В среде украинской интеллигенции ученые выделяют три основных общественных течения, которые по-своему объясняли имперскую триаду в целом и каждую из ее частей в частности
Представители первого течения (Г. Гоголь, Г. Гнедич, В. Краеугольный) названную триаду воспринимали безоговорочно, разделяли и пропагандировали. Украинцы по происхождению, они, по стечению обстоятельств, работали на ниве российской культуры. Ко второму течению принадлежит когорта образованных людей, которые не разделяли официальной мысли о народности как признаке " единственной нераздельности " (Г. Квитка-Основъяненко, Есть. Гребенка, Л. Боровиковский, А. Метлинский, по определенным вопросам - М. Костомаров и др.). Представители этой группы не отрицало самодержавие, разделяли взгляды на православие, а относительно народности, то ее важными признаками считали родной язык, народные обычаи, фольклор. К представителям третьего течения принадлежали члены Кирило -Мефодиевского братства. Выступая против имперской триады, не отрицая лишь православия, братики призывали к свержению самодержавия, отмены крепостничества и сословных привилегий. Будущее украинского языка они видели в равноправии с другими языками - российской, польской, чешской, болгарской и сербохорватской, а Украины - в едином федеральном славянском государстве, построенном на демократических принципах. Следовательно, в условиях усиления ассимиляционных действий против Украины часть ее интеллигенции направляла свою деятельность на украинское национально-культурное возрождение, под которым понимала осознание национальной идентичности, а народ - как деятельное лицо истории и современного мира. Украинское национальное возрождение возникло как антитеза тяжелому политическому и социально-экономическому положению и культурному упадку, в которых очутился тогда украинский народ на всем пространстве заселеной им земли. В тогдашнем украинском обществе среди части интеллигенции появился интерес к истории, языку и культуре своего народа и в противовес официальной идеологии обосновался идея самобытности истории Украины, что способствовало формированию национального самосознания украинцев. Самым выдающимся произведением украинского национально политического мнения конца XVIII - первой половины XIX в. стало историко-публицистическое произведение " История Руси", написанное неизвестным автором в конце XVIII - началу XIX в., опубликованный в 1846 г. в Москве под авторством выдающегося украинского писателя, проповедника, архиепископа Георгия Кониского. В нем проводилось мнение этнического, национального и политической отличия между украинским и российским народами. Автор стремился довести прямую преемственностьУкраины ("Малороссии") от Киевской Руси, показать, что Украина имела собственную, отличающуюся от России историю. Этногенез украинского народа он выводил от сарматов, а под русами понимал лишь украинцев. "История Руси" имела большое влияние на формирование национального сознания, осознания украинцами принадлежности к отдельному народу с героическим прошлым. Исследователь этого произведения историк-этнограф О. Оглоблин назвал его "вечной книгой независимости украинского народа". Источником пробуждения национального сознания стали также исследования духовной жизни предыдущих поколений. Богатство духовного мира украинцев отбивали фольклор, поэзия, их исследованием занимались этнографГригорий Калиновский, Михаил Максимович, Осип Бодянский и др. В конце XVIII - в начале XIX в. растет интерес к украинскому языку, появляются попытки определить ее особенности и место среди других славянских языков. Ученые обосновался право украинского языка на самостоятельное существование и последующее развитие, что способствовало выделению украинского языкознания в отдельную науку. Однако большинство зажиточной верхушки, чиновничества и духовенства пользовались преимущественно русским языком, а украинская была языком общения простого народа. Официальная власть твердила, что украинской речи нет, а есть лишь диалект русского языка, не пригодный для литературного употребления. Для доведения права на самостоятельное существование украинского языка лучшие силы украинской интеллигенции стремились превратить язык в основное средство общения всех слоев украинского общества, на язык литературный. И это удалось Ивану Котляровскому (1769-1838). С изданием " Энеиды" (1798) всему миру предстали богатство и мелодичность, выразительность и колоритность украинского языка, ее способность к четкому и яркому выражениюмыслей не только в разговоре, но и на письме. Интерес к украинскому языку оказался и в первых лингвистических трудах. Алексей Павловский (1770-1822) написал " Грамматику малороссийского наречия" (1818). В 1823 г. Иван Войцехович составил небольшой украинский словарь. Однако больше всего на идею самобытности украинского языка сработала статья профессора Харьковского университета Измаила Срезневского (1812-1880) " Взгляд на памятники украинской народнойсловесности" (1834). Автор доводил, что украинская речь является не диалектом или говором, а настоящим языком, который имеет право неограниченного использования в литературе и науке.
|