ФРАНЦИЯ
Дознание и предварительное следствие во Франции – это две последовательных стадии с разными задачами. Задача дознания – Собрать материал для решения вопроса о возбуждении уголовного преследования. Прокурор здесь имеет руководящую роль. На следующей стадии прокурор принимает решение. И если дело возбуждено, то главный на следующей стадии – следственный судья, который обладает самостоятельностью и полномочия прокурора уже значительно ограничены. Он просто осуществляет наблюдение за деятельностью судьи – активных возможностей вмешаться в дело у него нет. Руководящих полномочий у него нет. Потому самостоятельность органов ведущих дело, также отличается. Полиция – поставлена от прокурора в процессуальную зависимость.
2. ФРГ: В германском предварительном расследовании этапы общего, суммарного и специального предварительного расследования столь явно не выделяются, как это имеет место во Франции. Предварительное расследование называется полицейским, или прокурорским дознанием, а предварительное следствие как самостоятельная форма отсутствует. Однако легализация существенных для дела данных в качестве судебных доказательств и решения о применении мер принуждения принимаются специальным следственным судьей (так называемым судьей-дознавателем), который не принимает дело к своему производству, эпизодически вступая в процесс по ходатайству сторон. В то же время отголоски классических этапов расследования заметны и в современном германском процессе. Так, этапу общего расследования соответствует дознание на основе простого подозрения, т.е. даже минимальной вероятности совершения преступления. Для избрания меры пресечения в виде заключения под стражу необходимо уже серьезное подозрение, высокая вероятность виновности и реальная возможность осуждения по приговору суда. В связи с задержанием обвиняемому предъявляют доказательства серьезного подозрения и допрашивают его в судебном заседании. Допрос обвиняемого заменяет отсутствующее официальное выдвижение первоначального обвинения. В этом виден аналог суммарного расследования. Дальнейшие процессуальные действия связаны с обоснованием первоначального подозрения с учетом доводов защиты (специальное расследование), что завершается выдвижением публичного (окончательного) обвинения. Немецкий законодатель в 1974 году полностью отказался от предварительного следствия и единственной формой стало дознание. Раз дознание – то это классическое континентальное дознание которое осуществляется прокурором, либо полицией под руководством прокурора. Не делегируются полномочия, связанные с возбуждением публичного обвинения. Дознание в ФРГ – это подготовительная стадия, доказательств пока нет: ибо это несудебная стадия. Следовательно, на данном этапе имеется сильный судебный контроль.
АНГЛИЯ В английском процессе до недавнего времени не было как таковой стадии предварительного расследования, полиция собирала доказательства и сразу отправляла их в суд. До 1985 года в процессе английского типа (Англия, США и др.) этап общего расследования протекает в виде негласного и неформализованного полицейского расследования. Англосаксонская правовая доктрина считает такую деятельность не уголовно-процессуальной, а административной. Полиция обладает обширными дискреционными полномочиями, но ограничена правилом об исключении доказательств, полученных с нарушением должной правовой процедуры. Юридически полиция действует как сторона, подготавливающая материал для судебного разбирательства. Полицейское расследование заканчивается обращением в суд с заявлением об обвинении (англ. information) или за получением ордера на арест (writ of capias), что, по сути, равнозначно возбуждению уголовного преследования в отношении конкретного лица <1>. Суммарный этап расследования происходит уже в суде - это производство предварительного судебного рассмотрения дела (pretrial examination, или preliminary enquiry), на котором происходит предъявление первоначального обвинения и принимается решение по вопросу о предании обвиняемого суду. По делам о преступлениях, не представляющих большой общественной опасности, на этом этапе при определенных условиях (главным из которых является согласие обвиняемого) дело может быть рассмотрено по существу с вынесением приговора <2>. Формированию окончательного обвинения в английском судопроизводстве предшествует последний этап досудебной подготовки - так называемая процедура раскрытия доказательств (disclosure), которую по ее задачам можно считать аналогом специального расследования. Здесь сторона обвинения представляет защите информацию о собранных ею доказательствах, свидетельствующих в пользу защиты, а защита раскрывает суду и обвинителю существо защитительной позиции (например, наличие доказательств алиби). В уголовном процессе США специфический этап, напоминающий специальное расследование, осуществляется также по делам об опасных преступлениях в большом жюри, которое сохранилось в федеральной судебной системе и в некоторых штатах. Его цель состоит в дополнительной проверке обвинительных доказательств и обоснованности привлечения обвиняемого к уголовной ответственности перед рассмотрением его дела в суде присяжных по существу. Заканчивается этот этап решением большого жюри по вопросу об утверждении обвинительного акта.
В чем специфика английской модели? Формально провозглашается равноправие субъектов. Есть сторона обвинения (полиция), а есть сторона защиты, которая при желании должна собирать оправдательные доказательства. Но никто не обеспечивает адвоката обвиняемому. Фактически никакого равноправия нет – если есть деньги для производства предварительного расследования, то просто надо пользоваться благами презумпции невиновности. Долгое время в этой схеме не было места прокуратуре. Только в 1985 году появилась Королевская служба уголовного преследования и стал вопрос об отношениях. Королевская служба проектировалась как буфер между следствием и судом. Чтобы дела предлагались более подготовленные и точные с юридической точки зрения. Когда появилась Королевская служба преследования, то сразу появилось своеобразие: - Королевская служба не вправе самостоятельно проводить расследование (в Англии – это монополия полиции). - Королевская службу уголовного преследования не может давать обязательные указания, может давать только рекомендации. - В-третьих, она не может пересмотреть решения полиции. Она не является монопольным обвинителем – это лишает ее уголовной монополии. Таким образом, полиция отдельно от прокуратуры. И если полиция не хочет, чтобы дело поступило в суд, оно может попросту не передавать его.
|