Специфика политической коммуникации
Е.И. Шейгал в книге «Семиотика политического дискурса» (прикреплен в письме) пишет: Связь между языком и политикой проявляется, прежде всего, в том, что ни один политический режим не может существовать без коммуникации. Язык нужен политикам для того, чтобы информировать, давать указания, проводить законодательные акты, убеждать и т.д. Специфика политики, в отличие от ряда других сфер человеческой деятельности, заключается в ее преимущественно дискурсивном характере: многие политические действия по своей природе являются речевыми действиями. Не случайно ряд ученых считает, что политическая деятельность вообще сводится к деятельности языковой, а в современной политологии наблюдается тенденция рассматривать язык не столько как средство отражения политической реальности, сколько как компонент поля политики. По В.В.Копочевой: (Текст, что ниже, пойдет по схеме коммуникации – кто, что, кому, какими средствами, через какие каналы, с каким эффектом) Схема коммуникации (Лассуэл)
В данной модели акцент смещен к одностороннему воздействию на общественность. Это относится к политической коммуникации, т.к. феномен власти – ассиметрия. Кто? Кому? Для такой коммуникации характерна доминирующая субъектная позиция. Она подобна микрокоммуникации – коммуникации между отцом и ребенком, когда наблюдается иерархичность отношений. Управляющий имеет привилегию, «право на речь». Коммуникационный процесс рационально организован, это целенаправленный процесс. Коммуникант стремится к контролю, это опасно. Что? Указания, убеждения, а не фактическую информацию. Смысловая информация может быть двух типов: факт и мнение. Информация, передаваемая по каналам полит коммуникации концептуальна, то есть преобладает именно мнение, мнение лидера. Кроме смысловой информации существует эстетическая информация – музыка, гимны, символика, магия, актерская игра. В данном случае интересен феномен Гитлера – в его речи не было фактов, он приковывал внимание как раз за счет использования эстетических мотивов, был актером. Социологи отмечают, что массы участвуют в политике в основном созерцательно, выступая в роли наблюдателя, получающего информацию об этой коммуникации через средства массовой информации. Таким образом, с иерархичностью ПК связано еще одно свойство ПК – театральность. Е. И. Шейгал в своей статье «Театральность политического дискурса » http://www.philology.ru/linguistics1/sheygal-00.htm пишет - Политики, общаясь друг с другом и журналистами, постоянно помнят о "зрительской аудитории" и намеренно или непроизвольно лицедействуют, "работают на публику", стараются произвести впечатление и "сорвать аплодисменты". Т.е. наличие адреса-наблюдателя влияют на интенцию актора. Параллели между политической и театральной метафорой.
Каналы. Политическая коммуникация многоканальна. Последнее время общение напрямую не имеет распространения. Чаще всего опосредовано, посредством СМИ – ТВ («Единая Россия»), печатные (общественно-политические газеты и журналы, партийные изданий), в интернете (его любят оппозиционеры) – твиттер (твиты президента, Павла Астахова, лжепрезика «перзидента Роисси» и еще масса), блоги (блог бывшего яблочника Навального). СМИ – основная среда существования ПК. Какими средствами? Для ПК характерно использование специфических вербальных средств – лексика обладания, политические ярлыки, политические метафоры и т.п. Примеры театральных метафор: комедия - съезд, аттракцион - выступление в дискуссии, канатоходец - Горбачев, клоун - Ельцин, зритель - Запад, статисты - депутаты, спектакль - выборы, съезд, театр абсурда - заседание Совмина. Политический язык - это ресурс, открытый для всех членов языкового сообщества, он связан со специфическим использованием общенародного языка как средства убеждения и контроля, или, иными словами, это язык, применяемый в манипулятивных целях. С каким эффектом? 3 вида эффектов: · когнитивный (изменения в поле сознания принимающего), · аффективный (изменения чувств, в поле психики), · поведенческий (изменение поведения, начало активных действий – главная цель ПК). В ПК преобладают эффекты аффективный и поведенческий. Адресат должен не просто узнать новое, а подействовать («Все на выборы!», «Не дадим Западу поработить страну», «Бойкотируйте Единую Россию»).
Системаобразующие признаки политического дискурса: 1.Институциональность. Т.е. не личностная, а социальная ориентированность. 2.Информированность. Доминирование ценностей над фактами 3 .Смысловая неопределенность. Не понятийная точность, а расплывчатость. 4.Фантомность. В языке появляется что-то нереальное, напр. «Остров свободы». 5.Федоистичность. Вера в написанное, произнесенное, как в религии. 6.Масс-медиальность. Опосредованность, театральность, ритуальность, упорядоченное поведение. 7.Дистанцированность. Кто не с нами – тот против нас, категоричность. Между актором и аудиторией дистанция. 8.Агональность – борьба. 9.манипулятивность, прецедентность, имитированность.
Развитие информационное общества влияет на характер ПК, способствует свободе информации, ведущая к политическому процессу, который отличается растущим участием и консенсусом между различными классами и социальными слоями населения, + технологический фактор – т.е. развитие новых каналов передачи сообщения.
Из дополнительной литературы /можно отсечь/: Политико-коммуникативные проблемы оказались сегодня центральным звеном, объединяющим воедино целую связку разнообразных наук о политике, своеобразным центром современного политологического учения. По мнению специалистов, феномен политической коммуникации попадает в поле зрения целого ряда дисциплин, рассматривающих политику в качестве объекта исследования, но различающихся по своей предметной области: политической философии, политической истории, политической социологии, политической психологии, политической антропологии, паблик рилейшнз и других. (Это из диссертации С.А.Шомовой, она изучает ПК как междисциплинарное явление). М.Н. Грачев в книге «Политическая коммуникация» приводит когда-либо публиковавшиеся схемы ПК. Например: Как иерархическая связь, или просто иерархия, которая характеризуется упорядоченностью, организованностью взаимодействий между отдельными уровнями элементов по вертикали (рис. 1). Между такими элементами политической системы, как элита, бюрократия и массы, происходит непрерывный информационный обмен, причем элиты всегда конструируют и передают “вниз” информацию, которая бы укрепляла их собственную легитимность (рис.2). Модель вещания (рис. 3) предполагает распространение информации из центра одновременно многим абонентам на периферии.
55. СМИ, государство и бизнес в современной России: особенности и актуальные проблемы взаимодействия. Лекция Макаровой: 3 структуры, которые могут взаимодействовать на информационном поле: По форме собственности: - государственная, - частная; - общественная. В зависимости от формы собственности (от каких доходов существуют) тем и ограничены (гос- определённый круг тем, и т.д.) Прямое влияние исполнительных властей на частные и общественные СМИ- следить за соблюдением закона, ну и куча других незаконных форм влияния. Если в чистом виде то, Бизнес структура – тот кто содержит СМИ продвигает интересы бизнеса (в конфликте с обществом); Власть – продвигает свои интересы; Общество – именно интересы общества не дают гос СМИ уходить полностью в политику, а частые писать об интересных и актуальных новостях. Сейчас очень актуальна самоцензура в СМИ, под предлогом: «Мы напишем, а вдруг что-то «прилетит» за это…» Сейчас за более честной информ. Люди обращаются в интернет, т.е. информация которая идет по ТВ, радио и порой в газетах не устраиват потребителя. Явинская: СМИ-PR-Гос-во. ПР-посредник м/у сми и гос-ом, сми и обществом. Современная система СМИ – сложная, многоуровневая сеть, распределить на отдельные уровни которую нельзя. Традиционно, СМИ делятся по следующим признакам: 1. Институты СМИ. Традиционные СМИ: Печатные СМИ. Особенности современного функционирования: газеты и журналы, не говоря уже о специализированных каталогах и справочниках, все более становятся чтением «для немногих» (исключение – «желтая пресса», подходящая далеко не для всех организаций). По мнению экспертов, в перспективе выживут только издания, работающие в четко очерченном аудиторном сегменте (например, имеющие четкую узкую тематическую направленность). Достоинства и возможности: возможность работы в определенных потребительских сегментах. Больший по времени эффект воздействия материала (в статье можно вернуться и перечитать её, вырезать на память?, поместить в досье и т.п.) Недостатки: гораздо менее массовый, чем у ТВ, характер аудитории, падающая популярность среди молодежи. Ограниченность возможностей воздействия (для понимания текста требуется определенный интеллектуальный уровень, напечатанные «картинки» все равно уступают по привлекательности «оживленным» телекартинкам). • ТВ. Особенности современного функционирования: эфирное, спутниковое и кабельное ТВ сегодня существуют достаточно мирно. Эксперты пророчат подъем местных телекомпаний в противовес вещающим из Москвы (аналогичный процесс имел место в 80, 90-х гг. в США). Достоинства и возможности: широкий охват территории и аудитории. Не имеющая пока аналогов популярность у потребителей. Большая, нежели у печатных СМИ, сила воздействия на аудитория за счет комплексности этого воздействия (визуальная, аудиальная, вербальная информация одновременно). Недостатки: самая высокая среди СМИ стоимость изготовления и размещения в эфире материалов. Невозможность сегментировать аудиторию, из-за чего ТВ мало подходит для продвижения товаров и услуг в узких потребительских сегментах. • Радио. Особенности современного функционирования: в некоторых регионах, где сохранилась система «проводной радиотрансляции», принято разделять радио на FM-радио (для молодежной аудитории) и «проводное» или «кухонное» (для людей старшего поколения и домохозяек). Достоинства и возможности: невысокая стоимость размещения материала в эфире. Оперативность выхода материалов в эфир. Возможность плотно насытить эфир определенной информацией. Недостатки: сегодня радио, как правило, звучит фоном, специально его не слушают, отсюда и низкая фиксируемость аудитории на журналистских и рекламных материалов. Радио имеет определенные пики прослушивания – утренние (7.00 – 10.00) и вечерние (18.00 – 23.00). В остальное время эффективность материалов, выходящих в эфир гораздо ниже. • Интернет СМИ. Особенности современного функционирования: Информационные (в том числе, обновляемые в режиме реального времени), новостные ленты ведущих информационных агентств, тематические, развлекательные сайты, форумы, чаты и блоги. Достоинства и возможности: Оперативность публикации материалов. Широчайший территориальный охват. Возможность использования аудиальных и визуальных эффектов. Интерактивность, очень привлекательная для молодежной аудитории. Возможность отслеживания эффективности опубликованных материалов (по отзывам на форумах, по счетчику посещений и т.п.). Недостатки: Ограниченность аудитории (молодые люди с достатком не ниже среднего). Огромное количество информационных и рекламных материалов, одновременно воздействующих на аудиторию. В следствие этого – необходимость четкого позиционирования материалов, исходящих от организации (процесс, требующий недюжинных креативных и материальных ресурсов). • информационные агентства, блоги (как форма гражданской журналистики). Здесь Елена Владимировна ещё упоминала 2.0 (презентацию найти!) 2. Медиаканалы, которые делятся по форме собственности: • Частные, входящие в крупные информационные холдинги (к ним относится, например, Газпром-медиа. О принадлежности СМИ важно знать потому, что позиция издания может определяться общей позицией холдинга) • Частные, не входящие в информационные холдинги (даже не входя в информационные холдинги, СМИ могут принадлежать владельцу других бизнес-организаций, что накладывает отпечаток на их позицию) • Государственные (речь идет о тех СМИ, в число учредителей которых входят органы власти, в том числе законодательные (нередкая ситуация в регионах. Кроме того, государственным является федеральный канал ВГТРК «Россия») 3. СМИ по аудиторной направленности: • Общеинформационные (Как правило, к таким относятся большинство газет и ТВ-каналов федерального уровня) • Тематические (качественные и массовые). Через специализацию на какой-либо теме «отсекается» часть аудитории. Тематичность – здесь и возрастная ориентация – выделяются издания (прежде всего журналы) для молодежи. Бывают также качественными – направленными на публику, привыкшую анализировать информацию и массовыми (крайняя степень – так называемая «желтая пресса»), направленными на тех, для кого важнее не анализ, а развлечение. • Деловые (как разновидность тематических). Особенно актуальны для бизнес-организаций при меньшем тираже, чем у общеинформационных, популярны у узкой аудитории, но могут быть важны для организации. 4. По ареалу распространения: • Федеральные. Распространяются на территории всей страны. • Региональные представительства федеральных. Материалы, подготовленные местными журналистами, распространяются на регион в составе федеральных СМИ (например, в эфире FM-радиостанции выходят местные новости). • Местные. Распространяются только в данном регионе (или в нескольких сопредельных регионах) 5. По массовости: • Массовые медиа. Рассчитаны на массовую (то есть в достаточно малой степени определенную) аудиторию, распространяются широко, нередко на уровне межрегиональном или международном. • Корпоративные медиа. «Внутренние» издания (газеты, журналы, радио-программы, сайты для сотрудников), «клиентские» (для клиентов реальных и потенциальных) организации издателя. Не являются в полном смысле средствами МАССОВОЙ информации. Функции СМИ: Е. П. Прохоров, считая журналистику полифункциональной системой, выделяет следующие шесть функций журналистики: 1. коммуникативную — функцию общения, налаживания контакта, которую автор называет исходной функцией журналистики; 2. непосредственно-организаторскую, в которой наиболее наглядно проявляется роль журналистики как «четвертой власти» в обществе; 3. идеологическую (социально-ориентирующую), связанную со стремлением оказать глубокое влияние на мировоззренческие основы и ценностные ориентации аудитории, на самосознание людей, их идеалы и стремления, включая мотивацию поведенческих актов; 4. культурно-образовательную, заключающуюся, по мнению автора, в том, чтобы, будучи одним из институтов культуры общества, участвовать в пропаганде и распространении в жизни общества высоких культурных ценностей, воспитывать людей на образцах общемировой культуры, тем самым способствуя всестороннему развитию человека; 5. рекламно-справочную, связанную с удовлетворением утилитарных запросов в связи с миром увлечений разных слоев аудитории (сад, огород, туризм, коллекционирование, шахматы и т. д. и т. п.)"; 6. рекреативную (развлечения, снятия напряжения, получение удовольствия).
Но следует отметить, что непонятно выделение автором непосредственно – организаторской функции. Ведь, поскольку журналистика является и четвертой властью в обществе, стало быть, она влияет и на мировоззрение и взгляды людей, мотивирует их поведение. Следовательно, эту функцию можно объединить с идеологической. Однако СМИ проявляют себя в совершенно различных сферах, в каждой из которых СМИ выполняют свою определенную функцию. Так, например, С. Г. Корконосенко выделяет 4 такие сферы: экономическую, политическую, духовно-идеологическую и социальную. В каждой из этих сфер СМИ играют свои социальные роли: — производственно-экономическую, — регулирующую, — духовно-идеологическую, — информационно-коммуникативную. Система СМИ соответствует некой определенной модели развития (Дзялошинский, статья «Российская журналистика в поисках модели развития») – читаем, статья прилагается))) Технологии СМИ: 1. Новые технологии распространения информации: появление альтернативных источников передачи информации. Появление кабельных и мобильных сетей. Интерактивность сетей и контента (возможность потребителя составить свою сетку вещания, индивидуальный просмотр). Клонирование контента для разных СМИ: интернет, ТВ, кино и т. д. 2. Новые технологии производства новостей: цифровые архивы, рюкзачная журналистика (универсальный комплект на основе компьютера), наладонная журналистика, системы управления новостями и распределения обязанностей (возможность работать за пределами редакции) 3. Новые технологии получения новостей: мобильные устройства, интерактивные ТВ-приставки, мобильное телевидение, подкаст (радиовещание с индивидуальной сеткой на беспроводные устройства) 4.Новые технологии для новых СМИ: персональная журналистика, блоги, мобильные блоги - персональная журналистика через мобильный телефон 5. Новые технологии для старых СМИ: выход СМИ в Интернет, интерактив, сочетание блогов и традиционной журналистики (блоги журналистов), онлайн-дискуссии, форумы, возможность моментально обновлять информацию Сопровождение традиционного контента (мобильные сервисы, интернет-сервисы)
Тенденции современной системы СМИ: 1. Конвергенция\конвергентность (слияние, схождение СМИ) 2. Активное появление и функционирование ICT (информационные коммуникационные технологии) 3. Переход СМИ к новым интерактивным медиасистемам 4. Миграция рекламы 5. Размывается грань между секторами индустрии– производство мультипродуктов. Книга – кино –игра – одежда, помимо этого: • В Интернете сосуществуют продукты разного рода (аудио, видео и т.д.). • Мобильная телефония – не индустрия связи, а содержания (WAP, i-mod - предоставляют доступ с мобильного телефона к содержанию, аналогичному содержанию любой цифровой сети передачи информации (к примеру, Интернет). Раньше мобильные телефоны были «дублерами» традиционного телефонного аппарата, и его содержанием был лишь «человеческий разговор». сегодня в связи с появлением "цифровых услуг" на рынке и интеграцией все новых и новых функций в аппарате, мы наблюдаем возникновение и стремительное развитие мобильной телефонии именно как отрасли содержания. Утилиты персонализации: от hardware к software: Сюда относятся многочисленные логотипы, мелодии звонка и экранные заставки. В эпоху первых мобильных телефонов выбор этих инструментов был очень ограничен и навязан пользователю производителем мобильного телефона (то есть, эти функции «зашивались» в постоянную память телефона, и, следовательно, относились к категории hardware, то есть «железа»). Первые «трубки» обладали довольно ограниченным набором в десяток «мелодий», которые обычно представляли собой различные варианты писка, и две-три заставки, появлявшиеся на экране в момент включения и выключения телефона. Однако позднее производители мобильных телефонов предоставили пользователям возможность самим загрузить на свой телефон ту или иную мелодию или логотип: либо при помощи мультимедиа-сообщения, либо при помощи подсоединения мобильного телефона к компьютеру (посредством кабеля или инфракрасного соединения). Таким образом, процесс производства такого рода картинок и мелодий был отделен от процесса производства самого устройства. И теперь мелодии и пиктограммы можно легко найти на различных сайтах в Интернете и заказать доставку у своего оператора мобильной связи,что свидетельствует о плавном переходе этого вида продуктов из категории hardware в категорию software (то есть, «софта»). 6. Открываются рынки, которых не было раньше, соответственно, появляются новые возможности для социума, снижаются барьеры при выходе на рынок: • Продажа музыки через сеть\телефон • Новые бесплатные сервисы • Новые возможности вроде электронных образовательных программ (дистанционное обучение); профессиональные конференции в сети; государственные сервисы (федеральная программа «Электронная Россия» - существенно облегчает жизнь в плане ожидания в очередях, времени на рассмотрение кредита и т.д.) • Снижение барьеров также касается ТВ – кабельные сети, цифровое ТВ и его аналоги (выкладывание материалов в Интернете, что приводит к появлению проблем с контентом) • Появляются новые системы дистрибуции товаров –электронная коммерция, продажа, доставка. Хотя в России не очень любят пользоваться эл. деньгами – не особо надежно. Снижение барьеров приводит к возможности диверсификации, что способствует обострению конкуренции среди медиабизнесов. 7. Появление первых интерактивных коммуникационных систем. Основные уровни современной медиа-системы в России: I. Электронные и печатные СМИ, формирующие единое информационное пространство (как правило, контролируются государством либо политизированным капиталом). TV – 1 канал, Россия, НТВ, Культура, Спорт. Радио – радио России, Маяк. Печать – Российская газета. Информагентства – ИТАР-ТАСС, РБК. II. Коммерческие издания всероссийского и регионального охвата. Не являются общенациональными по охвату аудитории. TV – СТС, ТНТ, Ren-TV, DTV, Домашний и т.д. Радио – FM-диапазон. Печать – Коммерсантъ, АиФ, КП и т.д. Информагентства – Интерфакс, РиаНовости, Лента и т.д. III. Региональные СМИ. Уникальность региональных СМИ в России заключается в существовании различных типов медийных моделей. IV. Интернет и внесистемные СМИ (радио Свобода, Deutsche Welle, русская служба BBC и т.д.), которые контролируются из-за пределов государства. V. Полимедиа – крупные медиа холдинги: государственный холдинг ВГТРК, региональные представительства. Газпром-медиа (НТВ, ТНТ, журналы – Итоги, 7 дней и т.д., НТВ+), ЛУКОЙЛ-медиа (1 канал), АФК-система (ТВЦ, Московская правда, Литературная газета и т.д.)
|