Человек и политика, личность, социализация личности
В политологии субъектами политики являются лица, социальные группы, организации, движения, институты. В число субъектов политики входят граждане, социальные слои, классы, нации, народности, общественно-политические организации, в том числе партии, движения, государство, народ, общество в целом, т.е. люди, граждане, индивиды данного общества, государства. Между субъектами политики существует динамическая система отношений, взаимодействия, подчинения и соподчинения, зависимости, относительной автономности. Взаимоотношения человека и политики в обществе политология рассматривает с различных точек зрения. Поскольку человек существо биосоциальное - на первое место может быть поставлены решения политических проблем или удовлетворения биологических потребностей людей, их социальной жизни. Человек находится в гармонии с государством, только в том случае, считал Гегель, если государство провозглашает стремление к свободе высшей формой своей деятельности. В свою очередь человек должен старательно выполнять свои обязанности перед государством. Таким образом, взаимосвязь гражданина и государства - это основа политического развития общества. Государство должно выступать главным гарантом и регулятором требований личности и сплоченности общества. Оно должно способствовать формированию сознания и политической активности индивидов. Субъективной стороной политизации личности через государственную принадлежность является: во-первых, осознание существования государства, его характера и общественных функций, а также собственной государственной принадлежности; во-вторых, осознание установленных законом и политикой рамок для собственных стремлений и форм активности, прав и обязанностей, статуса гражданина. Безусловно, так понимаемое государственное сознание зависит от переплетения сложных факторов, от степени демократизма государства, статуса социальной группы к которой относится индивид, традиций политической культуры данного класса и всего общества. Поворот к человеку, утверждение социальной справедливости, возвышение творческого труда как важнейшего фактора, определяющего место человека в обществе, находит свое выражение в изменении социального статуса личности, т.е. ее места в системе общественных отношений. Социальный статус человека зависит не только от материальных, социальных и духовных условий, созданных в обществе, но и от того, насколько эти условия освоены личностью, от уровня ее сознания, культуры и активности. Эти условия можно разделить на внешние, т.е. такие, которые от человека не зависят, и какими бы творческими возможностями он не обладал, они не могут быть реализованы и внутренние условия - это мировоззрение, профессиональные знания, культура, желание работать, компетентность и т.д. Внутренние условия формируются под воздействием политики государства, которая должна способствовать развитию творческих начал личности. С другой стороны сам человек должен стремиться повлиять на условия, в которых он живет и действует, а не ссылаться на объективные условия, с помощью которых нередко оправдывается бездеятельность, халатность, а то и просто лень. Человек, являясь субъектом политики, требует от нее обеспечить такие условия своего существования, чтобы он был свободен. Иногда, в повседневной жизни, под свободой понимается только право говорить и делать, что захочется. На самом деле свобода предполагает свободную деятельность, возможность самостоятельно принимать решения и отвечать за их результаты. Политика в отношении к человеку должна руководствоваться принципом: «не человек для общества, а общество для человека», т.е. личности должны быть представлены возможности защиты от жестких политических решений против интересов граждан, творческой реализации ее в политической деятельности ибо подлинным субъектом политики человек становится тогда, когда он четко определяет свое место в политической жизни общества и его деятельность отвечает объективным законам общественного развития.
|