Состав профессиональных обязанностей радиожурналиста
Готовя передачу, радиожурналист всегда общается с людьми: получает информацию о них и об их жизни, воспринимая и внутренне оценивая личностную сущность человека, выбирает свою адекватную систему поведения по отношению к нему. Другими словами, он непрерывно взаимодействует с людьми. В этом взаимодействии происходит столкновение интересов двух сторон. Если интересы совпадают, общение развивается органично и безболезненно, правда, при условии, что журналист не совершает психологических ошибок. Разные или противоположные интересы в общении ведут к борьбе и появлению элементов противостояния. В журналистской деятельности и то и другое проявляется иногда в сложных, причудливых сочетаниях. Творческие принципы, профессиональные приемы и репортерские навыки, которые обусловливают успешную работу радиожурналиста в прямом эфире, в основной своей массе перспективны и плодотворны и в том случае, когда журналист оказывается на событии не для того, чтобы синхронно с происходящим рассказывать о нем в эфире, но и тогда, когда в его задачу входит лишь подготовка к этому рассказу в звукозаписи. Функции радиовещания Слово функция словари трактуют как обязанности, назначение, роль, круг деятельности. Опираясь на это определение, мы и рассматриваем разнообразные функции радиовещания. А так как роль в обществе возложена на радиовещание достаточно ответственная, круг деятельности очень широкий (обязанности вытекают из того ведущего положения, которое радио занимает в системе СМК), а назначение обусловлено многообразием целей, задач и проблем, стоящих перед обществом, то вряд ли надо тратить много слов на доказательство аксиомы: осмысление и осознание журналистом социальных функций своей профессии поможет ему самому определиться в этом мире и в этой работе. В конце концов, формулировка и стратегических задач, и конкретных целей журналистской практики бессмысленна, да и безрезультатна вне ориентации в обществе и без понимания своего предназначения. Найти «свой тон» в любом рассказе, в любой передаче – это высшее выражение профессионального мастерства, творческой состоятельности и независимости корреспондента, возможность демонстрации самых разнообразных свойств характера журналиста и его дарований. Но, конечно, прямой эфир – это каждый раз и своеобразный экзамен для журналиста, причем часто самый неожиданный, почти за границами его чисто профессиональных обязанностей. Но тем не менее... Применительно к радио режиссеру вменяется в обязанность еще одна функция: он (как в кинематографе) диспетчер, контролер выразительных средств, используемых актером. Что входит в прямые обязанности журналиста на радио, и как эта работа оплачивается Музыкальные радиостанции, как правило, отводят информации второстепенную роль. Короткий выпуск новостей здесь включает несколько блоков. Первой новостью является какое-нибудь громкое событие – тема дня. Чтобы определиться с темой, журналист должен вовремя узнать о том, что станет или уже стало главным сюжетом информационных сообщений всех ведущих СМИ. Затем следуют новости общего характера, включая явления политической жизни страны и мира. Значительная (а порой и основная) часть выпуска посвящена новостям информационно-познавательного характера: концертам, выставкам, событиям в сфере медиабизнеса (выход нового альбома, фильма и т. п.). В задачи информационной службы радиостанции входит сбор, редактирование и представление в эфире известий, причем ведущий новостей обычно сам исполняет все эти три функции. Кроме того, репортеры готовят информационные сюжеты, которые часто используются в развлекательных передачах. Здесь радиожурналист предстает в амплуа специалиста-всезнайки. От него требуется выступить коротко, информативно и занимательно. Он должен увлечь аудиторию, блеснув компетентностью и остроумием, причем по содержанию событие может быть объективно неважным, но крайне интересным для целевой аудитории. Практически ежедневно выкладываясь подобным образом, профессионал не остается незамеченным слушателями. Следовательно, его начинает ценить начальство, карьера идет в гору. Но что при этом происходит с оплатой труда журналиста? Ведь его работа, по большому счету, – лишь дань необходимости просвещения слушателей, в то время как станция привлекает и расширяет аудиторию благодаря усилиям других людей.
|