Люди значительно отличаются друг от друга по устройству семантической памяти?
Эксперимент: Я. Моар просил испытуемых, часть из которых были жителями Кембриджа (Англия), часть жителями Глазго (Шотландия), начертить линии, отражающие соотношения между парами городов Лондон - Эдинбург, Эдинбург - Бирмингем, Бирмингем - Лондон и Лондон - Ньюкасл. Потом с помощью компьютера на основе полученных оценок были созданы «карты». Легко заметить, что испытуемые из Глазго непропорционально преувеличивали размеры своей родной Шотландии (карта в), в то время как жители Кембриджа воспринимали ее как маленький клочок суши, зажатый морем. И наоборот, Англия казалась кембриджцам огромной, а шотландцы мысленно «сжимали» ее настолько, что, кажется, там не смог бы уместится даже один Лондон! Каждому узлу сети соответствует определенное множество свойств, характеризующих понятия (субхранилища). Состав этих множеств определяется: 1) логическими отношениями между объектами; 2) степенью категориального членства объекта; 3) эмпирической значимостью того или иного свойства в приложении к данному объекту; 4) неявными, часто неосознаваемыми параметрами категоризации объектов мира.
Термин «автобиографическая память» был введен Дж. Робинсоном в 1976 r. для различения памяти о себе и памяти о мире. Автобиографическая память - это подсистема, оперирующая воспоминаниями о личностно-значимых событиях и состояниях. Ее функционирование сопровождается особым состоянием автоноэзиса и служит основой переживания себя как уникального, протяженного во времени, тождественного самому себе субъекта. Понятие автобиографической памяти объединяет крайне разнородные явления. Об автобиографической памяти говорят и в том случае, когда на нас «наплывают» яркие воспоминания о детстве, и тогда, когда мы рассказываем факты своей биографии, и тогда, когда, например, вспоминаем, какими были в разные периоды жизни. Исследования автобиографической памяти начались с описания феномена фотографических воспоминаний. Это детальные воспоминания обстоятельств, в которых человек впервые узнал о крайне эмоционально волнующем событии. Качество таких воспоминаний практически совпадает с воспринятыми образами. Показательно, что чувство достоверности, сопровождающее воспоминание, не зависит от того, насколько оно соответствует действительности. Другой специфической формой автобиографического воспоминания является воспоминание о важном событии. Решение о том, что то или иное событие оказалось важным для жизни, зачастую принимается не в момент фиксации, а ретроспективно, исходя из последствий события. Д. Пиллемер выделил три типа воспоминаний о важных событиях: 1) стартовые воспоминания; Роль «стартовых» воспоминаний часто берут на себя воспоминания, которые человек осознает как самые ранние. 2) воспоминания-якоря; важны для конструирования представления о себе как личности. 3) воспоминания-модели. важны для понимания внешнего мира (поведения других людей, правил социальной жизни, универсальных законов природы и т.д.). Переломное воспоминание - это особый тип воспоминаний, отличающихся критической важностью и вызывающих кардинальные изменения в личности человека. Наша автобиографическая память несет в себе не только яркие образы эпизоды прошлого, в ней содержатся и лишенная образности информация, которая тем не менее окрашена отнесенностью к нашему Я, например ответы на вопросы: «Как вас зовут?», «Можно ли назвать вас честным человеком?». Автобиографические факты и знания отличаются от семантической информации о человеке по источнику формирования. Автобиографические факты и знания являются результатом обобщения лично пережитых событий, в то время как «чисто» семантическое знание человек приобретает в личностно нейтральной ситуации. Функции автобиографической памяти можно разделить на три группы: 1) интерсубъективные связанные с жизнью человека как члена социума; 1. Достижение социальной солидарности или отторжения. Общие воспоминания позволяют человеку пережить единение с различными социальными общностями, начиная с семьи (семейные легенды и предания), поколения и кончая нацией, человечеством в целом. 2. Передача своего уникального опыта жизни. С помощью рассказа о своей жизни пожилые люди стараются обеспечить преемственность занятий (профессиональные династии), организовать «поле возможностей» для потомков. 3. Установление межличностных контактов. С помощью автобиографических эпизодов человек представляет себя. 4. Предсказание поведения других людей по аналогии с событиями своей жизни. 5. Эмпатийная функция. Данная функция заключается в постижении, проникновении, вчувствовании в эмоциональное состояние другого человека и трансляции своего эмоционального состояния другому (другим). 2) интрасубъективные связанные с саморегуляцией личности; 1. Саморегуляция. 2. Формирование Я-концепции. Я- концепция формируется не непосредственно в общении, в оценках других, а строится на автобиографических воспоминаниях об ограниченном круге этих оценок (значимом, запомнившемся) и своих реакциях на них. 3. Осознанное построение или выбор индивидуально приемлемых жизненных стратегий.
|