Студопедия — Сущность и специфика стадий творческого акта в журналистике
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Сущность и специфика стадий творческого акта в журналистике






Лучше всего заранее сформулировать личный творческий план. Можно отталкиваться от личных интересов, традиционных для СМИ проблем, любимые читателем темы.

- Поставить тему, найти источники информации, обозначить главную идею.

2 стадии:

1) Исходный импульс/познавательная стадия; начальная стадия творческого акта в журналистике представляет собой весьма специфическое явление:

это осознанная, целенаправленная познавательная деятельность, предполагающая получение достаточно надежного оперативного знания

о текущей действительности. Но совершается она, как правило, человеком в одиночку, в очень жестком временном режиме,

да к тому же в подавляющем большинстве случаев включена в процесс межличностного общения, причем далеко не всегда дружественного.

Отсюда необходимость высокой ответственности и весьма изощренных умений.

 

Ни газетчик, ни радиожурналист, ни журналист телевидения не минуют этой стадии работы.

Даже прямая передача в эфир, как правило, ведется на основе предварительного, опережающего знания ситуации и действующих лиц.

 

– На языке практики это все называется сбором фактов!

 

Операция – отрезок времени, в течение которого я что-то делаю, идя от замысла к реализации.

1 операция:

- выбор места, где что-то происходит

- поиск объекта (на основе опыта, интуиции). Конкретизация темы.

2 операция: Предварительное знакомство с объектом. Просмотр текущей прессы, мнение об объекте.

3 операция: непосредственное знакомство с объектом. Процесс сбора информации начался заново. Документы. Методы наблюдения и пр.

4 операция: уточняет все забытые сведения. Сгладить недоточеты.Четвертая операция творческого акта – «направленное изучение предмета».

Здесь решаются основные задачи познавательной стадии: устанавливаются все факты, характеризующие ситуацию;

работой мысли вскрываются все их существенные связи и определяется отношение к проблеме;

делаются выводы о существе происходящего и осознаются возможные пути разрешения проблемы.

Результатом оказывается журналистская концепция изученной ситуации в ее отношении к проблеме.

2) стадия - собственно создание текста

1 о: образный ориентир, его поиск. Образ.

Ход, логика развития текста, сюжета. Не композиция и не сюжет. Ищется интуитивно. Идея, план в удобной форме.

2 о: написание текста, работа над сюжетом, н. достать пассивный запас слов.

3о: редактирование текста, сбор доп.инфы, переписывание текста.

4 о: законченный текст, сюжет, могущий нуждаться в обработке.

В журналистском творчестве, когда личность включается сначала в процесс обдумывания будущего материала, потом сбора информации,

затем осмысления жизненных фактов и т. д., также можно выделить общие фазы и включенные в них более частные этапы:

— формирование концепции, намерения;

— расчленение и сравнение основных составных элементов изучаемой реальности (объекта, явления, процесса);

— постановка цели;

— восприятие известной ситуации в совершенно новом свете.

Создание журналистского произведения проходит ряд этапов, на каждом из которых проводится специфическая работа по освоению фактов реального мира, их анализу, выстраиванию авторской концепции, ее реализации.
ЗАМЫСЕЛ. Импульсом для замысла произведения служит информация о конкретной реальной ситуации. Этому предшествует процесс предварительного накопления информации. Отправной точкой формирования и разработки замысла бывает и увиденная проблемная ситуация. В соответствии с замыслом журналист выбирает форму отражения действительности и систему профессиональных приемов воздействия на аудиторию.
ИДЕЯ. Идея – смысл и образный ориентир для аудитории. Перед читателем она предстает как программа деятельности, которую необходимо осуществить для разрешения той или иной проблемы.
Идея журналистского произведения предполагает решение следующих задач:
1. предварительное определение проблемы, нуждающейся в общественном внимании.
2. Определение адреса конкретной реальной ситуации, нужной для исследования сегодняшнего состояния проблемы и демонстрации путей ее разрешения.
3. Обоснование возможных вариантов отношения конкретной реальной ситуации к проблеме.
4. Планирование дальнейшей работы.
5. Организационно-практической обеспечение хода деятельности.
В качестве важнейшего источника сведений, необходимых при решении задач, для журналиста выступают документы, специальные досье и картотеки, научная и справочная литература.
Идея журналистского произведения имеет большое значение для создания определенного духовного настроя, тональности. Идея предполагает активную позицию адресанта по отношению к адресату. Цель произведения журналиста не только донести до читателя какую-то идею, но и добиться положительной реакции на нее.
СЮЖЕТ. Часто журналисты используют сюжетные приемы построения произведений.
В журналистике под сюжетом понимают «движение событий, мыслей, переживаний, в которых и раскрываются человеческие характеры, судьбы, противоречия, общественные конфликты. Именно сюжет дает публицисту возможность раскрыть в развитии и многосторонне изобразить характеры и обстоятельства, выявить связь между ними». В отличие от литературного сюжета журналистский «более “собран”, не развернут, в нем, как правило, отсутствует экспозиция, завязка и развитие действия максимально сопряжены друг с другом, а кульминация и развязка являются едва ли не самой развитой частью. Сюжет вырабатывается как результат творческого процесса, строится в соответствии с той социальной целью, которую преследует публицист». А цели и задачи при сюжетном построении материала могут быть самыми разными. В одних случаях журналисту необходимо отразить динамику развития того или иного события, в других – показать становление характера героя произведения, в третьих – отразить жизненную коллизию или конфликт, в четвертых – осветить проблему. Во всех этих случаях журналист выбирает те приемы и средства сюжетного построения, которые наиболее выгодно для идеи произведения способны высветить объект или предмет описания.
Тема. Обычно рождается из двух ситуаций — либо из редакционного задания, либо просто появляется какая-то идея, которая занимает все мысли. Начинаешь о ней постоянно думать, происходящие события пытаешься свести к какой-то одной идее, оценивая их уже с позиции будущего материала. Постепенно в голове вырисовывается конкретная тема, и после этого начинается подготовительная работа. При этом очень важно реально себе представлять, насколько выбранная тема актуальна, будет ли она представлять интерес для аудитории, наконец, что потребуется для ее реализации. Только после этого можно приступать к ее разработке.
На практике многие журналисты специализируются на какой-то одной теме. Раскрыть в старой теме новые грани помогают новые факты. При затасканности тем по городским проблемам: транспорт, общепит, пожарная безопасность и т. д. — иногда появляются какие-то новые факты, которые могут повернуть тему с новой стороны. Поэтому главное — найти эти факты.
Процесс работы над произведением не обязательно должен включать в себя эти этапы в жесткой последовательности. Журналист может возвращаться в своей работе и добирать недостающую информацию, перепроверять свои данные, менять рабочую идею. Но в целом, все этапы работы должны быть выполнены эффективно — без этого конечное произведение рискует оказаться неубедительным, поверхностным.

 

 








Дата добавления: 2015-04-19; просмотров: 1134. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

Машины и механизмы для нарезки овощей В зависимости от назначения овощерезательные машины подразделяются на две группы: машины для нарезки сырых и вареных овощей...

Классификация и основные элементы конструкций теплового оборудования Многообразие способов тепловой обработки продуктов предопределяет широкую номенклатуру тепловых аппаратов...

Именные части речи, их общие и отличительные признаки Именные части речи в русском языке — это имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение...

Хронометражно-табличная методика определения суточного расхода энергии студента Цель: познакомиться с хронометражно-табличным методом опреде­ления суточного расхода энергии...

ОЧАГОВЫЕ ТЕНИ В ЛЕГКОМ Очаговыми легочными инфильтратами проявляют себя различные по этиологии заболевания, в основе которых лежит бронхо-нодулярный процесс, который при рентгенологическом исследовании дает очагового характера тень, размерами не более 1 см в диаметре...

Примеры решения типовых задач. Пример 1.Степень диссоциации уксусной кислоты в 0,1 М растворе равна 1,32∙10-2   Пример 1.Степень диссоциации уксусной кислоты в 0,1 М растворе равна 1,32∙10-2. Найдите константу диссоциации кислоты и значение рК. Решение. Подставим данные задачи в уравнение закона разбавления К = a2См/(1 –a) =...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия