Теории мотивов
I. Рубинштейн: потребности и мотивы человека зависят от общества, в котором он живет, при этом отражение потребности может иметь разный характер: чувство долга, интерес, протест. Существует иерархия: потребности, интересы, идеал. II. Ломов: выделял три группы потребностей: 1) базовые – материальные условия, средства жизни, общение, отдых 2) производные – эстетические, потребность в обучении 3) высшие – потребность в творчестве III. Маслоу: говорил о структуре потребностей, в которой сначала должны быть удовлетворены низшие, и только после этого будут активированы и начнут определять поведение потребности более высоких уровней. Пирамида Маслоу: потребность в самореализации потребность в признании, уважении высшие мотивы потребность в аффелиации потребность в безопасность низшие мотивы биологические потребности IV. Хекхаузен: предположил, что существуют два основных мотива – мотив достижения (МД) и мотив избегания неудач (МИН), у каждого человека они сбалансированы, или один доминирует: d МД намного слабее МИН – высокий интеллектуальный уровень и масса способностей, но человек боится быть неоцененным из-за высокого МИН, поэтому не реализует ни одну возможность. d МД намного сильнее МИН – даже там, где не нужны усилия, человек постоянно напрягается, бьется в открытую дверь d баланс МД и МИН – МД чуть сильнее МИН V. Закон Йеркса-Доусона: легкие задачи трудные задачи
успешность деятельности интенсивность мотивации Начиная с определенного момента, происходит перемотивация – человек так перевозбуждается, что не в силах сосредоточиться вообще. Функции мотива: ÿ энергетическая ÿ направляющая ÿ смыслообразующая – отношение к цели деятельности окрашивает деятельность в разные смыслы; цель может стать конечным мотивом деятельности – мотив сдвигается на цель и жизнь человека наполнена постоянным смыслом ÿ регулятивная Формирование мотива (Ильин):
потребность è осознание è потребность è абстрактная цель (биологическая/социальная) потребности личности (мысль о еде) (ψ феномен) ê неспецифическая – активация человека поисковая деятельность специфическая – голод, жажда (оценка ситуации) ê мотив Направленность – система доминирующих мотивов. - отношение того, что личность берет от общества к тому, что она отдает обществу, т.е. направленность является ведущей характеристикой личности. Направленность состоит из (=проявляется в): · мотивов, которые образуют мотивационную сферу личности – совокупность всех мотивов, которые формируются и развиваются в течении жизни; некоторые мотивы относительно устойчивы и доминируют, образуя стержень всей жизни, в них и проявляется направленность личности. В ходе жизни личности происходит дифференциация и интеграция мотивов, на базе одного формируются другие, т.о., развитие мотивационной сферы происходит по принципу «напластывания» одних мотивов на другие. · потребностей · жизненных целей · способностей Мотивы являются стержнем направленности, они отражаю общественные и личные потребности, как материальные, так и эстетические. На этом фундаменте формируются жизненные цели личности – интегратор повседневных целей. В структуру направленности входят также ценностные ориентации, симпатии, привязанности, интересы, т.е. субъективные отношения, которые определяются общественными. Т.о. можно сказать, что направленность формируется через общественные отношения, а это говорит о важной роли общения в формировании направленности.
Потребность - исходная форма активности индивида, состояние нужды в чем-либо, что необходимо для его нормального функционирования. Потребность - особое психическое состояние индивида, ощущаемое или осознаваемое им "напряжение", "неудовлетворенность", "дискомфорт", как отражение в психике человека несоответствия между внутренними и внешними условиями деятельности. Потребность может быть осознанной и неосознанной. Когда она осознанна, у человека возникает побуждение к деятельности. Виды потребностей: Потребности различают по происхождению и предмету. 1. По своему происхождению потребности могут быть: Ø естественными Ø культурными 2. По характеру предмета потребности могут быть: Ø материальными Ø духовными. В естественных потребностях выражается активизирующая деятельность человека, зависимость от условий, необходимых для сохранения и поддержания его жизни и жизни его потомства. У всех людей имеются естественные потребности в пище, питье, в существе противоположного пола и т.д. В культурных потребностях выражается зависимость активной деятельности человека от продуктов человеческой культуры. При разном экономическом и общественном строе, в зависимости от воспитания и усвоения распространенных и принятых обычаев и форм поведения человек приобретает различные культурные потребности. В материальных потребностях выявляется зависимость человека от предметов материальной культуры (потребности в пище, одежде, жилищах и т.д.); в духовных - зависимость от продуктов общественного сознания. Следует особо выделить такую духовную потребность, как потребность в общении с другими людьми, что является важнейшим условием духовного развития человека. Духовные потребности неразрывно связаны с материальными потребностями. Для удовлетворения духовных потребностей требуются, разумеется, материальные вещи, которые являются, в свою очередь, предметом материальных потребностей.
Потребность объективна, мотив - субъективен. Связь между потребностями и мотивами неоднозначна. Потребность может вызвать несколько мотивов, и мотив может быть вызван несколькими потребностями.
Мотив - это осознанная и определенная (овеществленная) потребность, побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности, совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющйх ее направленность. Функции мотивов: 1) побуждение, 2) направление, 3) смыслообразование.
Сходные потребности могут реализоваться в различных мотивах и, наоборот, за сходными мотивами могут стоять разные потребности. На базе какой-либо одной определенной потребности может формироваться целая констелляция мотивов, и, напротив, какой-либо один мотив может "вобрать" в себя несколько потребностей. Мотивация: • Позитивная и негативная. • Внутренняя и внешняя Мотивационная сфера личности - вся совокупность ее мотивов, которые формируются и развиваются в течение жизни. Эта сфера динамична и изменяется в зависимости от многих обстоятельств. Однако некоторые мотивы являются относительно устойчивыми и доминирующими, образующими как бы "стержень" всей сферы личности.
Потребностно-мотивационная сфера является исходным звеном НАПРАВЛЕННОСТИ, которая выступает как системообразующее свойство личности. Направленность - система доминирующих мотивов (Мясищев), Направленность - стремления, которые свойственны человеку, мотивы, в соответствии с которыми он действует. Направленность - одно из главных образований личности. Рассматривается как мотивационное ядро личности, это системообразующий фактор. Мотивы включаются в структуру направленности в той мере, в которой они обеспечивают смыслообразование. Стороны направленности: 1) отражение (целеобразование); 2) регулятивная (регуляция деятельности проявляется в виде динамической совокупности мотивов). Направленность характеризуется иерархичностью, наличием в ней доминирующих мотивов, определяющих основные вектора активности личности (отношение к окружающей действительности, другим людям, к самому себе как преимущественная направленность на предметную деятельность, на других людей, на себя лично). Характеристики направленности: 1. Стремление, 2. Потребности, интересы, идеалы Стремление - характеристика предметного содержания. Осознание начального и конечного пункта в тенденции. Интерес сказывается на направленности мыслей и внимания человека. Идеалы - некоторые образцы: совокупность норм поведения, ценностей. Это абсолютный стандарт, которого человек стремится достичь.
Вопрос 28. Развитие сознания и самосознания в онтогенезе. Функции самосознания: самопознание, саморегуляция и самоорганизация.
Сознание - высшая форма психики, результат общественно-исторических условий формирования человека в трудовой деятельности, при постоянном общении (с помощью языка) с другими людьми. Самосознание -высший уровень развития сознания, осознание человеком себя как личности. Ю.Б.Гиппенрейтер определяет самосознание как образ себя и отношение к себе. А.Н.Леонтьев считал, что «самосознание — это осознание себя в системе общественных отношений». Л.С.Выготский: «самосознание — это динамическая система представлений человека о самом себе, осознание им своих физических, интеллектуальных и других качеств, самооценка этих качеств, а также субъективное восприятие влияющих на данную личность внешних факторов.»
Самосознание – это субъективный образ своего Я. В работах многих отечественных психологов доказано, что субъективные представления личности о себе формируются под воздействием социальной среды, представляют систему самовосприятий и связаны с влиянием оценочных отношений других людей, соотнесением своих мыслей и поступков, мотивов и целей с общественными нормами.
Функции самосознания: 1) Самопознание - важнейшая составная часть самосознания, сложный процесс опосредованного познания себя, понятия собственного «Я» как субъекта, отличного от других субъектов. 2) Функция саморегуляции - это функция сохранения и тождества личности, аккумулирования, интеграции познавательной деятельности и эмоциональной активности субъекта, его автономности, адекватности поведения внешним обстоятельствам и поставленным самим субъектом целям. 3) Самоорганизация - проявление внутренней способности и возможности реализовать самоосуществляемые процессы своего регулирования. Способность самостоятельно, сознательно ставить перед собой задачи, цели, определять направление своей деятельности. Главные функции самосознания (по Гиппенрейтер): 1) познание себя, 2) усовершенствование себя, 3) поиск смысла жизни. При этом, поиск смысла жизни есть одна из самых важных функций самосознания.
Развитие самосознания в онтогенезе. Самосознание личности начинает складываться в процессе взаимодействия с другими людьми и ощущения своей "непохожести" на них, т.е. с открытием личностью своего "Я". Отделение “я” от “не-я” - путь, который проходит каждый человек в детстве, осуществляется в процессе формирования самосознание человека. Л.С.Выготский предполагает наличие двух основных источников развития самосознания: 1) собственная практическая деятельность человека, 2) общение, в процессе которого происходит интериоризация личностью системы социальных взаимосвязей. Таким образом, индивидуальное развитие ребенка может рассматриваться только в социальном контексте, в процессе овладения подрастающим человеком орудиями и знаками, то есть в процессе обучения. В результате ребенок обретает умение управлять самим собой, что невозможно без умения познавать себя. Безусловно, без предметной деятельности и без общения невозможно ни развитие личности, ни развитие сознания, ни развитие «Я». Развитие самосознания ребенка осуществляется через преодоление противоречия между внешней регуляцией, системой требований, предъявляемых ему взрослым (обучение, воспитание), и его (ребенка) собственной спонтанной активностью. По мере взросления источник развития перемещается внутрь личности, внешняя детерминация поведения трансформируется во внутреннюю, возникает внутриличностное противоречие между Я-действующим и Я-отраженным, становящееся двигателем восхождения к Я-творческому. Если в силу каких-то причин развертывания указанного процесса не происходит, человек остается объектом внешних воздействий, будучи неспособным превратиться в субъект собственной жизнедеятельности. Л.С. Выготский считал, что наиболее значимым для развития самосознания ребенка является кризис семи лет, когда мы имеем дело с возникновением обобщения переживаний, логики чувств. Ребенок впервые начинает понимать, что значит «я радуюсь», «я огорчен», «я сердит», «я добрый» «я злой», у него возникает осмысленная ориентировка в собственных переживаниях. Этапы: 1) овладение собственным телом, возникновение произвольных движений (первые предметные действия) 2) ходьба, самостоятельные передвижения 3) первое представление о своем Я 4) речь – воздействие на окружающий мир -> изменение поведения и внутреннего отношения к другим 5) объективная социализация – приспособление к миру семьи и социуму 6) развитие критики и самокритики (10-11 лет) Сознание – высший уровень психического отражения действительности, присущий человеку как общественно-историческому существу. Эмпирически сознание выступает как непрерывно меняющаяся совокупность чувственных и умственных образов, предстающих перед субъектом в его «внутреннем опыте» и предвосхищающих его практическую деятельность. Самосознание – относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознаваемая, переживаемая как неповторимая система представлений человека о себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и формирует отношение к самому себе. Структура самосознания: d когнитивная сторона – функция самопознания: самонаблюдение, самоанализ, самооценка, формирование фиксированных представлений о себе d аффективная сторона – функция самоотношения: самочувствие, самолюбие d волевая сторона – функция саморегуляции: регуляция психической активности посредством отражения и моделирования действительности; представляет собой замкнутый контур регулирования (цель→модель условий деятельности→ информация о результате→оценка соответствия результата→решение о необходимости коррекции); связана с рефлексией личности. При решении задач необходима рефлексия и коррекция = самоконтроль – рациональная рефлексия и оценка субъектом собственных действий на основе личностно значимых мотивов и установок, заключающаяся в сличении, анализе и коррекции отношений между целями, средствами и последствиями действий. - функция самоорганизации: самовоспитание; принятие себя сказывается на поведении, активности: если человек смиряется со своими недостатками, личностное развитие затрудняется. Недостатки связаны с осознанием несоответствия ценностям, заданным обществом → самоорганизация – направленное изменение себя в соответствии с нормами. Точки зрения на первичность сознания и самосознания: Бехтерев: простейшее самосознание предшествует сознанию (=ясным и отчетливым представлениям о предметах) Выготский, Рубинштейн: самосознание – этап в развитии сознания, подготовленный развитием речи и произвольных движений, т.е. ростом самостоятельности (2-3 года) Онтогенез сознания и самосознания (Ананьев): 1) отделение своих действий от предметов = выделение себя из окружающего мира 2) отделение себя от своих действий = осознает, что он является субъектом действия, появляется произвольность 3) употребление местоимения «мой», «моя» в 2-3 года 4) употребление местоимения «я» в 3-4 года = переход к понятию мысли о себе, начинает формироваться самооценка: сначала оценивает себя только положительно, а к 15-16 годам оценивает адекватно Важный этап в формировании сознания – переход ребенка от случайных, спонтанных действий к целенаправленным поступкам. Сначала младенец непосредственно реагирует на каждое внешнее раздражения, но постепенно реакции становятся более избирательными, он начинает осознавать собственные желания и выбирает соответствующие средства для их достижения (плачь не как реакция на боль, а как средство получить ласку матери). Решающее значение для развития самосознания имеет взаимодействие с взрослыми, которые вырабатывают у ребенка определенное отношение к предметам и самому себе. Родители определяют «кто он такой»: они называют его, помогают осознать то, что принадлежит ему (части тела) и то, к чему принадлежит он (пол, членство в семье). Оценивая поступки ребенка, они вырабатывают у него определенно эмоциональное отношение к себе – чувство собственной ценности. Можно сказать, что Ананьев считает, что развитее сознания и самосознания идет одновременно, примата нет.
Компоненты (=фазы развития) самосознания (Мерлин): 1. сознание тождественности – зачатки возникают уже в 11 месяцев, когда младенец начинает отличать ощущения, исходящие от его тела от ощущений, вызываемых внешними предметами 2. сознание Я как активного начала – ребенок осознает себя субъектом деятельности в 2-3 года, когда овладевает личным местоимением; возникает первая фаза детского негативизма «Я сам …» 3. осознание своих психических свойств – приходит в результате обобщения данных самонаблюдения, поэтому предполагает достаточно развитое абстрактное мышление 4. социально-нравственная самооценка – способность к ней формируется в подростковом и юношеском возрасте на основе накопленного опыта общения и деятельности. Уровни (=этапы развития) самосознания (Кон): Установочная система – образ Я. 1. нижний уровень образа Я – неосознанные, представленные только в переживании, установки, традиционно ассоциирующиеся в психологии с «самочувствие» и эмоциональным отношением к себе 2. осознание и самооценка отдельных свойств и качеств 3. частные самооценки складываются в целостный образ 4. формирование образа Я завершается и он вписывается в общую систему цели Степени развития самосознания (для сравнения уровня развития самосознания у разных людей или на разных стадиях развития у одного и того же человека) (Розенберг): · степень когнитивной сложности и дифференцированности, которая измеряется числом и характером осознаваемых личностью собственных качеств; чем больше качеств, чем они сложнее и обобщеннее, тем выше уровень самосознания. · степень отчетливости образа Я, его субъективная значимость для человека; один человек много думает о себе, старается целенаправленно формировать себя, у другого рефлексия не развита, он действует, руководствуясь непосредственными побуждениями или логикой ситуации. Объекты рефлексии также могут разниться: один озабочен свое внешностью, другой – умственными способностями, третий –моральным обликом. · степень внутренней цельности, последовательности образа Я; т.к. человек видит себя под разными углами зрения его самосознание противоречиво, но характер противоречий может быть разным: один вариант – осознание расхождения в степени развития каких-либо свойств (человек знает, что у него недостаточно развиты какие-либо качества и старается их развить), другой вариант – человек осознает, что присущие ему свойства в принципе не совместимы друг с другом (высокий уровень притязаний при низкой оценке своих способностей в значимой сфере деятельности). · степень стабильности образа Я, устойчивости его во времени
Вопрос 29. «Образ Я» и «Я-концепция». Я-концепция - относительно устойчивая система представлений индивида о самом себе, являющаяся основой взаимодействия с другими людьми и отношения к себе. Она включает: осознание своих физических, интеллектуальных, эмоциональных, волевых и др. свойств; самооценку; субъективное восприятие внешних факторов. Я-концепция - это совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженная с их оценкой. Описательная составляющая Я-концепции - образ Я или картина Я; составляющая, связанная с отношением к себе или к отдельным своим качествам, - самооценка или принятие себя. Я -концепция определяет не просто то, что собой представляет индивид, но и то, что он о себе думает, как смотрит на свое деятельностное начало и возможности развития в будущем. Я-концепция - важный структурный элемент психологического облика личности, складывающаяся в общении и деятельности.
Три главных элемента Я -концепции: 1) Когнитивная составляющая - образ Я - представление индивида о самом себе. 2) Эмоционально-оценочная составляющая - самооценка - оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. 3) Потенциальная поведенческая реакция - те конкретные действия, которые могут быть вызваны образом Я и самооценкой.
Составляющие Я-концепции: Ø реальное Я (представление о себе в настоящем времени), Ø идеальное Я (то, каким субъект, по его мнению, должен был бы стать, ориентируясь на моральные нормы), При несовпадении реального Я и идеального Я происходит внутриличностный конфликт (неврозы).
Бернс выделяет следующие основные ракурсы Я-концепции: 1. Реальное Я - установки, связанные с тем, как индивид воспринимает свои актуальные способности, роли, свой актуальный статус, то есть с его представлениями о том, каков он на самом деле. 2. Зеркальное (социальное) Я - установки, связанные с представлениями индивида о том, как его видят другие. 3. Идеальное Я - установки, связанные с представлениями индивида о том, каким он хотел бы стать. А.В.Петровский и М.Г.Ярошевский: Образ Я - относительно устойчивая, не всегда осознаваемая, система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими. Наиболее известным различением образов "Я" является различение "Я -реального" и "Я -идеального", атакже различение "материального Я" и "социального Я".
Я-концепция – устойчивое обобщенное внутренне не противоречивое, выраженное вербально представление о самом себе, стстема утновок относительно собственной личности. Кон: Я-концепция как установка включает: а) знание о себе в) планы поведения по отношению к себе б) эмоциональное отношение к себе Она уникальна и специфична для каждого человека. Механизмы формирования Я-концепции: интериоризация чужих оценок - теория отраженного зеркального Я (Мид и Кули) Мнение человека о себе зависит от того, как его оценивает референтная группа, причем сдвиг в Я-к., вызванный мнением группы может быть очень устойчив. Изменения будут более значительными, если человек думает, что референтная группа единодушна в оценке его качеств. Интериоризация чужих мнений предполагает и социальное сравнение, и атрибутивные процессы (человек сначала приписывает другим какое-либо отношение к себе, а потом принимает/отвергает его в качестве оценки), и отбор информации в соответствии с уже существующим образом Я и ценностными критериями. социальное сравнение – проявляется двояко: · человек сравнивает «наличное Я» с «прошлым Я» и «будущим Я», а свои притязания с достижениями формула Джемса: самоуважение = успех притязания
· человек сравнивает себя с другими людьми Т.о., он учитывает не только свои успехи, но и успехи других, принимает в расчет ситуацию в целом. Люди гораздо яснее осознают то, что они отличаются от других, т.е. от подразумеваемого среднего (физические недостатки, национальные меньшинства). Индивидуальность воспринимается как отличие от других и человек должен выбрать группу на которую он может/хочет ориентироваться и сравнивать себя с ней, а это определит его самоуважение. Процесс социального сравнения двусторонен – человек воспринимает и оценивает себя в сравнении с другими, а других воспринимает и оценивает по себе, невольно приписывая другим собственные черты, считая их более правильными. самоатрибуция – необихевиоризм Скиннера, теория самовосприятия Бена. Человек черпает информацию о своих эмоциях, установках и убеждениях из трех источников: а) восприятия своих внутренних состояний б) наблюдения своего открытого поведения в) наблюдения обстоятельств, в которых это поведение осуществляется Чем слабее или непонятнее внутренние сигналы, тем больше человек судит о себе по своим поступкам. Причем, успех чаще приписывает себе, а причины неудач ищет вовне. Самоатрибуция селективна в отборе причинных факторов, в их интерпретации, в неодинаковом к ним внимании. Ту же функцию – оправдать свое поведение - выполняет эго-защитный механизм рационализации. смысловая интеграция жизненных переживаний – смысловая интеграция образа Я На ее основе все три предыдущих механизма образуют взаимосвязи и взамопереходы. Понятие смысловой интеграции подчеркивает системность и ценностно-смысловой характер, неразрывную связь между когнитивными (что, насколько и благодаря чему осознается) и мотивационными аспектами Я-к. Разная субъективная значимость разных аспектов Я позволяет людям находить оптимальные для себя направления самореализации. Дифференцированно-избирательная система личных ценностей и самооценок позволяет большинству людей сохранять высокое самоуважение, независимо от своих жизненных поражений и неудач. Формирование, развитие и изменение Я-к. обусловлено социальной средой. Человеческое Я осознается в контексте отношений как идентичность (Я или не Я) и как потенциальное взаимодействие Я – другой. Формы Я-концепции: - реальное Я – каким человек видит себя в данный момент - идеальное Я – каким хотел бы быть - возможное Я – какое Я кажется ему возможным - фантастическое (=воображаемое) Я – если бы все было возможно - динамическое Я – каким я стану, достигнув поставленную цель - представляемое Я – то, то репрезентируется окружающим Могут быть также частные виды (профессиональное Я) и рассогласование ожжет стать источником внутриличностного конфликта или фактором самосовершенствования. Степени развития самосознания (для сравнения уровня развития самосознания у разных людей или на разных стадиях развития у одного и того же человека) (Розенберг): · степень когнитивной сложности и дифференцированности, которая измеряется числом и характером осознаваемых личностью собственных качеств; чем больше качеств, чем они сложнее и обобщеннее, тем выше уровень самосознания. · степень отчетливости образа Я, его субъективная значимость для человека; один человек много думает о себе, старается целенаправленно формировать себя, у другого рефлексия не развита, он действует, руководствуясь непосредственными побуждениями или логикой ситуации. Объекты рефлексии также могут разниться: один озабочен свое внешностью, другой – умственными способностями, третий –моральным обликом. · степень внутренней цельности, последовательности образа Я; т.к. человек видит себя под разными углами зрения его самосознание противоречиво, но характер противоречий может быть разным: один вариант – осознание расхождения в степени развития каких-либо свойств (человек знает, что у него недостаточно развиты какие-либо качества и старается их развить), другой вариант – человек осознает, что присущие ему свойства в принципе не совместимы друг с другом (высокий уровень притязаний при низкой оценке своих способностей в значимой сфере деятельности). · степень стабильности образа Я, устойчивости его во времени Образ Я многозначен, он включает в себя телесное чувство, образ тела, самотождественность, протяженность (мои мысли, мои вещи, моя религия). Образ Я, который складывается в результате личного жизненного опыта, оказывает влияние на восприятие данным человеком мира, других людей и оценивание собственного поведения. Основные направления исследования физического облика: ü тело как хранилище Я, как граница личного пространства ü внешность ü тело как носитель символических знаков
|