Сущность социализации, основные концепции социализации
Автор «социализация» - амер. социолог Ф.Г. Гиддингс, в 1887 г. в книге «Теория социализации» употребил его в значении, близком к современному, - «развитие социальной природы или характера индивида, подготовка человеческого материала к социальной жизни». Социализация — становление личности — процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе. Социализация человека начинается с рождения и продолжается на протяжении всей жизни. Проблемой социализации занимались: - зарубежные: Х.Хартман, Сейпир, М.Мид, Р. Бенедикт, Дж. Уайтинг, Л. Чайлд, МакКлелланд, М.Спиро, Бергер, Лукман, Колберг, Эриксон - отечественные: Димитров И.Т., Братусь Б.С., Исаев Д.Н., Астапов В.М., Микадзе Ю.В., Кон И.С., Мудрик, Андреева. Мудрик: основные концепции социализации делятся на 2 похода, отличающихся между собой в понимании роли самого человека в процессе социализации: 1) Субъект-субъектный (Ч. Кули, Дж. Мид): человек активно участвует в процессе социализации и не только адаптируется к обществу, но и влияет на свои жизненные обстоятельства и на себя самого. Сущность социализации состоит в сочетании приспособления и обособления человека в условиях конкретного общества. В процессе социализации заложен внутренний, до конца не разрешимый конфликт между мерой адаптации человека в обществе и степенью обособления его в обществе. Эффективная социализация предполагает определенный баланс адаптации и обособления. 2) Субъект-обьектный (Э. Дюркгейм, Т. Парсонс): утверждает или предполагает пассивную позицию человека в процессе социализации, а саму социализацию рассматривает как процесс его адаптации к обществу, которое формирует каждого своего члена в соответствии с присущей ему культурой. (общество - субъект воздействия, а человек - его объект). Сущность социализации трактуется только как адаптация человека в обществе, как процесс и результат становления индивида социальным существом. Пример 1: Согласно Парсонсу, индивид “вбирает” в себя общественные ценности в процессе общения со “значимыми другими”, в результате чего следование общезначимым нормативным стандартам становится частью его мотивационной структуры. Социализация происходит благодаря действию психологических механизмов познания и усвоения ценностей. Усвоение ценностей происходит в процессе интернализации структуры семьи как интегративной системы. Социализация индивида осуществляется с помощью трех механизмов: а) познавательных механизмов (подражание (имитация) и психическая идентификация; опираются на чувства уважения и любви); б) защитных психических механизмов (решение внутренних конфликтов личности); в) механизмов приспособления (решение внешних конфликтов). По Парсонсу, эти механизмы учавствуют не только в социализации личности, но также процессах ее адаптации на всех этапах ее развития. Социализация осуществляется благодаря функционированию еще нескольких механизмов: а) подкрепление-затухание (основаны на принципе удовольствия-страдания; принцип осуществляется в виде применения вознаграждений (поощрений) и наказаний); б) торможение, которое уподобляется механизму вытеснения; в) субституция (замещение) (перенос (трансфер) и перемещение). Парсонс выделяет, кроме того, группу механизмов социализации, которые он объединяет под названием "ценностно-приобретаемых". Личность, согласно Парсонсу, благодаря учению всегда находится в состоянии изменений, однако ее уравновешенное состояние сохраняется в силу работы механизмов адаптации и защиты, которые контролируют эти изменения. Пример 2: Андреева Г.М.: Национальная (этническая) принадлежность индивида является чрезвычайно значимым для социальной психологии фактором потому, что она фиксирует определенные характеристики той микросреды, в условиях которой формируется личность. Этническая специфика в определенной степени концентрируется в историческом опыте каждого народа, и усвоение этого опыта есть важнейшее содержание процесса социализации индивида. Через ближайшее окружение, прежде всего через семью и школу, личность по мере развития приобщается к специфике национальной культуры, обычаев, традиций. Пример 3: М.Спиро: В основу концепции социализации он кладет общую модель ролевого поведения, которая должна включать в себя поведения, связанное с политической и бюрократической ролью как ответом и на внутренние потребности индивида, и на требования общества. Он описывает утопическую коммуну в Израеле, основатели которой проектировали ее социоэкономическую и политическую структуру на базе идеологии, к которой они эмоционально были привязаны. Таким образом, “жесткую” институцию экономической, политической и социальной структуры оказывается возможным рассматривать как экспрессивную или проективную институцию, так же как и связанное с ней принуждение в отношении индивидуального поведения. Точно также “мягкую” институцию можно рассматривать как содержащую моменты принуждения в том, что касается индивидуального поведения. Когда религиозные институции становятся специализированными и бюрократизированными, они могут представлять традиционные нормы, которые требуют от индивида соответствия им. Многие аспекты религиозного функционирования экспрессивны, но этой экспрессивности часто сопутствует и принудительный аспект в единой институциональной структуре. Раз уж коллективное действие институциализировано, оно не может просто выражать мотивы индивидов; институциолизированное поведение индивидов всегда является ответом на давление установленных норм и эксплуатацией этих норм в имеющихся обстоятельствах для удовлетворения личных мотивов. Этапы социализации по Мудрику: - младенчество (от рождения до 1 года), - раннее детство (1-3 года), - дошкольное детство (3-6 лет), - младший школьный возраст (6-10 лет), - младший подростковый (10-12 лет), - старший подростковый (12-14 лет), - ранний юношеский (15-17 лет), - юношеский (18-23 года) возраста, - молодость (23-30 лет), - раннюю зрелость (30-40 лет), - позднюю зрелость (40-55 лет), - пожилой возраст (55-65 лет), - старость (65-70 лет), - долгожительство (свыше 70 лет). Агенты социализации - люди, в непосредственном взаимодействии с которыми протекает жизнь человека. Колберг:процесс социализации не зависи от экономических, политических, культурных особенностей. 3 стадии: 1. Доморальный. 2. Условноморальный 3. Моральный Каждая стадия делится на 2 стадии (всего 6 стадий). Переход на следующий уровень происходит только в результате накопления опыта и ситуации необходимости нравственного выбора. И.С. Кон: выделяет образы человека в культуре как фактор социализации. 1.Греховный человек – опора на христианство. Человек изначально греховен, нужно преодолевать эту греховность. Это приводит к репрессивной педагогике, человека нужно подавлять. 2. Природная детерминированность. Человека как порождение природы. Отсюда идея свободного воспитания. 3. Педагогическая детерминированность. Локк – «чистая доска». 4. Идея культурной детерминированности. Все идеи основаны на европейской культуре. И.С.Кон утверждает: «Многозначный термин «социализация» обозначает совокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает и воспроизводит определенную систему знаний, норм, ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Социализация включает в себя не только осознанные, контролируемые, целенаправленные воздействия (воспитание в широком смысле слова), но и стихийные, спонтанные процессы, так или иначе влияющие на формирование личности».
|