Зависимость типа воспитания от типа общества. Сущность законов воспитания (Монтескье)
Свой закон воспитания существует в каждом устройстве. 3 типа соц устройства по Монтескье: 1. Монархия – честь. правила воспитания в монархии – следует дорожить имуществом, а не жизнью, не допускать поступков не соответсвующих статусу, следует соблюдать законы чести, нравственный регулятор превалирует над правовым. Здесь все люди заботятся лишь о своих интересах, собственной выгоде. 2. Республика – добродетель. Более других нуждается в воспитании. Основная задача – воспитание людей отечеству, закону. предпочтение общественного блага личному. 3. Деспотия – страх. Нет необходимости воспитания, образования. Народ нужно держать в подчинении. В деспотии нет законов, а значит, нет и политической свободы, там царствуют произвол и рабство.
7. Философско – методологические подходы к пониманию воспитания (Гуманистич. направл., консерват., иррацион. подход, технократ. направл., психоаналит. направл., диалектико-материалистич. подход) Философия воспитания – область знаний, которая использует в воспитательной практике идеи фил. и фил-псих. систем. Философия воспитания (Шварцман) - как наука, задача которой обоснование целей и закономерностей воспитания, детерминант нравственного поведения, характер между моральным поведением и общественной моралью. ФВ характеризует принципы взаимоотношения педагога и воспитанника и общецелевые установки. ФВ дает общую логику процессу воспитания. ФВ - область знаний, которая использует в воспитательной практике идеи различных философских систем. Гуманистическое: на основе философии неопрагматизма. Хёрст, Кольберг. Ценности объективны, задача – сформировать эти ценности у воспитанников. Воспитание – привитие неких свойств. Общество нуждается в морали, чтобы знать какую личность воспитывать. Кольберг: Мораль различных эпох различается степенью развития одних и тех же принципов справедливости и гармонии. Консервативное:основано на философии прагматизма. Дьюи, Келли, Маслоу. Признается уникальность природы человека. Врожденные кач-ва проявляются в зависимости от о-ции опыта. Главная задача воспитания-сформировать ум воспитанника, чтобы достигать реально достижимые цели. Мораль понимается как феномен с сиюминутным характером. Иррациональное: основано на философии экзистенциализма (Больнов). Осн идеи – строгое научное познание невозможно. Все соц институты нах-ся в антагонизме с человеч природой. Семья-единств норм инст-т. Человек – то, что он сам из себя делает. Среда – лишь условие для реализации человеческой индивидуальности. Метод воспитания – беседа с воспитуемым. Никакого подталкивания и назидания. Все выводы сам. Технократическое: основано на бихевиоризме Скиннера. Стимул – реакция (упрощен схема) Все чел качества формируются в процессе обучения. Технологичность процесса воспитания. Если среда действует на человека определенным образом, это не значит, что есть какой-то фатализм. Психоаналитическое: Юнг, Адлер Классич психоанализ и неофрейдизм – личность есть соц продукт личность не равна индивидуальности. Индивидуальность не может сформироваться вне социума. Юнг: личностью становится не каждый чел. Адлер: в 4 года уже протоличность – ребенок хочет походить на кого-то. Ориентация на идеал. Бог-высший идеал. Диалектико-материалистический подход (Марксистское) Л.С. Выготский, Леонтьев А.Н: признается диалектическое взаимодействие личности и общ-ва. Нет общ-ва без человека и наоборот. Взаимозависимость. В человеке есть задатки, которые заложены. Развитие способностей зависит от соц отношений, от структуры деятельности общ-ва. На основе одних и тех же задатков могут формироваться различные способности. Способность к деятельности. Деятельность – базисная категория в марксизме. Главное – правильно организовать деятельность, тогда все проблемы воспитания разрешатся. Опредмечивание и распредмечивание связаны с деят-тью – ещё одна важная категория в марксизме. Всегда есть предмет, человек распредмечивает. Мы вынуждены подстраиваться под предметы, которые изобретены не нами.
|