Исторические источники
6.1. Определение (Исторический источник – это продукт целенаправленной деятельности людей; совокупность объектов, отражающих исторический процесс и свидетельствующих о прошлом человеческого общества). 6.2. Классификация источников (любая по выбору студента). Перечисление и краткая характеристика. Возможна следующая типологизация.) 6.2.1. письменные, 6.2.2. вещественные, 6.2.3. изобразительные, 6.2.4. фонические. 7. Характеристика исторических методов исследования. (Любая классификацияпо выбору студента. Перечисление и краткая характеристика. Возможна следующая типологизация). 7.1. Методы, основаны на вариантах исследования процессов во времени. 7.1.1. Хронологический, суть которого состоит в том, что явления излагаются во временнóм (хронологическом) порядке. 7.1.2. Хронологическо-проблемный предусматривает изучение истории России по периодам, эпохам, а внутри них – по проблемам. [Пример. Эпоха Петра I: внутренняя, внешняя политика.] 7.1.3. Проблемно-хронологический позволяет исследовать какую-либо проблему в её развитии. [Например, становление крепостного права в России: от «Русской Правды» до Соборного Уложения 1649 г.]. 7.2. Методы, основаны на выявлении закономерностей исторического процесса. 7.2.1. Сравнительно-исторический нацелен на выявление общего и особенного путём сопоставления явлений в различных странах. [Например, процесс создания единого централизованного государства.] 7.2.2. Структурно-системный – анализ исторического явления как единой системы. Применяется, прежде всего, в ходе анализа сложных исторических объектов, таких как конкретное государство либо конкретная цивилизация. [Российская, например.] 8. Характеристика функций. (Любая классификацияпо выбору студента. Перечисление и краткая характеристика. Возможна следующая типологизация) 8.1. Гносеологическая [2] (познавательная) функция. 8.2. Мировоззренческая. 8.3. Воспитательная. 8.4. Практически-политическая. 8.5. Прогностическая. Вопрос № 2. Проблема методологии истории: цивилизационный и стадиальный подходы (формационная, модернизационная концепции, теория постиндустриального общества). Рекомендуемая литература 1. Отечественная история: Учебное пособие / Под ред. В.В. Поповой. М., 2006. С. 4–5. http://fe.miem.edu.ru/downloads/files/oi-UP.pdf 2. Историческая реальность как объект изучения:Методические рекомендации. М., 2002.С. 6–15. http://fe.miem.edu.ru/downloads/files/oi-real.pdf 3. Консерватизм в России XIX столетия:Методические рекомендации. М., 2007. С. 17–22. http://fe.miem.edu.ru/downloads/files/oi-cons.pdf 4. Историческая эволюция России с позиций модернизационной парадигмы:Методические рекомендации. М., 2006. С. 3–20. http://fe.miem.edu.ru/downloads/files/oi-rusevo.pdf План ответа 1. Методология: определение (Методология истории – это наиболее общая философская концепция, исходя из принципов которой осуществляется осмысление всемирно-исторического процесса). 2. Цивилизационный подход (Основоположники, определения цивилизации, классификации цивилизаций, характеристики циклов развития). 2.1. В работе Н.Я. Данилевского (1822–1885) «Россия и Европа. Взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к германо-романскому» (1869 г.) представлена теория культурно-исторических типов: 2.1.1. выделены этапы развития каждого культурно-исторического типа: 2.1.1.1. племенной (около 1000 лет), «детство»; 2.1.1.2. государственный (в пределах 400 лет), «зрелость»; 2.1.1.3. период цивилизации (100 лет), «дряхлость». 2.1.2. представлена классификация культурно-исторических типов: 2.1.2.1. первичные, подготовительные культуры (египетская, индийская, китайская, иранская, вавилонская), 2.1.2.2.специализированные, или одноосновные, развившие только одну из сторон: 2.1.2.2.1. еврейский (развита только религиозная деятельность), 2.1.2.2.2. эллинский (культурная), 2.1.2.2.3. римский (политическая), 2.1.2.3. двуосновные (романо-германский, развивший политико-культурную деятельность), 2.1.2.4.объединительный, четырехосновный (славянский, в котором развиты все 4 основы – 4 вида деятельности (политическая, общественно-экономическая, религиозная и собственно культурная)). 2.2. В.И. Ламанский (1825–1902)делил общества на 2.2.1. «мир прошлого» (цивилизации Азии), 2.2.2. «мир настоящего» (романо-германский (католическо-протестанский)), 2.2.3. «мир будущего» (греко-славянский (восточно-христианский), с русским ядром, чей цивилизационный взлёт, по его мнению, впереди). 2.3. Концепция О. Шпенглера (1880 – 1936), представленная в двухтомнике «Закат Европы» (1918): 2.3.1. история человечества представлена в виде 8 замкнутых великих культур-«организмов» (египетской, вавилонской, индийской, китайской, греко-римской, западно-европейской, арабо-византийской,русско-сибирской (расцвет которой ожидается); 2.3.2. культура проходит в своем развитии 1000-летний цикл и, «умирая», превращается в цивилизацию (которая представляет собой механическую форму живой культуры, обладающую мертвой «протяженностью» и бездушным «интеллектом») и характеризуется 2.3.2.1.развитием техники и промышленности, 2.3.2.2.упадком искусства и литературы, 2.3.2.3.появлением крупных городов, населенных безликими серыми массами, то есть переход к «массовому обществу», что приводит к череде войн за мировое господство.
|