Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Фрейдомарксизм (В, Рейх(везле В.Райх). Г. Маркузе)




Фреидомарксизм - леворадикалистская ветвь фрейдизма, представителями к-рой был В.Райх и ряд менее известных фигур (П.Фужерола и др.); к фрейдомарксистам относят иногда и Г.Маркузе. Ф. стремится соединить учения К.Маркса и З.Фрейда на том основании, что оба они будто бы являются в равной мере критическими и революционными. Разница между этими учениями усматривается лишь в том, что в одном критикуются экономические, а в другом - моральные и культурные аспекты буржуазного об-ва. Согласно Ф. социальная революция должна органически сочетаться с революцией сексуальной. В противном случае результатом может быть лишь новая форма репрессивно-тоталитарного об-ва, поскольку только сексуальное "раскрепощение" в состоянии освободить человечество от тех типов конформистского характера, к-рые необходимо формируются в качестве абсолютно преобладающих под воздействием существующих форм об-ва и семьи.

Г.Маркузе: Одномерность - подавление разума и реальности. Необходимо мыслить критически. Великий отказ от тоталитарного общества приведет к построению освобожденного общества. Тоталитарное общество - совокупность одномерных личностей, Т.е. личностей, которыми легко манипулировать и подавлять. Критерий свободы - образованность, Т.е. освобожденное общество - общество высоко образованных личностей.

Проблема тоталитаризма и сексуальности (по В.Райху).Райх разработал концепцию «невротического характера», под которым понимал психику личности, сформировавшейся в условиях систематического подавления сексуальности. Человек с таким характером склонен к слепому повиновению, неспособен к бунту, благосклонно воспринимает различные формы авторитаризма. Массы, включающие большое число таких индивидов, составляют социальное основание, на базе которого воздвигаются тоталитарные, фашистские и коммунистические, режимы. Для 1'010, чтобы воспрепятствовать массовой невротизации населения и распространению подобных режимов, необходима реализация стратегических про грамм по раскрепощению человеческой сексуальности, распространению воззрений анархически-гедонистической морали, самым ярким проявлением которой может служить сексуальная революция. Концепция сексуальной революции: социальная борьба между классами имеет своим основанием стремление больших масс людей высвободить половой инстинкт из-под власти репрессивных социальных запретов. В отдельные исторические моменты это стремление достигает апогея, и тогда происходят социальные революции, одной из составляющих которых становится разгул сексуальных инстинктов. Чтобы избежать социальных взрывов и разрушительных политических эксцессов, необходимо более внимательное со стороны властей отношение к половой сфере человеческого существования. Нужны существенные изменения в области половой морали и полового воспитания и прежде всего следует отказаться от традиционных патриархально-собственнических представлений о семье как факторе стабилизации социальной жизни. Требуется доктрина целенаправленной сексуальной политики, которая позволила бы изменить нормативно-репрессивные структуры традиционных форм социальности и государственности, способствовала бы изгнанию и политических институтов и культурных форм духа гнетущей репрессивности.

Д. Рисмен и типология социальных характеров.Рисмен (Шезтап) Давид (1909) - амер, социолог, представитель либерального крыла психоаналитической ориентации в социологии. Значительное внимание Р. уделял анализу "социальных характеров". Р., считал их одним из ключевых пунктов, позволяющих понять социальную реальность и социальные процессы. Р., описывает три основных типа таких характеров, соответствующих трем типам общественного устройства. Первый тип "традиционно ориентированный", консервативный, приверженный обычаям и традициям, укоренившимся образцам поведения, конформный по отношению к сословию, касте, клану. Второй тип характерен для эпохи развития индустриального об-ва - "изнутри ориентированная" личность, к-рой свойственна социальная атомизация, обусловленная ослаблением силы традиций, внутригрупповой интеграции, контроля со стороны первичных групп, а также отсутствием средств массовых коммуникаций. Поведение человека определяется здесь интернализованными в детстве принципами, личность становится целеустремленной, предприимчивой, более доступной нововведениям и переменам, хотя роль традиционных норм и ценностей остается еще достаточно значительной. "Об-во потребления", где эта роль фундаментально ослабевает, формирует третий тип - "извне ориентированную" личность. Ее поведение определяется не традициями и принципами, а системой связей, авторитарной бюрократией, модой и Т.П. Человек такого типа становится космополитом и великим потребителем информации, У него отсутствует не только сильное "сверх-Я", т.е. интернализованная система норм, но и сильное "Я". Он обезличен, стандартизован, является объектом манипулирования, жертвой отчуждения, чувствует себя дезориентированным, опустошенным, иногда апатичным, иногда циничным. Все типы характеров, по Р., в определенной степени сосуществуют и в современном об-ве. влияние каждого из них зависит от экономич., социальных и демографич, факторов, степени урбанизации и Т.П.

 

 







Дата добавления: 2015-04-19; просмотров: 1980. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2021 год . (0.002 сек.) русская версия | украинская версия