Зигмунд Фрейд
Зигмунд Фрейд Психоанализ сложился как метод лечения неврозов. Предмет – динамика отношений между сознанием и бессознательным. Психоанализ – психодинамический подход, при котором считается, что неосознаваемые психологические конфликты контролируют поведение человека. Структура личности: N Ид – инстинктивное ядро личности, подчиняется принципу удовольствия, избавляет личность от напряжения через рефлекторные действия и первичные процессы (мечтания, не способные подавлять импульсы и различать реальное и нереальное) N Эго – рациональная часть, руководствуется принципом реальности; разрабатывает план действий, чтобы удовлетворить Ид в рамках ограничений социального мира и сознания человека, действует посредством вторичных процессов (логическое мышление) N Суперэго – морально-этическая сторона личности, состоит из 2-х структур: - Совесть – включает способность к критической самооценке поведения, моральные запреты и чувство вины, при их нарушении - Эго-идеал – поощрительный аспект, формируется из того, что родители одобряют, ведет к установлению высоких стандартов, достижение которых вызывает чувство самоуважения и гордости Уровни сознания:
У П Е ЭГО предсознательное, то, что можно осознать Р Э Г О бессознательное, то, что нельзя осознать
ИД
Мотивация человека основана на инстинкте – врожденном возбуждении, которое ищет разрядки. Две категории инстинкта: ¦ Инстинкт жизни (Эрос) ¦ Инстинкт смерти (Танатос) Выделял три типа тревоги: 1. Реалистическая – эмоциональный ответ на угрозу или понимание опасностей внешнего мира (опасное животное). 2. Невротическая – эмоциональный ответ на опасность того, что неприемлемые импульсы со стороны Ид станут осознанными (обусловлена боязнью потерять контроль над своими инстинктивными побуждениями). 3. Моральная – эмоциональная реакция на угрозу наказания. Тревога предупреждает Эго об опасности, исходящей от Ид, а в ответ Эго использует ряд защитных механизмов: (1)вытеснение, (2)замещение, (3)проекция, (4)рационализация, (5)реактивное образование (инверсия желаний), (6)регрессия, (7)сублимация, (8)отрицание.
Конфликт между желаниями Ид и реальностью - невротический конфликт. Стадии психосексуального развития (сексуальность дается от рождения и развивается дальше, охватывая ряд биологически значимых эрогенных зон):
Альфред Адлер – индивидуальная теория Человек не отделим от общества; критиковал Фрейда за то, что он придавал чрезмерное значение сексуальности и агрессии. Человек старается компенсировать чувство собственной неполноценности (неполноценность органов, чрезмерная опека, отвержение со стороны родителей), которое он испытывали в детстве, в течении всей жизни он стремится к превосходству. Стиль жизни формируется к 5-ти годам под влиянием творческой силы личности, и в связи с ним формируется тип личности: Управляющий – активный, антисоциальный, Берущий – низко активный, паразитирующий, Избегающий – не активный, нет социального интереса, Социально-полезный – высокий соц. интерес, высокая соц. Активность. Соц. интерес – внутренняя тенденция человека участвовать в создании идеального общества. Степень выраженности соц. интереса – показатель психологического здоровья. На формирование человека оказывает влияние его позиция в семье: Первый – консервативен, стремится к власти и лидерству, Единственный – зависимость и эгоцентризм, Средний – соперничающий и честолюбивый, Последний – «баловень» или «вечный борец». Фикционный финализм – поведение человека подчинено фиктивным целям (фиктивная цель – «напряженная работа и немного удачи помогут мне»), намеченным им самим. Карл Густав Юнг – аналитическая теория Рассматривал либидо как творческую жизненную энергию, способствующую личностному росту (¹ либидо как сексуальная энергия у Фрейда). Критиковал Фрейда за то, что он придавал чрезмерное значение сексуальности и агрессии. Структура личности: v Эго – что осознает v Личное бессознательное – вытесненное и комплексы (связанные между собой мысли и чувства, вынесенные из прошлого опыта) – ex.«комплекс власти» v Коллективное бессознательное – архетипы (врожденные идеи, опыт всего человечества, предрасполагающий к реагированию определенным образом на текущий опыт)- ex.«анима» - бессознательная женская сторона мужчины, «анимус» – бессознательная мужская сторона личности женщины.
Ввел понятие 2-х типов личностной ориентации: 1. Экстраверт – подвижный, быстро образует связи и привязанности, действует под влиянием внешних сил 2. Интраверт – стремится к уединению, сосредоточен на самом себе, действует под влиянием внутренних факторов Выделил 4 психологические функции: 1. Мышление рациональные 2. чувства 3. ощущение иррациональные 4. интуиция Соответственно получил 8 типов личности: 4 функции 6 2 типа ориентации. Развитие личности идет в направлении самореализации с помощью процесса индивидуации - интегрирования и уравновешивания различных элементов личности и обретения таким образом самости. Эрик Эриксон – эго-теория Упор на динамику развития эго на протяжении жизни, где эго – автономная личностная структура (¹ Фрейду). Эпигенетическая концепция развития человека: личность развивается ступенчато, переход от одной стадии к другой предрешен готовностью личности двигаться дальше, расширяя осознаваемый социальный кругозори радиус социального взаимодействия. в обществе развитие социальных возможностей человека воспринимается одобрительно, оно старается способствовать сохранению этой тенденции, поддерживать надлежащий темп и правильную последовательность.
Эрих Фромм – гуманистическая теория Особое внимание уделял влиянию на личность социальных и культурных факторов. Описал 5 экзистенциальных потребностей, присущих только человеку: 1. в установлении связей – человек хочет о ком-то заботиться 2. в преодолении – преодолении своей пассивной природы, чтобы стать активным творческим созидателем 3. в корнях – ощущать себя неотъемлемой частью мира 4. в идентичности – я сам хозяин своей жизни 5. в системе взглядов и преданности – человеку нужна опора для объяснения мира и объект преданности (цель/бог), в посвящении которому заключался бы смысл жизни Следствие способа (способ определяется соц., экономическими, политическими условиями) удовлетворения экзистенциальных потребностей – социальный тип характера: ` рецептивный – пассивный (не способен к творчеству), доверчивый, сентиментальный ` эксплуатирующий - пассивный (не способен к творчеству),агрессивный, эгоцентричный ` накапливающий – ригидные, упрямые, стремятся обладать и не отдавать ` рыночный – готов продемонстрировать ту черту, которая поможет им продать себя, отношения поверхностны ` продуктивный – независимый, честный, спокойный, творческий, совершает социально-полезные поступки, в его основе лежат разум, любовь и труд – это цель развития человечества. Утверждал, что пропасть между свободой (от соц., политических и религиозных ограничений) и безопасностью дошла до такого предела, что сегодня одиночество, ощущение собственной незначимости и отчужденность стали определяющими признаками современного человека. Определенной частью людей движет бегство от свободы, которое осуществляется посредством механизмов: - деструктивности – уничтожает или покоряет других - конформности автомата – человек ведет себя точно также как все - авторитаризм – соединяет самого себя с кем-то или чем-то внешним Здоровый путь освобождения состоит в обретении позитивной свободы через спонтанную активность – действие в соответствии со своей внутренней природой. Карен Хорни – социокультурная теория Отвергала положение Фрейда, что физическая анатомия определяет личностные различия между мужчиной и женщиной. Решающий фактор развития личности – социальные отношения между ребенком и родителями. Основная потребность ребенка – потребность в безопасности, если она не удовлетворяется возникает базальная враждебность Õ базальная тревога (ощущение беспомощности во враждебном мире) Õ невроз. Невротические потребности (удовлетворение этой потребности становится для невротика способом жизни) = стратегии компенсации базальной тревоги: (1)в любви и одобрении, (2)в руководящем партнере, (3)в четких ограничениях. (4)в обладании властью, (5)в эксплуатировании других, (6)в общественном признании, (7)в восхищении собой, (8)стремление быть лучшим, (9)в самодостаточности и независимости, (10)в безупречности и неопровержимости. Все эти потребности она объединила в 3 стратегии межличностного поведения: от людей – обособленный тип – «Если я отойду, со мной все будет в порядке» против людей – враждебный – «У меня есть власть, никто меня не тронет» к людям – уступчивый – «Если я уступлю, меня не тронут» Утверждала, что мужчины испытывают зависть к женской способности рожать и кормить детей (¹ положению Фрейда о зависти женщин к пенису в проживании комплекса Электры). Женщины испытывают неполноценность из-за экономической, политической и психологической зависимости от мужчин.
Вопрос 11. Гештальтпсихология (М.Вергеймер, В.Келер, К.Коффка, К.Левин и др.)
Гештапьтпсихология - психологическое направление, существовавшее в Германии с начала 10-х до середины 30-х гг. XX в. Создала целостный подход к изучению психики и сознания, выдвинув в качестве первого основного принципа принцип целостности, противопоставила его механическому принципу психологии элементов. Под " гештальт " представители этого направления понимают целостное образование, обладающее своеобразным качеством формы, несводимым к свойствам входящих в его состав частей. Гештальтпсихология - приблизительный перевод с немецкого - психология формы. История гештальтпсихологии берет начало в Германии в 1912, когда М.Вертгеймер исследовал т.н. «фи-феномен» – иллюзию движения, которая возникает, когда неподвижные объекты видны в быстрой последовательности смены различных позиций. Такой эффект «движущейся картинки» создает, например, последовательное включение–выключение неоновых или электрических ламп в обрамлении неподвижной рамки. Этот феномен хорошо иллюстрирует положение о том, что целое больше своих частей и в нем присутствуют качества, которые нельзя найти в его составляющих. Так, в приведенном примере движение характеризует феномен в целом, но, если исследовать его составные части, никакого движения в них заметить нельзя. К Вертгеймеру вскоре присоединились В.Кёлер и К.Коффка, благодаря которым гештальт-подход проник во все области психологии. В противовес представлениям ассоцианистов о том, что образ создается через синтез отдельных элементов и свойства целого определяются свойствами частей, гештальтпсихологи выдвинули идею целостности образа, свойства которого не сводимы к сумме свойств элементов (в связи с этим часто подчеркивается роль гештальтпсихологии в становлении системного подхода в науке). Т.е. восприятие не сводится к сумме отношений, свойства фигуры, которую мы видим, не описываются через свойства ее частей. Гештальтпсихологи пытались обнаружить законы, по которым фигура выделяется из фона - как структурированная целостность из менее дифференцированного пространства, находящегося как бы позади фигуры (понятия фигуры и фона - важнейшие для ГП). Явления фигуры и фона отчетливо выступают при рассмотрении так называемых двойственных изображений, где фигура и фон как бы самопроизвольно меняются местами (происходит внезапное "переструктурирование" ситуации). Согласно гештальтпсихологии, для человека существуют два отличных друг от друга мира: мир физический, лежащий "за" переживаниями, и мир наших переживаний (ощущений). Гештальтпсихология рассматривала этот последний мир в двух отношениях: как физиологическую реальность (процессы в мозге как отражения воздействий внешнего мира) и как психическую (феноменальную) реальность, которые связаны между собой отношениями изоморфизма (взаимно-однозначного соответствия). Следовательно, психологические законы сводились в гештальтпсихологии к законам физиологии мозга. Вместе с тем гештальтпсихология не отказывается и от изучения феноменов сознания методом самонаблюдения. Само сознание понималось как некое динамическое целое, "поле", каждая точка которого взаимодействует со всеми остальными (по аналогии с электромагнитными полями в физике). Единицей анализа этого поля выступает гештальт как целостная образная структура, несводимая к сумме составляющих его ощущений. Различные формы гештальтов изучались в гештальтпсихологии на материале восприятия кажущегося движения, формы (в т.ч. отношений "фигуры-фона"), оптико-геометрических иллюзий. Были выделеиы так называемые факторы восприятия, которые способствуют группировке отдельных элементов физического мира в соответствующем ему "психологическом поле" в целостные гештальты: "фактор близости", "фактор сходства", "фактор хорошего продолжения" (объединяются в гештальт те элементы изображения, которые в совокупности образуют "напрашивающиеся", наиболее простые конфигурации), "фактор общей судьбы" (объединение в один гештальт, например, трех движущихся в одном направлении точек среди множества других, движущихся в разных направлениях) и др. В основе принципов группировки лежит более общий закон психологического поля - закон прегнантности, т.е. стремление этого поля к образованию наиболее устойчивой, простой и "экономной" конфигурации. С точки зрения гештальтпсихологии данные законы представляют собой всего лишь феноменальное выражение различных электрических процессов в головном мозге (образование токов различной направленности, "насыщение" отдельных участков мозга электрическими зарядами и т.п.). При разработке проблем мышления гештальтпсихология подвергла острой критике бихевиористские взгляды на мышление как образование "навыков" путем проб и ошибок и ввела в психологический оборот такие понятия, как проблемная ситуация, инсайт, а также новый метод экспериментапьного исследования мышления - метод "рассуждения вслух", который уже выходил за рамки исходных феноменологических установок гештальтпсихологии и предполагал подлинно объективное исследование процессов и мышления (М.Вертгеймер, К.Дункер и др.). Однако при объяснении "продуктивного мышления" у животных и творческого мышления у человека гештальтпсихология неправомерно отрицала роль активности и прошлого опыта субъекта в процессе решения творческих задач, считая возникновение такого решения результатом все тех же процессов образования "хороших гештальтов" в "здесь и теперь" складывающемся "психологическом поле". В 20-е годы XX в. К.Левин предпринял попытку дополнить и углубить модель психического мира человека, предложенную гештальтпсихологией, введя в нее " личностное измерение ". К.Левин объяснял множество психологических феноменов в терминах разработанной им на основе принципа целостности теории поля. Гештальт-психологи (Вертгеймер, Кёлер, Коффка) сосредоточились на ощущении, Левин — на мирооощущении. В то же время основные положения гештальт-психологии нашли отражение в его теории. А именно следующие. 1. Образ мира, явления (иными словами — гештальт) создается не путем синтеза отдельных элементов, отдельных ощущений. Он возникает сразу как целостный феномен. То есть гештальт не является простой суммой частей, а представляет собой целостную структуру. Разумеется, в структуре можно выделить и исследовать отдельные части, но нельзя сказать, что целое определяется особенностями частей, напротив — каждая часть зависит от целого, от своей в него включенности. 2. Образ создается в «данный момент» (ad hoc) посредством инсайта, прошлый опыт в его создании существенной роли не играет. Этот тезис явился основным объектом критики гештальт-психологии в целом и теории Левина в частности. На это Левин возражал, что образы прошлого конечно же могут актуализироваться «в данный момент» и повлиять на поведение человека, но это совсем не такое влияние, которое акцентируют сторонники психоанализа и бихевиоризма. 3. Принцип изоморфизма, утверждающий тождество закономерностей в разных науках (например, психологические закономерности тождественны физическим). Следуя именно этому принципу, Левин использовал систему описания психических явлений, принятую в физике, химии, математике. Согласно Левину, жизненное пространство каждого человека включает все влияния, воздействующие на организм в данный момент. Эти влияния, которые Левин называл психол. фактами, включают в себя внутренние «события», такие как голод или уста-лость, и внешние события, например социальную ситуацию, а также (что, впрочем, менее важно) воспоминания о прошлом опыте. Графически личное жизненное пространство он представлял в виде эллипса. Сам же человек может быть представлен в форме кружка, расположенного внутри эллипса. Каждый психол. факт выступает частью эллипса. Каждой части может быть придана валентность соответственно тому, благоприятно ли это воздействие (+) или неблагоприятно (–). Сочетание всех валентностей и составляет основу для побуждения к действию. После прихода к власти гитлеровцев гештальтпсихология как школа распалась в результате эмиграции большинства гештальтпсихологов. Идеи гештальтпсихологии оказали значительное влияние на развитие необихевиоризма, психологии восприятия, когнитивной психологии, системного подхода в науке, отдельных направлений психол. практики (в частности, гештальттерапии) и др. Вместе с тем критики гештальтпсихологии (среди которых были Л.С.Выготский, Лейпцигская школа и др.) отмечали антиисторизм и антигенетизм гештальтпсихологии, фактическое отрицание прошлого опыта в процессе образования гештальтов, сведение психологических закономерностей к принципам физиологической работы мозга.
|