Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ВОПРОС 7. Субъект и объект СГН: сущность, виды и формы существования




Эта тема приобретает все большую значимость в современной методологии и философии науки, особенно в связи с поиском новых методов познания общества, необходимостью гуманитари­зации образования, а также введения «человеческого измерения» в научно-исследовательскую деятельность. В традиционной эписте­мологии идеалом знания и познавательной деятельности, а глав­ное — самой теории познания являются естественные науки, тогда как опыт наук о культуре и духе, содержащий человеческие смыс­лы, этические и эстетические ценности, остается за пределами эпистемологии. При ее обращении к гуманитарному знанию воз­никает необходимость в рациональных формах учесть целостного человека познающего, его бытие среди других в общении и коммуникации; осознать способы введения в эпистемологию социально-гуманитарных наук пространственных и темпоральных, истори­ческих и социокультурных параметров; переосмыслить в новом контексте, использующем интерпретацию и понимание, катего­рию истины, ее объективность.

В XX веке об этих проблемах серьезно размышлял М.М. Бах­тин, наметивший, по существу, ряд фундаментальных программ создания принципиально нового видения и изменения ситуации в философии познания. Наиболее плодотворная и вдохновляю­щая его идея — построение учения о познании не в отвлечении от человека, как это делается в теоретизированном мире естествен­нонаучного рационализма, но на основе доверия целостному субъекту — человеку познающему Бахтин оставил нам размышле­ния о философских основах гуманитарных наук. «Критерий здесь не точность познания, а глубина проникновения. Здесь познание направлено на индивидуальное. Это область открытий, открове­ний, узнаний, сообщений. <...> Сложность двустороннего акта познания-проникновения. Активность познающего и активность открывающегося (диалогичность). Умение познать и умение вы­разить себя. <...> «Предмет гуманитарных наук— выразитель­ное и говорящее бытие»

Как уже отмечалось, абстракции традиционной эпистемологии в соответствии с требованиями классического естествознания создавались путем принципиальной элиминации субъекта, исклю­чения «человеческого измерения», которое объявлялось «несуще­ственным», хотя для человеческого познания таковым быть не мог­ло. В этой традиции преодоление психологизма и историзма, отождествляемых с релятивизмом, достигалось «хирургическим» способом — удалением самого человека из познания и его резуль­татов. Современная эпистемология должна строиться не в отвлече­нии от человека, как это принято в теоретизированном мире раци­оналистической и сенсуалистской гносеологии, но на основе дове­рия человеку как целостному субъекту познания. Объектом Эпистемологии в этом случае становится познание в целом, а не только его теоретизированная модель, а по Бахтину, познание превращается в поступок ответственно мыслящего «участного» сознания и предстает как заинтересованное понимание, неотъемлемое от результата — истины. То, от чего с необходимостью отвлекались при абстрактно-теоретическом подходе к знанию, — цело­стный познающий человек — в современной эпистемологии становится «условием возможности» познания, и в этом суть антропо­логической традиции в понимании познания, субъекта, истины, которая в полной мере должна реализоваться и в методологии гу­манитарных наук.

Так, Бахтин выстраивает новый мир исторически действи­тельного участного сознания, в который с необходимостью вклю­чает также новые — ценностные (этические и эстетические) — от­ношения цельного человека, тем самым замещая частичного гно­сеологического субъекта в его оппозиции объекту (бинарные, субъектно-объектные отношения) «архитектонической целост­ностью» — единством познавательного, этического и эстетиче­ского. В рукописи «Автор и герой эстетической деятельности» он, по существу, заменяет абстрактного гносеологического субъекта взаимосвязанными автором и героем, субъект оказывается «рас­щепленным» на две составляющие — того, кто осуществляет реф­лексию над познанием, «пишет» о нем, тем самым становясь «ав­тором», и того, кто производит само познание, являясь его «геро­ем». Обнаруживается не выявляемая в «мире теоретизма» внутренняя структура единого в двух лицах субъекта, которая по­казывает себя только в том случае, если собственно когнитивное отношение дополняется ценностным, в частности этическим и эстетическим.

Одновременно выявляется и особая структура познавательно­го акта, где предполагается временная, пространственная и смыс­ловая вненаходимость, а традиционное бинарное отношение «субъект—объект» становится как минимум тернарным: субъект относится к объекту через систему ценностных или коммуника­тивных отношений и сам предстает в двуединости «Я и Другой», «автор и герой», и уж если противостоит объекту, то только в таком качестве. Тем самым обнаруживается не столько научная, сколько собственно философская природа эпистемологии гуманитарного знания и даже ее близость к художественному сознанию. Бахтин это уже подметил, когда писал в рукописи «К философии поступ­ка», что в основе полуфилософских, полухудожественных концеп­ций мира Ницше, Шопенгауэра лежит «живое событие отношения автора к миру, подобное отношению художника к своему герою, и для понимания таких концепций нужен до известной степени ант­ропоморфный мир — объект их мышления».

Введя ценностные формы познавательной деятельности и предложив в гуманитарных текстах заменить традиционного субъекта автором и героем, Бахтин тем самым существенно изменил для гуманитарного знания смысл и значимость субъекта в гносеологической оппозиции «субъект-объект». Благодаря этому он преодолел опасность «симметрии», при которой субъект, поставленный в равные отношения с объектом, сам обретает некую «вещность» и утрачивает специфику – обладание сознанием, смыслополаганием и системой ценностей.

Специфика объекта и предмета социально- гуманитарных наук. Дисциплины социально-гуманитарного цикла, их предмет и функции; проблема разделения и единства социальных и гуманитарных наук. Место социально-гуманитарных наук в системе современных наук. Специфика общества и человека как объектов познания: многообразие, неповторяемость, уникальность, случайность, изменчивость. Функции социально-гуманитарных наук.

 

В настоящее время считается, что естественные науки и социально-гуманитарные науки имеют как общие, так и различные характеристики.Естественныеи социально-гуманитарные науки обладают всеми признакаминауки как особого феномена (познание нового, наличие эмпирического и теоретического уровней, оформленность в понятиях и т.д.). Вместе с тем, социально-гуманитарные науки отличаются отестественно-математических и технических наук по следующим основаниям:

- по объекту исследования– естественные науки изучают природную реальность, т.е. то, что существует объективно, как «мир вещей»; социально-гуманитарные науки изучают социальную реальность, т.е., то, что существует как объективно-субъективная реальность, как «мир людей»;

- по функциональному основанию – естественные науки стремятся объяснить причины природных явлений, социально-гуманитарные науки обеспечивают понимание смысла социальных явлений. Естественные науки стремятся изучитьколичественно-качественные характеристики предмета исследования, социально-гуманитарные науки – прежде всего, качественные характеристики;

- по целям исследования – естественные науки преследуют цель: открытие общих законов природы,а социально-гуманитарные науки – познание специфических проявлений культуры. Естественные науки применяют монологовую форму познания, социально-гуманитарные науки ориентированы на диалоговую форму.

Данные обстоятельства позволяют признать социально-гуманитарные науки науками особого рода. Объектом социально-гуманитарных наук являются:

- общество, т.е. форма совместной жизнедеятельности людей, основанная на определенных собственнических и управленческих отношениях;

- различные сферы общества, т.е. определенные области жизнедеятельности людей, созданные для решения конкретных задач,

- продукты духовной деятельности человека, т.е., прежде всего тексты, которые представляют собой систему знаков, отражающую определенный смысл.

Объектом исследованияможет стать любой фрагмент общества, ставший предметом интереса ученого. Обычно объектом исследования становятся реалии социальной действительности, которые обладают актуальностью и практическойзначимостью для общества. В ряде случаев ученый выбирает объект исследования, исходя из собственных интересов. Научное познание осуществляется на базе чувственного восприятия ученым объекта исследования (живое созерцание), затем – аналитического обдумывания путей решения научной проблемы (логическое мышление) ипрактического воздействия на объект исследования (эксперимент).

Предметом социально-гуманитарных наук являются свойства, стороны, отношения, процессы, происходящие в различных сферах общества, в продуктах духовной деятельности человека.

Общество – это сложный объект познания:

- общество функционирует как вероятностно-детерминируемая система,

- общество – это арена действий сознательных и организованных людей,

- в развитии общества присутствует многообразие, изменчивость, случайность, неповторяемость и уникальность,

- обществообъективировано как в виде непосредственной действительности (то, что существует «здесь-и-сейчас»), так и в видезнаковых систем,текстов (то, что существовало в прошлом).

Самой важной спецификой объектасоциально-гуманитарных наук является включенность субъекта в объект, т.е. общество выступает одновременно и объектом, и субъектом познания.

Общественные науки имеют своим объектом изучения различные сферы общества (экономика – экономическую, социология – социальную, политология – политическую, юриспруденция – правовую, культурология – духовную и т.д.). Гуманитарные науки исследуют продукты духовной деятельности человека (история – прошлое человечества во всем многообразии, филология –письменные тексты, в которых выражена духовная культура, педагогика –воспитание и обучение человека, психология –развитие души человека и т.д.).

Социально-гуманитарные науки обладают важными функциями. К ним относятся:

- познавательная –дают знания об обществе;

- мировоззренческая –формируют систему взглядов человека на общество;

- методологическая – учат правилам социального познания и действия;

- аксиологическая –ориентируют на определенные идеалы, нормы;

- критическая –учат разумному сомнению в возможностях общества;

- воспитательная –формируют положительные качества ученого;

- рефлексивная –позволяют человеку осознать себя как значимую личность;

- идеологическая – ориентируют человека на поддержку интересов отдельных групп людей;

- прогностическая –позволяют предвидеть тенденции развития обществав будущем.

Каждая из социально-гуманитарных наук обладает всеми перечисленными функциями. Вместе с тем, они одними функциями обладают в большей мере, чем другими (например, социология в большей степени учит человека определенным социальным действиям, история – воспитывает патриотизм и любовь к Родине, политология – разбираться в партийных программах и т.д.).

 

 







Дата добавления: 2015-04-19; просмотров: 1741. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!


Рекомендуемые страницы:


Studopedia.info - Студопедия - 2014-2022 год . (0.005 сек.) русская версия | украинская версия