Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Вопрос_34. Права и свободы граждан




Права и свободы человека и гражданина составляют центральный институт конституционного права, который содержит нормы, определяющие взаимоотношения государства и личности, ее правовой статус.

Свобода - это необходимое условие обеспечения социальных прав человека. Понятие "свобода", идея свободы достаточно активно употребляется людьми в обыденной речи, политическом и научном лексиконе и многими воспринимается как совершенно ясное, понятное. Вместе с тем "свобода", при всей ее кажущейся простоте - явление достаточно сложное и для понимания, и, тем более, для практического воплощения в общественных отношениях. В истории достаточно много примеров, драматичных по своему содержанию, когда во имя утверждения свободы приносились в жертву жизни сотен тысяч, миллионов людей. И очень часто оказывалось, что эти жертвы были напрасны, поскольку на смену одной несвободе, приходила другая, еще более деспотическая.

В истории человечества утверждение свободы практически всегда связано с борьбой за освобождение от существующей несвободы, от гнета, эксплуатации, нищенского существования и т.п. И потому свободу большинство людей отождествляет с самим процессом высвобождения от прошлого, свободой от чего-то. То есть, главное внимание уделяется именно идеологическому аспекту свободы, а не правовому.

Наиболее важным является трактовка свободы как категории права, как важнейшего принципа права.

Право есть форма общественных отношений независимых субъектов в рамках общей нормы. Независимость этих субъектов друг от друга в рамках правовой нормы и есть правовое выражение свободы. Правовая форма свободы обеспечивает формальное равенство и формальную свободу. Норма выступает масштабом, мерой свободы. Она отрицает, противостоит произволу и привилегиям в рамках этого правового поля.

Таким образом, говоря о понятиях "права" и "свободы" следует согласиться с выводами Л.Д. Воеводина о наличии в них и сходства и различия. Сходство определяется через правовую возможность. Что касается различий, то права свидетельствуют о возможности получения каких-либо социальных благ, а свободы - о возможности избежать определенных ограничений со стороны государства[76].

Эта позиция является более точной, по сравнению с точкой зрения ряда авторов, которые говорят об идентичности этих понятий, указывая лишь, что термин "свобода" призван подчеркнуть более широкие возможности индивидуального выбора[77].

Разграничение понятий "права" и "свободы" имеет практический смысл. Если государство в своем основном законе закрепило право, значит оно берет на себя ответственность за его обеспечение. В случае представления субъектам свободы государство берет на себя функции контроля, чтобы этой свободе индивид не мог использовать во вред другим лицам и самому государству.

Свобода индивидов и свобода их воли - понятия тождественные. В праве воля - это свободная воля, если она соответствует норме и, в этом состоит ее отличие от произвольной воли, противостоит произволу. Волевой характер права обусловлен именно тем, что право - это форма свободы людей, т.е. свобода их воль. Итак, правопорядок, дозволения, запреты, ответственность - это все необходимые условия свободы. Человечество, увы, не "изобрело" какой-либо другой формы выражения свободы и своего бытия, кроме как правовой. Люди свободны в меру их равенства и равны в меру их свободы. Неправовая свобода, свобода без всеобщего масштаба, единой меры, без права, это не свобода, это идеология элитарных привилегий[78].

В русской правовой науке XIX - XX веков сложились два основных подхода к свободам и правам человека:

1. Главенствующая роль принадлежит государству и праву.

2. Закон становится всеобщим и необходимым только в том случае, если он направлен на регулирование отношений, содержащих общечеловеческие ценности.

Первый подход назывался позитивным, а второй - естественным правом. Ярким представителем позитивного права был Б.Н. Чичерин. Он писал: "Свобода не может считаться неприкосновенным правом, ибо закон всегда её касается, ограничивая её во имя чужой свободы и общественной пользы, судьёй этих ограничений может быть только сам закон, как высшее начало, а не подчинённое ему лицо. Если мы взглянем на права человека, то увидим, что нет ни одного, которого бы закон не мог ограничить или даже уничтожить."[79].

Сторонниками естественного права были Б.А, Кистяковский, С.И. Гессен. Они рассматривали право не как переменчивое общественное установление, а как явление и закон личной жизни. Они считали права человека естественными, поскольку они изначально присущи людям, а не потому, что они предоставлены им государством.[80]

Сколь долго и старательно мы не пытались бы осветить идеи естественного и позитивного права, которые вырабатывались философами, экономистами и юристами на протяжении веков, "истина всегда посередине".

Поэтому, говоря об основной задаче конституционно-правового
регулирования прав и свобод человека и гражданина можно сделать вывод,
что она состоит в том, чтобы их признать, предоставить гарантии соблюдения
и обеспечить защиту.

Наиболее известные миру конституции содержат целые разделы, в которых закреплены права и свободы личности. Они включают, как правило, индивидуальные права и свободы (право на жизнь, достоинство, личную неприкосновенность и т.д.); политические (право на объединения, участие в управлении делами государства и пр.); социально - экономические (свобода предпринимательства, свобода труда, право частной собственности и т.д.); культурные (свобода творчества, право на образование и др.).

Так, Конституция США - "самая старая из писаных Конституций, действующих в настоящее время",[81] в своём первоначальном варианте почти не содержала положений о правах и свободах граждан. Однако после внесения в неё поправок, точнее дополнений, называющихся "Билль о правах", в Конституции получили закрепление свобода вероисповедания, свобода слова, печати, право обращения с петициями к правительству, право ношения оружия, неприкосновенность жилища и личности и др."[82]

Составной частью конституционного законодательства Франции является Декларация прав человека и гражданина 1789г., которая провозглашает свободу и равенство для всех людей. "Цель всякого политического Союза, - указано в ст.2, - обеспечение естественных и неотчуждаемых прав человека. Этими правами являются свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению".[83]

В одной из самых демократических конституций современного мира - в Конституции Италии, которая действует с 1 января 1948г., из 139 статей 54 посвящены правам, свободам и обязанностям граждан. Так, ст.1 гласит: "Италия - демократическая Республика, основывающаяся на труде…"[84] Статья 4 дополняет это положение, указывая, что Республика признаёт за всеми гражданами право на труд и поощряет условия, которые делают это право реальным. Тут же предусмотрена и обязанность трудиться. "Каждый гражданин в соответствии со своими возможностями и по своему выбору обязан осуществлять деятельность или выполнять функции, способствующие материальному или духовному развитию общества"[85].

Часть I Конституции Италии, состоящая из четырех разделов, регламентирует права и обязанности граждан.

Пожалуй, такой подробной и широкой регламентации прав и свобод в области гражданских, этико-социальных, экономических и политических отношений нет ни в одной другой Конституции. Она могла бы стать образцом при разработке и совершенствовании конституционного законодательства и в России.

Безусловно, права и свободы человека и гражданина во многом зависят от степени развития самого общества и государства. В этой связи целесообразно проанализировать советские и российскую конституции, обратив внимание на юридическое признание идей о свободе личности и составляющих её правах и свободах.

Таким образом, права, свободы и обязанности, зафиксированные в конституциях, декларациях, законах превращаются в юридические возможности либо для любого члена общества (человека), либо для отдельных индивидов, имеющих с государством устойчивую юридическую связь – граждан. Это положение следует признать верным, поскольку в государственно-организованном обществе имеются такие общественные отношения, в которые могут вступать не любые индивиды, а лишь граждане данного государства.

Одной из высших ценностей человеческой цивилизации, охватывающей различные стороны индивидуального и общественного бытия, являются права человека - неотъемлемые свойства и возможности, определяющие меру его свободы, закрепленные в правовых нор­мах, нравственных и политических правилах, религиозных догма­тах; возможности использования человеком наиболее существенных благ, зашиты его жизненных интересов; пределы осуществления государственной власти, способ свободного развития личностью ее способностей и талан­тов; способ защиты человечества от глобальных угроз его существованию[86].

Правам человека присущи определенные особенности, которые сводятся к следующему:

1. Права человека имеют естественный характер и возникают в результате самого факта рождения человека, имеют неотчуждаемый, неотъемлемый характер, являются непосредственно действующими и признаются высшей социальной ценностью. Их содержание детерминируется условиями социально-экономического, политического и культурного развития общества.

2. Они опосредствуют отношения личности с государством в целом, с международным сообществом.

3. Права человека выступают необходимой частью права, определенной формой выражения его главного содержания.

4. Они складываются объективно и не зависят от государственного признания.

5. Права человека зафиксированы не только в нормах внутригосударственного (конституционного, административного, гражданского и др.), но и в нормах международного публичного права.

6. Механизм защиты прав человека охватывает средства не только внутригосударственной, но и международной защиты.

7. Структура правомочий, составляющих содержание прав человека, совпадает со структурой обычного субъективного права, однако указанные правомочия прав человека имеют определенные особенности.

Содержанию прав человека присущи различные аспекты, вследствие того, что права человека являются комплексном социальном явлением, в котором концентрируются разнообразные формы социальной действительности и общественного сознания.

Нравственные аспекты содержания прав человека состоят в том, что они выражают идею социальной ценности личности. Например, в праве на жизнь, закрепленной в ст. 6 Международного пакта о гражданских и политических правах, проявляется высокое уважение к человеческой жизни как бесценного, наивысшего блага.

Политические аспекты содержания прав человека заключаются в том, что эти права неотъемлемы от демократии и составляют необходимое условие, цель и смысл всех демократических институтов власти. Формирование и развитие прав человека неразрывно связано с генезисом демократии.

Социально-экономические аспекты содержания прав человека связаны с тем, что они детерминируются социальными и экономическими условиями существования общества. Они выражают прогрессивные потребности экономического развития человечества, социальные интересы людей. И это один из самых существенных аспектов содержания прав человека.

Духовные аспекты содержания прав человека можно найти в произведениях таких великих деятелей мировой культуры, как Микеланджело, Байрон, Пушкин, Толстой, в которых отстаивались благородные идеи совершенства человеческой личности, ее достоинства, свободы, непримиримости к угнетению и несправедливости.

Религиозные аспекты содержания прав человека имеют двойственную природу, т.е. религия может санкционировать, одобрять, поддерживать концепцию прав человека, но некоторые ее положения противоречат идее гуманизма. С одной стороны, признание равенства людей перед Богом, неприятие социальной несправедливости. Так, заповеди Ветхого Завета: "не убий", "не укради", "не прелюбодействуй" отражают нравственные правила, принятые в человеческом обществе. С другой стороны, такой религиозный постулат как "нет власти не от Бога" показывает совсем другое отношение к правам человека. Возникает вопрос: не кроется ли здесь одобрение любой власти, в том числе деспотической, попирающей права человека?

Правовые аспекты содержания прав человека являются юридической категорией, зафиксированной как нормами международного, так и нормами внутригосударственного права (конституционного административного, гражданского, уголовного, уголовно-процессуального и др.).

Права человека и гражданина могут классифицироваться по следующим критериям (см. схему 47):

1. С точки зрения генерационного[87] основания выделяются четыре поколения[88] прав человека:

Первым поколением прав человека традиционно признаются либеральные ценности, приобретенные в результате буржуазных революций в Европе, затем конкретизированные в практике и законодательстве демократических государств. Речь идет о личных (гражданских) и политических правах, которые отражают так называемую "негативную свободу" - обязывают государство воздерживаться от вмешательства в сферу личной свободы и создавать условия участия граждан в политической жизни. Речь идет о защите индивидуальной свободы, ограничение которой обедняет сферу общественной жизни и культуры. Весьма образно эту идею выразил Н.М. Коркунов: "Для того чтобы исторически вырабатываемая общественная культура не утратила своей жизненности, чтобы она не замерла в неподвижном застое, необходимо, чтобы цивилизация включала в себя и право, обособляющее и оберегающее индивидуальное".[89]

Второе поколение - социально-экономические права человека - сформировалось в процессе борьбы народов за улучшение своего экономического уровня, повышение культурного статуса (так называемые "позитивные" права). В начале XX в. в результате резкой поляризации общества была выдвинута идея социального реформирования, призванная смягчить противостояние между богатыми и бедными. На основе Манифеста германского кайзера 1881 г. в стране была установлена единая система социального обеспечения в сфере социального страхования. Веймарская конституция 1919 г. закрепляла возможность добывать себе содержание трудом, право на социальное страхование в случае болезни и старости. Широкий набор прав "второго поколения" был закреплен в Конституции СССР 1936 г. (право на труд, отдых, образование, социальное обеспечение, медицинскую помощь), хотя некоторые из них, например, право на образование, в качестве программы были заявлены еще в Конституции 1918 г. Несмотря на то, что социальная защищенность гражданина в СССР была минимальной, документально она существовала и хотя бы этим оказывала воздействие на мировое общественное сознание.

После Второй мировой войны стало формироваться третье поколение прав человека. Особенность этих прав, по мнению профессора Е.А. Лукашевой, состоит в том, что они являются коллективными и могут осуществляться общностью (ассоциацией)[90]. Подобная тока зрения высказана и К. Васаком, который к третьему поколению прав относит только коллективные права, основанные на солидарности: право на развитие, на мир, независимость, самоопределение, территориальную целостность, суверенитет, избавление от колониального угнетения, право на достойную жизнь, на здоровую окружающую среду, на общее наследие человечества, а также право на коммуникацию.

Сейчас активно формулируются права человека четвертого поколения. Существуют две точки зрения по поводу того, какие права входят в четвертое поколение. Первая точка зрения исходит из того, что права человека четвертого поколения связаны с клонированием и другими открытиями в области биологии[91]. Вторая исходит из того, что это поколение состоит из права на информацию и информационные технологии[92].

2.В зависимости от содержания выделяют:

Личные или гражданские права призваны обеспечивать свободу и автономию человека как члена гражданского общества, его юридическую защищенность от какого бы то ни было незаконного внешнего вмешательства. Государство признает свободу личности в определенной сфере отношений, которая отдана на усмотрение индивида и не может быть объектом притязаний другого индивида.[93] По существу, этот блок прав охватывает фундаментальные аспекты свободы личности, выражая гуманистические принципы демократического государства (например, свобода человека принимать решения независимо от государства, например, право на жизнь, на охрану достоинства, тайна переписки, телефонных переговоров и др.).

Политические права являются выражением принадлежности власти народу, реализацией народовластия. Их особенность заключается в том, что они осуществляются не индивидуально, а в сообществе с другими гражданами (например, свобода действий граждан по участию в формировании органов государственной власти и самоуправления, а также участие в их деятельности, например, право избирать и быть избранным во властные структуры, на равный доступ к государственной службе, на объединение, мирные собрания, митинги, демонстрации и др.).

Экономические права связаны с правом собственности, охватывают свободу человеческой деятельности в сфере производства, обмена, распределения и потребления товаров и услуг (например, право частной собственности, на предпринимательскую деятельность, на труд, на отдых и др.).

Социальные права призваны обеспечивать человеку достойный уровень жизни и социальную защищенность, поскольку человек может быть свободен только тогда, когда он защищен от нищеты и произвола властей. Но во многих странах, в том числе и в России, подобные нормы носят пока декларативный характер (например, свобода заключения трудовых договоров, право на отдых, на пособие по нетрудоспособности, право на пенсию, право на охрану семьи, охрану здоровья, на социальное обеспечение, благоприятную окружающую среду и др.).

Культурные права гарантируют доступ человека к благам культуры, свободу художественного, научного, технического творчества, его участие в культурной жизни и пользовании учреждениями культуры. Этот вид прав позволяет развивать культурные потребности личности, обеспечить рост уровня ее культуры, без которой человек не может полноценно осуществлять свои личные и политические права (например, свобода доступа к духовным и материальным ценностям, созданным человеческим сообществом, например, право на образование, на участие в культурной жизни, на пользование результатами научного и культурного прогресса; свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества и др.).

3.В зависимости от соподчиненности выделяют:

Основные права – это наиболее общие права человека и гражданина, которые закладывают основу национального правового статуса личности. Они признаются и защищаются государством как необходимое условие его существования. Основные права зафиксированы в Конституции государства и важнейших международно-правовых актах, являются правовой базой для производных (дополнительных) прав. Например, право на жизнь, право на свободу и личную неприкосновенность, право частной собственности, участие в управлении обществом и государством и др. права, закрепленные в Конституции РФ; право каждого на уважение личной и семейной жизни, право на жилище и личную корреспонденцию, право свободно выражать свое мнение и др. права, закрепленные в Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г.

Производные или дополнительные права - это все права и свободы в то или иной сфере производны от основных прав и свобод, закрепленных непосредственно в Конституции государства. Конституционным правам и свободам свойственны признаки, которые лежат в основе других прав, закрепленных иными отраслями права. Например, право на заключение, изменение и расторжение трудового договора, закрепленно в Трудовом кодексе РФ.

4.В зависимости от принадлежности лица к конкретному государству выделяют права:

- российских граждан;

- иностранных граждан;

- лиц с двойным гражданством (бипатриды);

- лиц без гражданства (апатриды);

5.В зависимости от степени распространения выделяют:

- общие права (присущие всем гражданам);

- специальные права (зависящие от социального и служебного положения, пола, возраста лица, а также других факторов, например, права потребителей, служащих, несовершеннолетних, женщин, пенсионеров, ветеранов, беженцев и пр.);

6.В зависимости от характера субъектов выделяют:

- индивидуальные права (это, например, право на жизнь, труд и т.п.);

- коллективные права (это права народа, нации, общности, ассоциации).

Так, Г.А. Гаджиев пишет: "Индивидуальные основные права довольно часто могут осуществляться коллективно, но отличие их от коллективных состоит в том, что они вполне могут осуществляться и защищаться индивидуально, тогда, как коллективные права индивидуально осуществлять и защищать невозможно"[94]. Такая классификация представляется не совсем точной. Представляется, право и свобода всегда индивидуальны. Во всех статьях главы 2 Конституции РФ, в которых закреплены конкретные права и свободы, они указаны в единственном числе: право на жизнь; право на свободу и личную неприкосновенность; свобода мысли и слова и т.д. В ст.31 Конституции РФ говорится, что граждане РФ имеют право собираться мирно, без оружия. Ст.37 Конституции РФ признаёт право на индивидуальные и коллективные трудовые споры, включая право на забастовку. Между тем, действительно отдельные права можно исследовать индивидуально, даже право на забастовку. Например, один юрист - член профессионального союза юристов, в знак солидарности может объявить забастовку. Такое нередко бывает в странах, где профсоюзы создаются по профессиональному признаку. Некоторые же права могут использоватьтолько коллективные субъекты. Невозможно себе представить одного субъекта, использующего право собираться мирно.

7.В зависимости от роли государства в их осуществлении выделяют:

- негативные права (государство должно воздерживаться от конкретных действий по отношению к индивиду);

- позитивные права (государство должно предоставить лицу определенные блага, содействовать в реализации им своих прав);

8.В зависимости от особенностей личности, проявляющихся в различных сферах и отдельных ситуациях ее жизнедеятельности выделяют:

- права в сфере личной безопасности и частной жизни;

- права в области государственной и общественно-политической жизни;

- права в области экономической, социальной и культурной деятельности.

 

 


Поможем в написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой





Дата добавления: 2015-04-19; просмотров: 1578. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2022 год . (0.026 сек.) русская версия | украинская версия
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7