Студопедия — Структурная дифференциация форм существования массовой информации в журналистском творчестве
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Структурная дифференциация форм существования массовой информации в журналистском творчестве






 

Два уровня создания массовой информации:

1. создателем может быть любой человек, наделенный творческими способностями и ориентированный на участие в коммуникации;

2. массовая информация создается институционально (СМИ, информационные агентства и пр.).

В разные периоды жизни человечества производство и распространение массовой информации существенно различаются. Но за множеством черт, характерных для того или иного исторического этапа, скрываются и черты общие, устойчивые, непреходящие.

Первая из этих черт состоит в том, что со времени, когда началось разделение труда, и появились устойчивые социальные институты, производство массовой информации осуществляется на двух уровнях: спонтанно и организованно. Спонтанно – значит, создателем ее может стать практически каждый в силу генетической программы человека, его творческой природы, его исконной ориентации на общение. Организованно – значит, институционально: она создается разными видами профессиональной творческой деятельности, уже оформившимися в соответствующие социальные институты.

В результате образуются как бы два слоя массовой информации. Один – спонтанно производимый и стихийно распространяемый самими массами (слухи, анекдоты, сплетни). Другой слой производится специалистами и распространяется по специально созданным открытым каналам, доступным широкой аудитории.

Вторая исторически устойчивая черта производства и распространения массовой информации определилась в связи с тем, что она, как и вся социальная информация, обладает свойством «консервироваться» и потому накапливается во времени, оседая в информационных хранилищах общества (архивах, библиотеках, фонотеках, фильмотеках, базах данных компьютерных сетей). Наиболее востребованы «свежие» пласты, однако существует необходимость обращения к пластам «глубокого залегания», т.е. обращение к истории, творческому наследию.

Третья черта, общая для разных временных периодов. На всем протяжении истории человечества прослеживается тенденция, с одной стороны, к дифференциации производства массовых информационных продуктов, а с другой – к его интеграции.

В современном мире массовая информация существует в трех формах.

1) пассивная, представленная в обществе как тексты «до востребования», живущие в информационных хранилищах, они ждут своего часа – возникновения коммуникативной ситуации, когда смогут передать адресату «законсервированную» в них информацию.

2) непроизвольной активности. Тексты массовой информации циркулируют по каналам неструктурированных межличностных коммуникаций, попадая туда непосредственно от создателей (нередко остающихся неизвестными) и варьируясь в зависимости от условий коммуникативных ситуаций (слухи, сплетни).

3) произвольной активности, когда массовую информацию предлагают членам общества специально созданные социальные институты. Она движется по открытым, принципиально доступным для всех, специально созданным, технически опосредованным и по-особому структурированным каналам коммуникаций в виде динамичной, регулярно пополняющейся совокупности информационных продуктов. Обозначая эту совокупность, исследователи все чаще употребляют понятие «массовые информационные потоки».

Массовые информационные потоки – способ актуального существования массовой информации. Существуют для реализации человеческих потребностей. В соответствии с потребностями сложилась структура массовых информационных потоков:

1. тексты, стимулирующие духовные искания членов общества, ведущие к формированию массового сознания (публицистические тексты);

2. тексты, оповещающие об изменениях в действительности на очевидном (события) или неочевидном (проблемы) уровне;

3. тексты, знакомящие с мнениями о происходящем (актуально мнение лидеров общественного мнения); эти тексты способствуют самоопределению общественного мнения;

4. тексты, извещающие о решении институтов власти;

5. тексты, способствующие поддержанию необходимого жизненного тонуса общества;

6. тексты, позволяющие поддерживать необходимый уровень межгрупповых контактов;

7. тексты собственно развлекательного характера.

Массовые информационные потоки – это способ актуального существования массовой информации, каково бы ни было ее происхождение, к какому бы слою она ни относилась.

Здесь представлены главным образом тексты современные, институционально созданные. Однако по мере необходимости сюда вовлекаются и тексты из «глубинных пластов» массовой информации, и тексты, родившиеся спонтанно.

Однако именно массовые информационные потоки, сосредоточивая в себе разные виды текстов массовой информации и актуализируя их, оказываются основным средством, с помощью которого удовлетворяются первостепенные потребности общества:

1) в формировании массового сознания: тексты, нужные для того, чтобы стимулировать духовные искания людей, ведущие к формированию массового сознания. Круг их широк: это материалы, популяризирующие достижения науки, идеологические и эстетические ценности (научная, идеологическая и эстетическая пропаганда);

2) в приеме и оперативном распространении сведений об общественно значимых изменениях действительности: материалы, оповещающие об изменениях действительности на очевидном уровне (события) и на неочевидном (проблемы). Это все те публикации, которые принято называть текстами новостной и проблемно-аналитической журналистики;

3) в самоопределении общественного мнения – материалы, знакомящие с разными мнениями о происходящих событиях и волнующих общество проблемах – публицистические выступления политиков, ученых, писателей, журналистов, других социально активных граждан, посвященные злобе дня;

4) в своевременной выработке и распространении «команд» – разного рода управленческих решений, принимаемых специальными институтами управления с целью побудить массы к соответствующим практическим действиям – административные, управленческие тексты – сообщения о тех или иных решениях институтов власти, рассчитанные на управление поведением масс;

5) в поддержании необходимого уровня межгрупповых контактов – тексты, которые дают возможность знакомиться со специфическими групповыми ценностями, – мировоззренческими и культурными особенностями разных этносов, профессий, возрастных слоев общества;

6) в оказании помощи членам общества и отдельным социальным группам – тексты, способные помочь в решении личных или деловых проблем – полезные советы, юридические консультации, объявления, реклама и прочие материалы справочного характера;

7) в поддержании необходимого жизненного тонуса общества – рекреативными текстами. Они дают человеку возможность психологической разрядки, помогают восстановить жизненные силы, обрести душевное равновесие, поднять настроение. Это спектакли и фильмы, выступления юмористов и сатириков, звезд эстрады, игры, конкурсы, соревнования.

Реализуя одну из своих основных функций – коммуникативную, журналистика инициирует в обществе духовное сотрудничество во имя создания массовых информационных потоков. Они рождаются в сфере журналистики, творческими усилиями журналистов, хотя и на основе продукции разных отраслей духовного производства. Журналистика оказывается организатором этого сотрудничества и «цехом сборки» целостного медиапродукта. Централизуя, сосредоточивая в своих пределах актуальные тексты массовой информации, она формирует из отдельных произведений номера газет и журналов, программы радиовещания и телевидения – многочисленные «притоки», которые наполняют массовые информационные потоки, периодически привнося в них новые порции массовой информации.

Можно сказать, таким образом, что творческая деятельность журналиста представляет собой креативную систему, производящую два вида продуктов и состоящую из двух подсистем с единым субъектом деятельности. В качестве такового выступает журналист как профессионал, выполняющий обязанности и автора специфических текстов, и участника создания массовых информационных потоков. Этим определяется структура творческой деятельности журналиста как системы, закрепляемая традициями, редакционными уставами, должностными инструкциями как профессиональные журналистские обязанности.

Первый блок профессиональных обязанностей журналиста – его авторское творчество – предполагает непрерывный поиск, высокую мобильность, интенсивную мыслительную работу, эмоциональное напряжение. Первая задача, которую приходится решать в данном случае совокупному субъекту журналистики, – обеспечение непрерывного поступления в редакционные коллективы произведений от всех создателей массовой информации в соответствии с ожиданиями аудитории. Чтобы справиться с этой задачей, журналистам необходимо уметь предвидеть, как должны выглядеть массовые информационные потоки на том или ином этапе, и предпринимать соответствующие шаги для осуществления такого предвидения. Речь идет, как нетрудно догадаться, о планировании массовых информационных потоков и об организаторской работе журналиста, составляющих вместе еще один блок его профессиональных обязанностей.

Второе направление творческой деятельности журналиста, дающее начало рассматриваемому блоку профессиональных обязанностей, – собственно работа по организации духовного сотрудничества в обществе, необходимого для создания массовых информационных потоков (а тем самым и для нормального функционирования механизмов общественной саморегуляции). Эта работа весьма разнообразна, требует больших затрат времени и сил, неординарных творческих решений. Прежде всего, она предполагает создание широкого круга общения. Журналисту нужны устойчивые контакты с представителями самых разных сфер деятельности, производящих массовую информацию: с учеными и бизнесменами, общественными деятелями и сотрудниками властных структур, с деятелями литературы и искусства – словом, со всеми, кто выступает как «поставщик продукта» или «держатель информации».

Третий блок профессиональных обязанностей дает возможность реализоваться еще одному направлению творческой деятельности журналиста – участию в подготовке и выпуске массовых информационных потоков. Первый ряд обязанностей на этом направлении – редактирование текстов, предназначенных для опубликования. Второй ряд – участие в конструировании номера или выпуска.

 

 








Дата добавления: 2015-04-19; просмотров: 1603. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Кишечный шов (Ламбера, Альберта, Шмидена, Матешука) Кишечный шов– это способ соединения кишечной стенки. В основе кишечного шва лежит принцип футлярного строения кишечной стенки...

Принципы резекции желудка по типу Бильрот 1, Бильрот 2; операция Гофмейстера-Финстерера. Гастрэктомия Резекция желудка – удаление части желудка: а) дистальная – удаляют 2/3 желудка б) проксимальная – удаляют 95% желудка. Показания...

Ваготомия. Дренирующие операции Ваготомия – денервация зон желудка, секретирующих соляную кислоту, путем пересечения блуждающих нервов или их ветвей...

Интуитивное мышление Мышление — это пси­хический процесс, обеспечивающий познание сущности предме­тов и явлений и самого субъекта...

Объект, субъект, предмет, цели и задачи управления персоналом Социальная система организации делится на две основные подсистемы: управляющую и управляемую...

Законы Генри, Дальтона, Сеченова. Применение этих законов при лечении кессонной болезни, лечении в барокамере и исследовании электролитного состава крови Закон Генри: Количество газа, растворенного при данной температуре в определенном объеме жидкости, при равновесии прямо пропорциональны давлению газа...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия