Рейтинговые программы — показатель потребностей Аудитории
Так что же, зададимся вопросом мы, человечество обречено на эти новые кандалы, систему общения в режиме «не выходя из дома»? Надежда, что этого все-таки не случится, кроется в простом факте: человек остается общественным животным. И он объективно нуждается в притирке к общественным эмоциям, ценностям и действиям. Интерес к кинематографу понятен и анализировался множеством культурологов. В противовес мозаичности мира, который создает СМК, кино, как и все искусство дает иллюзию упрощенного мира, сокращенного решения загадки жизни. «Синематограф гораздо больше письменной литературы обращается к старым и популярным нормам нравственного принципа в искусстве. Кино является морально-охранительным фактором... Что касается интереса людей к информационным программам, подчеркнем: это канал, реально подключающий человека к социуму в самых широких границах — в национальных, общемировых. Мы рассмотрели в этой главе место массовой коммуникации в общей структуре коммуникативных подсистем, включающей, помимо массовой, межличностную и специальную коммуникации. Эти подсистемы функционируют в обществе, как сообщающиеся сосуды: ценности и особенности одной оказываются востребованы другой.
7. СМИ и власть, понятие «четвертой власти»; понятие информационной безопасности.
В демократическом обществе огромное значение отводится свободе печати и «четвертой власти» - прессе, или средствам массовой информации. Ее влияние на общество и власть огромно, оно способно изменить облик страны. Яркий пример - Соединенные Штаты Америки. Несколько журналистов и менеджеров средств массовой информации оказали столь значительное влияние на США, что их воздействие на взгляды и традиции американцев ощущается до сих пор. В 1834 г. Хорас Грили (1811-1872) основал еженедельник «Нью-Йоркер», успех которого объяснялся не только писательскими и редакторскими талантами Грили, но также его политической активностью. Журнал активно поддерживал партию вигов, а в 1840 г. Грили даже возглавил еженедельник, который специализировался на освещении избирательных кампаний. Когда кандидат партии вигов Уильям Харрисон стал президентом США, укрепились и позиции Грили. В 1841 г. он начал издавать газету «Нью-Йорк трибюн», которая стала ведущей газетой в северных штатах США. В 1841 г., за короткое время, ежедневные тиражи «Нью-Йорк Трибюн» выросли с 2 тыс. до 10 тыс. экземпляров. К 1861 г. тираж газеты достиг 300 тысяч. Это издание стало трибуной для распространения собственных взглядов Грили. Однако неординарные воззрения Грили и независимый стиль его поведения во многом сформировали дух независимой журналистики в США. В частности, Грили отстаивал идеи бесплатного предоставления новым поселенцам государственных земель на Диком Западе, подвергал жестокой критике эксплуатацию наемного труда, монополизм, смертную казнь, выступал против аккумуляции богатства в руках немногих, против монополизма и спекуляций землей. В числе его зарубежных корреспондентов недолгое время был Карл Маркс. Грили выступал против рабства, а в 1850-е гг. он поддерживал движение за ограничение распространения рабского труда. Грили был убежден, что рабство существует только потому, что эта тема запрещена к обсуждению в южных штатах США. Он писал в 1848 г.: «Свобода прессы - это залог безопасности и оплот истинной Свободы». Самый влиятельный журналист Америки середины ХIХ века, Хорас Грили считал, что в демократии информирование избирателей может разрешить большинство социальных проблем. Он не боялся критиковать президентов, причем даже Авраама Линкольна, чьи взгляды были близки ему. Он ратовал за проведение «полной и свободной дискуссии» по всем самым острым вопросам. На вопрос о том, являются ли средства массовой информации властной структурой, может быть названо две точки зрения: 1) СМИ – действительно четвертая власть, хотя у них нет аппарата насилия, но они могут формировать общественное мнение; 2) называть СМИ четвертой властью — ошибка. Да, так говорят, но ведь это метафора. Государство составляют три власти. Четвертой быть не может. Власть – это ответственность. Когда власть перестает быть ответственной, она перестает быть властью.
|