Человек в системе социальных связей
Человек не может не взаимодействовать с окружающим миром. Животное живет в «секторе». Белка и паук на одном и том же дереве «не знакомы» между собой и не существуют друг для друга. Человек же неспециализирован, является «недостаточным существом», в силу чего открыт миру вообще. Таково биологическое понимание человека. Специфически человеческая биология делает человека существом «незавершенным» и «открытым миру». Чтобы выжить, он должен действовать, создает социальные институты, учреждения, нормы и модели поведения. Человек – это существо, открытое миру. Эта «открытость» определяется его биологическим недоразвитием и недостаточностью, то есть неприспособленностью, неспециализированностью, примитивизмом. Человек как биологически «недостаточное», «неготовое», «неустановившееся» существо должен сам решать задачу своего выживания, своего жизнеобеспечения. В силу этого человек является действующим существом. Под действием нужно понимать предусмотренное, планомерное изменение действительности, а совокупность измененных таким образом или вновь созданных фактов вместе с необходимыми для этого средствами – как «средствами представления», так и «вещными средствами» – должно называться культурой. Понятие действия можно заменить понятием труда. Совокупные недостатки человеческой конструкции, которые в естественных, животных условиях представляют собой тяжкое бремя для его жизнеспособности, человек превращает в условия своего существования. Результатом этого является становление человека как культурного существа. Культура является определяющей сущностью человека. Жизнь человеческих сообществ регулируется несколькими главными инстинктами – «социальными регуляторами». Они есть и у животных, и у человека и поддаются объективному биологическому описанию. Основных регуляторов-инстинктов три: инстинкт заботы о детеныше, инстинкт восхищения и сострадания, инстинкт безопасности. У животных они срабатывают только под влиянием реальных объектов, а у человека, кроме того, под влиянием объектов воображаемых. Из инстинкта заботы о детеныше вырастает идеология гуманизма, из инстинкта восхищения и сострадания – этика потребительства, из инстинкта безопасности – этика государственности. Техника компенсирует «ущербность» человека относительно природы. Отношение к себе подобным, поведение человека регулируют социальные институты. Это подпорки, предохраняющие человека от вырождения. Жертвуя самостоятельностью в пользу социальных институтов, человек в значительной степени освобождается от необходимости принимать решения. Избавление от психологических перегрузок свидетельство наступления «постистории», принципиальной стабилизации общества. Человек – это соотношение внутреннего и внешнего. Духовный мир человека – это его внутренняя жизнь. Но она символизируется в различных формах деятельности: в игре, труде, художественном творчестве. В итоге человек оказывается существом общественным. Человек – существо историческое, и в качестве такового он стремится органично внедриться в будущее, где его ожидают опасности, риск оказаться в кризисном, может быть, даже безвыходном положении. Человеку не избежать бремени ответственности перед собой лично и другими людьми.
|