Элементы содержания журналистского произведения. Понятия темы и идеи. Основные элементы их разработки в журналистском творчестве
Журналистский текст несет в себе особый вид информации – журналистскую информацию (при этом имеется в виду характер той «управляющей связи», которая возникает в момент контакта человека с текстом). Она характеризуется комплексом свойств, вызывающих определенные типы реакций на публикации. Таких типов зафиксировано три: - реакции вовлечения – действия (внешние или внутренние), в которых обнаруживает себя отношение получателя информации к описываемым реалиям; - реакции исполнения – действия, представляющие собой непосредственное осуществление рекомендаций или вариантов поведения, предлагаемых журналистским текстом; - реакции социальной гарантии – действия (готовность к действиям), в которых проявляется ответственность определенных социальных сил за необходимые последствия публикации. Свойства журналистской информации: 1) свойство действительности – воплощение связи человека с окружающим миром. 2) универсальность состоит в том, что эта информация «срабатывает» далеко за пределами отдельных ситуаций, вызывая ускорение или торможение социальных процессов, универсальность и сообщает массовой информации возможность выполнять ее функции. 3) специфическая черта – идеологическая направленность, т.е. способность поставить адресата информации перед выбором собственной линии поведения (отношения) в контексте соответствующих идеолого-этических ценностей. Эти свойства обусловливают место и роль журналистской информации в массовых информационных потоках, определяя ее принципиальную пригодность к использованию в механизмах самоуправления общества. Своеобразие прагматики журналистского произведения есть прямое следствие своеобразия самой журналистской информации, а его рабочая идея, в которой прагматические отношения текста и действительности фокусируются, не что иное, как проявление этой информации, определенный уровень средств, с помощью которых она себя выражает. Не случайно рабочая идея постигается адресатом текста при Идея журналистского произведения в момент ее восприятия всегда срабатывает как вид управляющей связи. В экстремальных обстоятельствах люди имеют дело с информационным воздействием принуждающего характера. Выбор темы. Создание журналистского произведения всегда обусловлено рядом взаимозависимых процессов, к которым можно отнести поиск и рождение темы будущей публикации, формирование и разработку замысла конкретного произведения, наконец, определение его идейной стороны. Идея – смысл и образный ориентир для аудитории. Перед читателем она предстает как программа деятельности, которую необходимо осуществить для разрешения той или иной проблемы. Идея журналистского произведения предполагает решение следующих задач: 1. предварительное определение проблемы, нуждающейся в общественном внимании. 2. Определение адреса конкретной реальной ситуации, нужной для исследования сегодняшнего состояния проблемы и демонстрации путей ее разрешения. 3. Обоснование возможных вариантов отношения конкретной реальной ситуации к проблеме. 4. Планирование дальнейшей работы. 5. Организационно-практической обеспечение хода деятельности. В качестве важнейшего источника сведений, необходимых при решении задач, для журналиста выступают документы, специальные досье и картотеки, научная и справочная литература. Идея жур-ого произведения имеет большое значение для создания определенного духовного настроя, тональности. Идея предполагает активную позицию адресанта по отношению к адресату. Цель произведения журналиста не только донести до читателя какую-то идею, но и добиться положительной реакции на нее. Идея журналистского произведения – информация о системе ценностей, на которые опирается журналист, интерпретируя происходящее; информация, выработанная непосредственно при освоении конкретной ситуации. Типы идей: опорная и рабочая. Направляющий, подсказывающий характер рабочей идеи всегда сохраняется. Функция рабочей идеи состоит в том, что она во многом определяет идеологическую направленность будущей публикации не только на стадии ее подготовки, но и в процессе написания произведения. В практическом преломлении рабочая идея может приобрести вид основного тезиса или главной мысли произведения, которую нужно развить и доказать или подтвердить системой аргументации.
Стержень нашей профессиональной деятельности – авторское творчество журналиста, создание текстов особого рода, особого предназначения. Представления об их характерных чертах являют собой порождающую модель журналистского творчества. Существует точка зрения, согласно которой, для того чтобы написать журналистский материал, достаточно быть просто грамотным, образованным человеком. Все это может иметь место, но так и останется самодеятельностью, любительством – до тех пор, пока процесс работы будет направляться стихийно сложившимся, приблизительным представлением о журналистском тексте. Но стать профессионалом в определенном виде творчества он может только тогда, когда сумеет превратить эти размытые представления в четкую, основанную на позитивном опыте профессии порождающую модель данного вида творчества. Наукой о текстах как знаковых системах установлено: если предметы вещного, материального мира сопоставимы по длине, ширине, высоте и материалу, из какого они состоят, то информационные продукты поддаются сопоставлению по семантике, прагматике и синтактике. Эти понятия обозначают три типа отношений любого информационного продукта с действительностью. Они состоят с действительностью в семантических отношениях – как обозначающее с обозначаемым. Фокусируются эти отношения в хорошо известном понятии «тема» – предмет описания, изображения, исследования – круг жизненных явлений, отражаемых в произведениях. Здесь акцентируется связь обозначающего с обозначаемым в самом общем ее виде. Второй тип отношений характеризуется тем, что все тексты предназначаются для удовлетворения тех или иных потребностей общества и потому имеют определенное социальное и культурное значение, представляют собой в некотором роде ценность. Такие отношения текста с действительностью реализуют себя через использование произведения потребителем и определяются как прагматические. Фокусом их является идея произведения, понимаемая обычно как главная мысль, вытекающая из его целостного восприятия. Проявляя предназначенность текста и коммуникативные намерения автора, она в решающей степени определяет нужность, полезность произведения для адресата. Идея – откровение автора, его открытие, которое он через свой текст делает достоянием людей. Третий тип связи информационных продуктов с действительностью проявляется в том, что любой из них обладает достаточно сложным строением – объединяет в себе организованное упорядоченное множество элементов разных уровней. В силу этого он становится носителем синтактических отношений, возникающих между текстом как объектом действительности, представляющим собой единое целое, и отдельными его элементами. Синтактические отношения фокусируются в представлениях о диалектике содержания и формы, структуре и организации произведения. Данные характеристики и есть те параметры, по которым могут сопоставляться все тексты социальной информации, производимые самыми разными видами деятельности. И тексты массовой информации в том числе. Выявить специфику этих параметров для того или иного вида творческой деятельности – значит, сделать очевидной его порождающую модель. Тема журналистского произведения имеет устойчивый признак: она всегда есть конкретная реальная ситуация, восходящая к масштабной проблеме общества. В этом главная семантическая особенность журналистского текста. Найти хорошую тему для журналиста – значит обнаружить яркую реальную ситуацию, которая либо дает новое знание о проблеме, задевающей многих, либо показывает интересный опыт ее решения, либо открывает возможность отразить в тексте проблему новую, еще не осознанную обществом, но уже проявившуюся как реальная трудность, требующая разрешения. И чем неожиданнее или долгожданнее новые сведения, чем большего числа людей они коснутся, тем ценнее материал. Слово factum в латинском языке означает «сделанное, совершившееся». От него и происходит первоначальное значение понятия «факт», зафиксированное в словарях русского языка: «действительное, вполне реальное событие, явление». Есть необходимость различать онтологический и гносеологический смыслы этого понятия. В онтологическом смысле факт – «единица реальности, доступная наблюдению, но существующая независимо от сознания человека»; в гносеологическом – «фрагмент сознания, отражающий единицу реальности». Журналист неизбежно соприкасается с фактом реальности: он по определению должен искать и находить новые факты как проявления изменений, происходящих в действительности. Но уже в момент установления эти факты реальности превращаются в факты сознания – сначала индивидуального журналистского, потом общественного. Факт реальности не поддается рассмотрению один, сам по себе. Выхваченный из системы существенных связей, он легко может оказаться в нашем сознании картинкой, искажающей действительность. Это объясняется тем, что в силу своей творческой природы сознание, не отразив реальных отношений факта, способно включить его в систему несущественных связей. Потому и возникают в журналистских материалах ошибки и пресловутые «жареные факты». Отсюда важнейшее профессиональное требование к работникам прессы: даже если есть намерение рассказать об отдельном факте, необходимо увидеть и проанализировать его в связи с другими, совместно с ним характеризующими данный фрагмент действительности, т.е. изучить ситуацию. Ситуация (от позднелат. situatio – положение) есть «сочетание условий и обстоятельств, создающих определенную обстановку, положение». Эта обстановка как раз и проявляется через факты, их связи. Вот почему становится возможным определить ситуацию как совокупность взаимосвязанных между собой фактов, характеризующих в том или ином отношении положение на объекте. Они бывают различными: - по величине: любой его объект может рассматриваться в качестве самостоятельной системы и в то же время входить как элемент в другую, более широкую. - по времени: ситуация текущей реальной действительности, ситуация вчерашнего дня, ситуации прошлого. Или особо выделяются ситуации статичные (характеризующие конкретный момент в жизни объекта) и динамичные (характеризующие процесс развития объекта). - глубинный критерий: проблема всегда восходит к противоречию. Она есть отражение в сознании человека определенной ступени в развертывании этого противоречия – ступени противодействия противоположностей. Если где-то в «зоне досягаемости» идет нарастание противодействия между противоположностями, оно переживается людьми как реальные трудности, из которых надо найти выход и которые оборачиваются для них задачами, требующими решения, т.е. творческими задачами. Их и принято обозначать понятием «проблема». Греческое слово problema, от которого происходит данное понятие, так и переводится – «задача». - по масштабу. Бывают локальные (из жизни отдельного человека, семьи, коллектива), глобальные (кризис в отношениях человека и природы, переживаемый нашей планетой). Реальная конкретная ситуация – только одна составляющая темы журналистского произведения. Есть и вторая – масштабная общественная проблема, через которую эта ситуация рассматривается. Отношения реальной конкретной ситуации и более широкой проблемы оказываются разными. Во-первых, реальная конкретная ситуация может нести в себе данную проблему, быть ее проявлением, и тогда она становится источником нового знания об этой проблеме, о породивших ее причинах, неожиданных ее воздействиях и о поиске путей решения. Это – предмет проблемно-аналитических выступлений. Во-вторых, реальная конкретная ситуация может содержать в себе опыт разрешения масштабной проблемы, демонстрировать пути преодоления трудностей, переживаемых многими, а также использованные для этого средства. В таком случае она дает основания для сообщения о полученном опыте, и рождается «положительный» материал. В-третьих, реальная конкретная ситуация может проявить конфликтный или абсурдный характер последствий своевременно не разрешенной проблемы. В данном случае появляются остро критические публикации, в том числе и в сатирической форме. Второй тип отношений информационного продукта с действительностью характеризуется тем, что все тексты предназначаются для удовлетворения тех или иных потребностей общества и потому имеют определенное социальное и культурное значение, представляют собой в некотором роде ценность. Такие отношения текста с действительностью реализуют себя через использование произведения потребителем и определяются как прагматические. Фокусом их является идея произведения, понимаемая обычно как главная мысль, вытекающая из его целостного восприятия. Проявляя предназначенность текста и коммуникативные намерения автора, она в решающей степени определяет нужность, полезность произведения для адресата. Идея – откровение автора, его открытие, которое он через свой текст делает достоянием людей. Идея – главная мысль произведения, в которой воплощается авторское «открытие» – достигнутое им понимание предмета повествования, определившее цель высказывания. Оно и представляет собой для аудитории некую ценность. Но это определение – на все случаи жизни, в нем отражается сущность идеи любого типа текста. А специфика «главной мысли» произведения журналистского неразрывно связана со спецификой его темы. Характерная черта идеи журналистского произведения заключается в том, что, она всегда содержит в себе две составляющие. Одна (опорная идея) – информация о системе ценностей, на которые опирается журналист, интерпретируя происходящее. Благодаря этому адресат публикации получает возможность соотнести их с собственными ценностями и принять или не принять авторскую оценку ситуации и трактовку проблемы. Вторая составляющая идеи (рабочая идея) – информация, выработанная непосредственно при освоении реальной конкретной ситуации и подсказывающая адресату внешние или внутренние действия в целях разрешения проблемы, т.е. собственно журналистская информация. Какая связь существует между понятиями «идея» и «информация». Информация обладает свойством управления. В этом ее сущность: она – «управляющая связь» и всегда действует как сигнал к изменению поведения объекта, поскольку несет в себе сведения об изменении его среды. Однако ее сигнальное действие обретает и своеобразие, в зависимости от класса информации (природная – социальная), типа (специальная – массовая), рода (экономическая, политическая, эстетическая и т.д.), вида (в экономической, например, различается фундаментальная и прикладная информация). Идея журналистского произведения адресована человеку как социальному существу, которое меняет свое поведение на основе собственного решения и которое всегда связано с выбором. Подсказывающий характер идеи не означает ни принуждение, ни директиву. Возникает два практически значимых уровня контакта журналистского текста с потребителем информации: уровень реалий и уровень сознания (уровень социальной практики и массового сознания).
Задумывая некую публикацию, журналист прежде всего должен определить тему. Как считает В.М. Горохов, журналистская тема всегда имеет «ярко выраженную функциональную заданность. Тема публицистического произведения в газете по сравнению, скажем, с художественной темой нормативно, прямо отвечает на социальный заказ. Тема выступления публициста в прессе рождается как непосредственный отклик на актуальные общественные потребности»[1]. Социальный заказ может быть обусловлен и редакционным заданием, и потребностями массовой аудитории, и интересами тех или иных социальных групп. Именно в теме автор «синтезирует черты объекта, которые отражаются и абстрактным, теоретическим знанием, и здравым смыслом. Цель подобного заземления состоит в том, чтобы открыть общезначимый смысл в, казалось бы, социальной, отвлеченной проблеме, вызвать у читателей эмоциональный отклик, соединить идеологические и социально-психологические средства воздействия на аудиторию». В типичных вариантах описания журналист из увиденного и услышанного отбирает самые важные, самые говорящие детали, и текст получается выразительным, передает и смысл происшедшего, и его эмоциональный колорит.
|