Художественно-публицистические жанры: структурно-стилистические особенности, функциональные характеристикиХудожественно-публицистические жанры отличаются од других тем, что в них присутствуют художественность и публицистичность. Художественность - это образное отображение действительности, моделирование ситуации или действительно происшедших или придуманных событий. Публицистичность же выражается прежде всего в присутствии документальности, в пафосе и тенденциозности повествования, в допустимости только домысла, но не вымысла. Конкретный, документальный факт в этих жанрах как бы отходит на задний план, уступая место впечатлению автора от факта, его оценке, авторской мысли. К художественно-публицистическим жанрам относятся: очерк, зарисовка, эссе, В рамках это жанра можно рассматривать и документальный рассказ. Здесь конкретный документальный факт отходит на второй план. Главным становится авторское впечатление от факта, события, авторская мысль. Сам факт типизируется. Дается его образная трактовка. В очерке факты преломляются в свете личности автора. Важен не факт сам по себе, а его восприятие и трактовка героем или автором. Цель очерка – дать образное представление о людях, показать их в действии, раскрыть существо явления. Очерк бывает сюжетным (портрет, проблема) и описательным (событийный, путевой). Описательные очерки отличаются в основном одно линейностью повествования, подчиненностью хронологии события, а сюжетные - постановкой проблемы, требующих решения, сложностью отображения жизненных коллизий. Повествование в очерке может вестись от первого, третьего или множественного лица. Автор очерка может быть сам непосредственным участником события, героем; он может "за кадром", его повествование может быть просто "фоном", на котором развиваются события; автор может быть наблюдателем - главным "оценщиком". Портретный очерк. Предмет – личность. Большинство портретов известных людей возникают чаще всего в результате относительно краткого изложения их биографий или описаний карьеры и некоторых деловых характеристик. Проблемный очерк. Предмет отображения - проблемная ситуация. ак и в статье, в проблемном очерке автор выясняет причины возникновения проблемы, пытается определить дальнейшее развитие, выявить пути решения. Отличие: в проблемном очерке развитие проблемной ситуации никогда не представляется «в голом виде», т.е. в виде статистических закономерностей или обобщенных суждений, выводов и т.п., что свойственно статье как жанру. Путевой очерк. Относится к наиболее ранним формам текстов, ознаменовавших становление журналистики. Авторами, прославившими путевой очерк стали А.С. Пушкин, Н.И. Новиков, А.Н. Радищев, А.А. Бестужев и др. главным для журналиста может стать показ того, как в разных городах, районах, через которые он проезжает, решается какая-то одна проблема Эссе - жанр, который пишется на одном дыхании, в нем присутствует высокий эмоциональный накал, наряду с философскими размышлениями. Виды эссе по тематике: 1. Политические, 2. Экономические, 3. Литературные, 4. Публицистические. и др. В эссе как правило отсутствует сюжет. Это своеобразный свободный "поток информации". Темы эссе отличаются злободневностью и актуальностью. Эссе как жанр появился еще в средневековье. Зарисовка. Распр. т. зр. з.-малая форма очерка(образность описания) Объект – соц.значимое соб/ индивид-но значимое, это операт. жанр, роль обстановки и деталей, познав. и воспитательные функции (Пришвин,Пауст.,Тург.). Зарисовочные моменты имеют место почти во всех жанрах. 1. Пейзажная.2. Ассоциативная - построенная на ассоциациях.3. Портретная - портрет человека, или местности, явления. В зарисовке отсутствует проблема
|