Правовое государство
Концепция «правого государства» (Der Rechtstaat — государства, основанного на законе) была разработана немецким правоведом, профессором Гейдельбергского университета Георгом Еллинеком (1851-1911 гг.), который выражал мнение, что государство является единственным источником судебной власти. Однако правомочность закона зависит от согласия нации с легитимностью власти государства как политического института. Единственными ограничениями государственной власти являются те ограничения, которые она признаёт и сама им готова подчиниться. Елинек также утверждал, что существуют некоторые моральные и традиционные ограничения для действий представителей государственной власти. Правовое государство характеризуется взаимодействием закона, правовых и политических институтов, которые обеспечивают стабильность. Термин «закон» относится к правилам, изданным законодательным агентством, признанным легитимным. Понятие «закон» применяется для обозначения когда-либо написанных распоряжений рационального бытия. Любое правовое государство должно стремиться к уничтожению всякого правового неравенства и дискриминации. Правовое государство защищает гражданские права индивида, которые, как утверждает профессор Нью-Йоркского университета Норман Дорсен, не являются чисто теоретическими конструктами. Наоборот, они являются применимыми и осуществимыми. Гражданские права определяют моральные и юридические ограничения для действий правительственных учреждений и агентов. Права человека являются концептуальной идеей, выраженной в формально-лингвистической форме, которая предписывает приоритет определённым качествам человека, каковые считаются существенными для функционирования индивида как человеческого существа. Идея прав человека создана и служит для защиты этих характеристик. В XX столетии доктрины человеческих прав получили развитие как продолжение либеральной теории естественных прав (Natural Rights) ― прав, данных людям как человеческим существам, а не благодаря построениям закона и юрисдикции государства. Таким образом, права человека ― это права, данные индивидам, поскольку они все человеческие существа. Права человеческих существ, права человека (human rights или the Rights of Man) рассматриваются как основа для легального обязательства правительств по отношению к поданным. Их принципиальный контекст описывает минимальные действия правительства, ибо правительство должно защищать и охранять граждан. В данном контексте следует выделить индивидуалистские и коллективистские концепции гражданских прав. Так, либеральные сторонники доктрины врождённых (свойственных человеку) природных прав индивидов, выделяют такие права, как имущество, свобода слова и совести. Они утверждают, что данные права предшествуют государству и имеют преимущество перед позитивным законодательством. Сторонники доктрины коллективистских прав, преимущественно марксистские правоведы и юристы стран «третьего мира», утверждают, что права принадлежат классам или социальным группам, определяются и действуют посредством государства, и применяются при помощи административного регулирования и государственного аппарата. Английский философ Исайя Берлин (1909-1997 гг.) в эссе «Два понятия свободы» предпринял деление всех прав человека на негативные и позитивные, которое связанно с негативным и позитивным пониманием свободы. «Негативная» свобода означает свободу как защиту от чего-либо, например, от преследования, угнетения, давления со стороны государственного ведомства или коллектива. «Позитивный» смысл слова «свобода» исходит из желания самого человека зависеть только от себя, стремиться к реализации собственного духовного и физического потенциала. Объём свободы человека зависит от следующих факторов: Итак, свобода индивида означает право не быть подвергнутым принудительным действиям со стороны правительства. В данном случае конституционное правительство и эффективные конституциональные ограничения служат гарантом свободы, а также не быть подвергнутым принудительным действиям со стороны социальных агентов (работодателя, близких). Свобода также включает возможность свободно действовать и не зависеть от ограничений.
|