Источники международного гражданского процесса
Нормы международного гражданского процесса содержатся в многочисленных универсальных и региональных конвенциях, а также в двусторонних договорах о правовой помощи, консульских конвенциях и иных соглашениях. К универсальным многосторонним конвенциям относятся: o Гаагская конвенция по вопросам гражданского процесса 1954 г.; o Конвенция, отменяющая требования легализации иностранных официальных документов, 1961 г.; o Гаагская Конвенция о вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражданским и торговым делам 1965 г.; o Брюссельская Конвенция по вопросам юрисдикции и принудительного исполнения судебных решений в отношении гражданских и коммерческих споров 1968 г.; o Гаагская Конвенция о получении за границей доказательств по гражданским и уголовным делам 1970 г. К региональным конвенциям можно отнести: Европейскую Конвенцию об информации относительно иностранного законодательства 1968 г.; Конвенцию о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г. (Минская конвенция); Конвенцию о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 2002 г. (Кишиневская конвенция) и др. Нормы МГП содержатся в двусторонних договорах РФ с иностранными государствами. Такие договоры о правовой помощи заключены с Албанией (1958 г.), Болгарией (1975 г.), Вьетнамом (1981 г.), Ираком (1973 г.), Грецией (1981 г.), Италией (1979 г.), Кипром (1984 г.), Тунисом (1984 г.), Финляндией (1978 г.) и т.д. Основными источниками в Российской Федерации, содержащими нормы международного гражданского процесса, являются Гражданский процессуальный кодекс РФ (2003 г.) и Арбитражный процессуальный кодекс РФ (2002 г.). Наряду с этим положения, относящиеся к данной сфере, содержатся в Федеральных законах «О третейских судах в Российской Федерации», «Об исполнительном производстве» и других нормативных актах. 1) компетенцию швейцарских судов и ведомств; 2) применимое право; 3) предпосылки признания и исполнения решений иностранных судов; 4) арбитраж и подсудность. Особенности англо-американских источников МГП заключаются в общей специфике системы общего права — главенствующую роль среди источников права вообще играет судебный прецедент.
Изъятие из принципа национального режима может быть установлено только в порядке реторсий, вводимых Правительством РФ по отношению к лицам тех государств, в судах которых ограничиваются процессуальные права российских лиц. Гражданская процессуальная правоспособность и дееспособность иностранных граждан и лиц без гражданства определяется их личным законом (п. 1 ст. 399 ГПК РФ). Физическое лицо, не обладающее процессуальной дееспособностью по своему личному закону, в Российской Федерации может быть признано процессуально дееспособным, если это соответствует российскому законодательству (п. 3 ст. 399 ГПК РФ). В Арбитражном законодательстве закреплено требование о том, что иностранные участники процесса должны представить в арбитражный суд доказательства, подтверждающие их юридический статус и право на осуществление предпринимательской и иной экономической деятельности (ст. 254 АПК РФ). Процессуальное положение государства как участника гражданского процесса основано на его иммунитете. Предъявление в суде Российской Федерации иска к иностранному государству, привлечение иностранного государства к участию в деле в качестве ответчика или третьего лица, наложение ареста на имущество, принадлежащее иностранному государству и находящееся на территории Российской Федерации, и принятие по отношению к этому имуществу иных мер по обеспечению иска, обращение взыскания на это имущество в порядке исполнения решения суда допускаются только с согласия компетентных органов соответствующего государства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или Федеральным законом (п. 1 ст. 401 ГПК РФ). Положения ст. 251 АПК РФ основаны преимущественно на доктрине функционального иммунитета. Здесь четко обозначено, что иностранное государство пользуется иммунитетом, если выступает только как суверен. Практически во всех государствах закреплено право иностранцев на судебную защиту и свободный доступ в суды. Однако в некоторых государствах (Франция, Испания, Австрия, Польша, Чехия и т.д.) существует институт судебного залога для иностранцев, т.е. возложение на истца-иностранца обязанности предоставить обеспечение судебных расходов, которые может понести ответчик в случае отказа истца от иска или проигрыша им процесса.
В правовых системах предусматриваются три основных способа определения международной подсудности:
2) по закону места жительства ответчика (Германия, Швейцария, Япония и др.); 3) по признаку «фактического присутствия» ответчика (Англия, США и др.).
Этот способ определения международной подсудности, распространенный в странах общего права, при предъявлении персональных исков требует фактического присутствия ответчика на территории соответствующего государства для личного вручения ему судебной повестки, которая является началом процесса в собственном смысле слова. В целях предъявления вещно-правового иска фактическое присутствие толкуется как нахождение имущества (собственности) ответчика.
Виды международной подсудности:
2) альтернативная международная подсудность — стороны имеют право выбора между судами своих государств, если эти суды в равной степени компетентны рассматривать данный спор;
Соглашение, в котором стороны выбирают суд определенного государства для рассмотрения возникшего спора либо спора, который может возникнуть в будущем, называется пророгационным соглашением. Наряду с пророгационными соглашениями (где указывается выбор в пользу судов определенного государства) стороны могут заключить дерогационные соглашения, в которых указывается на исключение судов определенного государства рассматривать спор.
· дела о праве на недвижимость, находящуюся на территории Российской Федерации; · дела о расторжении браков российских граждан с иностранцами, если оба супруга имеют место жительства в Российской Федерации; · любые споры по делам, возникающим из публичных правоотношений; Положение о международной подсудности российским арбитражным судам закреплено в ст. 247 АПК РФ и устанавливает общее правило о том, что ответчик должен находиться или иметь место жительства либо имущество на территории РФ. АПК РФ также устанавливает исключительную подсудность (ст. 248) и договорную подсудность (ст. 249).
|