская философия возникла в 40-е годы XIX века в Германии
Марксистская философия возникла в 40-е годы XIX века в Германии. Ее источником послужила немецкая классическая философия и, в первую очередь, философия Г. Гегеля и Л. Фейербаха. Творчески переработав их идеи, К. Маркс и Ф. Энгельс создали принципиально новую философскую систему - диалектический материализм. Диалектический материализм исходит из признания первичности материи по отношению к сознанию. Мир есть движущаяся материя, которая несотворима, вечна и неуничтожима. Всеобщими формами ее существования являются движение, пространство и время. На основе крупных открытий в естествознании XIX века Ф. Энгельс сформулировал тезис о материальном единстве мира, охарактеризовал основные формы движения материи и показал их взаимосвязь. Высоко оценив гегелевскую диалектику, К. Маркс и Ф. Энгельс выделили, кроме субъективной диалектики, объективную, которая господствует в природе и обществе. А субъективная диалектика есть лишь отображение процессов развития в мире.К. Маркс и Ф. Энгельс впервые в истории философии разработали диалектико-материалистическую теорию познания, выступив с критикой агностицизма и скептицизма. Согласно их позиции, диалектика познания отражает диалектику объективного мира. Но познание - это не механическое, не зеркальное отражение действительности. В нем присутствуют особые диалектические закономерности и специфические формы. Познание истины есть процесс диалектически противоречивый. Это противоречие между истиной и заблуждением; относительной и абсолютной истиной. Истина -это непрерывный процесс перехода от одной относительной истины к другой, также относительной, но уже содержащей более высокую часть истины абсолютной. Был по-новому решен и вопрос о главном критерии истины. Это общественно-историческая практика, то есть материальная деятельность людей по преобразованию окружающего мира. К. Маркс и Ф. Энгельс сформулировали материалистическое понимание общества. Из всего многообразия общественных отношений главными и определяющими они признали материальные, производственные отношения, которые складываются не проходя через сознание, так как прежде чем заниматься религией, искусством, наукой, политикой люди должны есть, пить, одеваться, иметь жилище. Все это невозможно без трудовой деятельности. Движущая сила развития общества — это трудящиеся, которые создают необходимые материальные блага. Общественное бытие определяет общественное сознание. Повседневная реальная жизнь людей находит отражение в религиозных идеях, нравственных и политических нормах, в произведениях искусства и т.д. В марксистской философии было сформулировано и диалектико-материалистическое понимание человека. В «Тезисах о Фейербахе» К. Маркс писал, что «...сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений». Главным признаком человека является целенаправленная деятельность, умение создавать орудия труда. Человек существо активное, творчески преобразующее окружающий мир и самого себя. Но сущность каждого человека выявляется только в его отношении к обществу, к окружающим его людям. Таким образом, марксистская философия стала важным этапом в осмыслении бытия и познания, выработала принципиально новые подходы к пониманию общества, человека и их взаимодействия.
|