Арт-Деко. Франция
Во Франции, где состоятельные слои буржуазии, несмотря на войну, не утратили своих позиций, развивался декоративный стиль роскоши и убранства, который демонстрировал экономическую власть и высокий уровень жизни. В противовес Германскому Веркбунду (в том же году) была создана консервативно ориентированная «Компания искусства» Франции. Выставка состоялась в 1925 году в Париже под названием "Экспозиция Арт-Деко в промышленной современности", от которой позднее стиль роскоши получил свое название "Арт-Деко". Формообразование направления "Арт-Деко" находилось в прямой противоположности целям "современного движения". Его представители игнорировали массовое промышленное производство товаров, выдвигая на первый план ручное изготовление эксклюзивных предметов в единичных экземплярах. В производстве таких изделий использовались ценные и дорогие материалы - змеиная кожа, слоновая кость, бронза, кристаллы и экзотическая древесина. Позже появились и экстравагантные комбинации с современными материалами: сталью, стеклом и пластиками. В своих произведениях художники Арт-Деко главное внимание уделяли не столько функциональности изделия, сколько его декорированию и орнаментации. Свои формы Арт-Деко заимствовал из - Арт Нуво и из различных исторических эпох и экзотических культур. Излюбленными формами художников Арт-Деко были геометрические орнаменты из шести-, восьмиугольников, овалов и кругов, треугольников и ромбов. К этим формам прибавлялись цитаты из классицизма, преколумбийской и египетской культуры, африканского искусства. Таким образом, Арт-Деко развивал множество направлений: элегантно-классический, экспрессивно-экзотический, а также различные модернистические варианты. Поэтому периодизация Арт-Деко в специальной литературе совершенно различная. Своего апогея этот стиль достиг в 20-30-е годы. К наиболее популярным художникам, работавшим в стиле Арт-Деко, относились Л. Зюе, А. Маре, П. Фоллот, А. Легрен, и А.-А. Ратю Художественное формообразование в нацистской Германии В предвоенной Германии повседневная предметная эстетика была полностью подчинена идеологической унификации, проводимой нацистами. Третьим рейхом создавалась новая "народная культура", в центре которой была арийская семья. В рамках этой культуры появился "народный автомобиль" (фольксваген), "народный радио-приемник", идеалом стал маленький домик с двухскатной крышей на одну семью. При этом нацистами были выпущены специальные законы для выдворения неарийских художников из государственных предприятий. Как такового особого художественного национал-социалистического стиля предметного формообразования не существовало. Пришедшие к власти нацисты закрыли Баухауз (1933). Многие представители функционализма, также как и художественный авангард, вынуждены были эмигрировать. Многие идеи функционализма - простота и ясность форм, пафос полезности, требования массового производства -были близки идеологии нацистской "народной культуры" и были переняты Гитлером. Поэтому еще до 1933 года многие члены Германского Веркбунда были перевербованы в нацистский "союз борьбы за германскую культуру". В представительской архитектуре общественных зданий Германии все больше начинал господствовать монументальный псевдоклассицизм (государственный стиль канцелярии). В ходе приготовлений к войне мебель стали изготавливать исключительно из дерева или клееной фанеры, так как сталь в Германии, начиная с 1935-36 годов использовалась только для нужд военной индустрии.
|