Эксперимент в социологическом исследовании
Экспериментальные методы исследования широко применяются в естественных науках. Познавая явления природы, люди наряду с пассивным наблюдением, перешли к активным методам исследования и стали воспроизводить различные экспериментальные ситуации для более быстрого и эффективного получения результатов исследования. Сначала выдвигалась гипотеза относительно связей явлений в окружающей среде, затем делали попытку создать эти условия, получившийся результат опровергал или подтверждал выдвинутую гипотезу. Эксперимент в социологии – это способ получения информации о количественном и качественном изменении показателей деятельности и поведения социального объекта в результате воздействия на него некоторых управляемых и контролируемых факторов. Эти факторы называют переменными. Проведение эксперимента предполагает разработку программы исследования – определение проблемы, предмета исследования, формулировку гипотез. Важное значение имеет выбор объекта эксперимента, а также зависимых и независимых переменных. Те и другие должны быть контролируемы и измеряемы. Например, оплата труда – независимая переменная, а производительность труда – зависимая переменная, то есть она зависит от форм и размеров оплаты труда. Достоинства эксперимента в том, что устанавливается причинная связь, не только описание объекта, но и объяснение. В силу его воспроизводимости можно результаты переносить в реальные естественные коллективы. Члены экспериментального коллектива оказывают помощь исследователям. Недостатки эксперимента – экспериментальный фактор нарушает естественный ход событий. Неверные методологические установки приводят к искажению реальности и связей внутри коллектива. Искусственность экспериментальной ситуации снижает достоверность выводов и обобщений. Ошибки и трудности проведения эксперимента 1. Гипотезы не отражают проблемных ситуаций, связей в изучаемом объекте. 2. В качестве независимой переменной выделен фактор, который не влияет на изучаемые процессы, не является их причиной. 3. Связи между зависимой и не зависимой переменными носят случайный характер. 4. Допущены ошибки в предварительном описании объекта, что привело к выбору не адекватных показателей. 5. Не правильно выбраны экспериментальная и контрольная группы. 6. Для экспериментальной группы не правильно выбрана контрольная. 7. Не поддается нейтрализации действие побочных факторов. 8. Не обеспечен уровень измерения и контроля за состоянием переменной. 9. Не правильно выбраны методы обработки результатов эксперимента. 10. При анализе результатов эксперимента чрезмерно преувеличивается зависимость между переменными. 11. В эксперименте участвовали люди, которые были против эксперимента. 12. В ходе эксперимента возникли конфликты по поводу эксперимента. 13. Коллектив отказывается участвовать в ходе эксперимента. 14. Пока шел эксперимент, произошли большие изменения в стране, которые оказались сильнее выбранных переменных.
3.М.Вебер: предмет и метод социологии, теория социального действия, социология религии и политики. Работы Вебера «Основные социологические понятия» и «Протестантская этика и дух капитализма». немецкий социолог, историк, экономист. Свою концепцию Вебер называл «понимающей социологией». Социология анализирует социальное действие и пытается объяснить его причину. Понимание означает познание социального действия через его субъективно подразумеваемый смысл, т. е. смысл, который вкладывает в данное действие сам его субъект. Все научные категории — только конструкции нашего мышления. «Общество», «государство», «институт» — это просто слова, поэтому им не следует приписывать онтологических характеристик. Единственно реальным фактом общественной жизни является социальное действие. Социальное действие- действие, которое по смыслу соотносится с действиями других людей и ориентируется на них. То есть Вебер выделяет 2 признака социального действия: осмысленный характер; ориентация на ожидаемую реакцию других лиц. Основные категории понимающей социологии — это поведение, действие и социальное действие. Поведение — наиболее общая категория деятельности, которая становится действием, если действующий связывает с ним субъективный смысл. Социальное отношение по Веберу является системой социальных действий, к социальным отношениям относятся такие понятия как борьба, любовь, дружба, конкуренция, обмен и т. д. Социальное отношение, воспринимаемое индивидом как обязательное, обретает статус законного социального порядка. В соответствии с видами социальных действий выделяются четыре типа законного (легитимного) порядка: традиционный, аффективный, ценностно-рациональный и легальный. Метод социологии Вебера определяется учением об идеальном типе, а также постулатом свободы от ценностных суждений. Идеальный тип по Веберу фиксирует «культурный смысл» того или иного явления. Предметом социологии является действие в субъективно понимаемом смысле. Социология должна быть понимающей, т.к. действие индивидуально осмыслено. Социальным действием являются не все действия. Условия социального действия: если это сознательное действие, обладающее рациональной осмысленностью; если оно ориентировано не только на поведение вещных объектов, но и на поведение других людей, либо только на поведение других людей. В своей работе «Протестантская этика и дух капитализма» Вебер пытается объяснить генезы современного капитализма, связав эту проблему с социологией религии, в частности протестантизма. Он усматривает связь между этическим кодексом протестантских вероисповеданий и духом капиталистической экономики, основанной на идеале предпринимателя-рационалиста. Минимизация догматики и ритуала, рационализация жизни в протестантизме по Веберу стало частью процесса «расколдовывания мира», начатого древнееврейскими пророками и древнегреческими учёными и идущим к кульминации в современном капиталистическом мире. Этот процесс связан с освобождением человека от магических суеверий, автономизацию индивида, верой в научный прогресс и рациональное познание. Прорабатывает понятия религии и культа, колдовства. Религия и культ есть форма отношений к сверхчувственным силам, выражающиеся в первопричинах. Колдовство – магическое принуждение. Бог – тот, кому поклоняются, Демон – на кого воздействуют и заставляют повиноваться магическими силами. Бог и Демон – харизматические лидеры.
|