Общее понятие о категориях диалектики
Каждая наука имеет свои понятия, имеет свои понятия и философия. Но в отличие от понятий всех других наук, философские понятия – это самые общие и всеобщие понятия. Их называют категориями. Например: бытие, материя, сознание, истина и др. Существуют парные категории. В философских категориях отражается объективно существующее, самое общее и всеобщее в предметах, процессах и явлениях. С этой стороны их изучает раздел философии – диалектика. Философские категории являются также ступеньками в познании человеком мира и всеобщими методами познания, т.е. с помощью этих категорий мы познаём мир. В этом качестве философские категории изучает другой раздел философии – теория познания (гносеология). Философские категории являются также формами человеческого мышления, т.е. с их помощью мы упорядочиваем, классифицируем изучаемый материал. Отделяем существенные признаки от несущественных, частные от общих, случайное от необходимого. В этом качестве философские категории изучает ещё один раздел философии – диалектическая логика.
27. Категории «единичное и общее» и их роль в познании. Единичное – это предмет, во всей совокупности присущих ему признаков, свойств, черт, составляющих его количественную и качественную определённость, отличающих его от других предметов. Общее – это объективно существующая общность, а всеобщее – всеобщность конкретных предметов или их признаков, свойств, черт. Для связи единичного и общего используется категория особенное. Особенное для единичного выступает как общее, а для общего и всеобщего как единичное. (пшеница – единичное, злаковое – особенное, растение – общее или всеобщее. Рабочий – единичное, рабочий класс – особенное, народ – общее и всеобщее). Единичное, особенное, общее и всеобщее существуют объективно, независимо от воли и сознания людей. Они взаимосвязаны и переходят друг в друга. Единичные признаки у растений и животных в процессе эволюции могут стать особенными, а в дальнейшем – общими и всеобщими. Возможен и обратный процесс. Эту диалектику необходимо учитывать при рассмотрении общественного развития. Надо диалектически сочетать общие законы развития общества и индивидуальные особенности той или иной страны. Процесс познания идёт от познания единичного к познанию особенного, а затем общего и всеобщего. Но существует и обратный процесс познания: от всеобщего и общего к единичному. Важнейшей задачей науки является познание общего и всеобщего. Только так можно открыть законы природы и общества, потому что законы – это связи общие и всеобщие.
28. Категории «причина и следствие» и их роль в познании. Важнейшей связью, существующей в мире, является причинно-следственная связь. Причина – это явление, которое вызывает другое явление. А следствие – это результат действия причины. Причина и следствие существуют объективно. Они переходят друг в друга, меняются местами. В мире существует бесконечное множество причинно-следственных связей. (причиной отмены крепостного права в России стало развитие капитализма. Причину надо отличать от повода. Повод ускоряет действие причины, но сам не порождает следствие. (повод 1 МВ – убийство эрцгерцога, а причина – противоречие интересов двух блоков стран). Важнейшей задачей науки и практики является раскрытие причин, через познание следствий. Необходимо в первую очередь познавать общие, главные, внутренние причины, а затем – остальные.
29. Категории «необходимость и случайность» и их роль в познании. Необходимость – это то, что вытекает из внутренней природы развивающихся предметов, процессов, явлений. Случайность – это то, что непосредственно не связано с внутренней природой развивающихся предметов и что при данных условиях может быть, а может и не быть. (например социалистическая революция в России – явление необходимое, а мирное развитие революции в период двоевластия – это явление во многом случайное). Необходимость и случайность существуют объективно, т.е. независимо от воли и сознания людей. Они взаимосвязаны, переходят друг в друга. Необходимость пробивает себе дорогу через массу случайностей, а случайность есть форма проявления необходимости, дополняет её. Важнейшей задачей науки и практики является познание необходимости, только в этом процессе можно познать законы, ибо законы – это связи необходимые. Но в тоже время необходимо познавать и случайность. Надо способствовать развитию прогрессивных случайностей в обществе, природе и смягчать действие негативных, отрицательных случайностей, по возможности и устранять их.
30. Категории «содержание и форма» и их роль в познании. Каждый предмет имеет содержание и форму. Содержание – это совокупность всех элементов, частей, сторон предметов. А форма – это организация содержания. Форма подразделяется на внутреннюю и внешнюю. Внутренняя форма – это внутренняя организация содержания, а внешняя – это внешняя организация содержания (внешний вид). Содержание книги – это мысли, которые в ней изложены, внутренняя форма – язык, стиль, сюжет, внешняя – это объём, переплёт. Во взаимосвязи содержания и формы действует философский закон об определяющей роли содержания по отношению к форме и соответствии формы содержанию. Содержание определяет форму - это значит, что главной причиной развития формы является развитие содержания. Нормальным состоянием объекта является состояние, когда форма соответствует содержанию 31. Категории «сущность и явление» и их роль в познании. Каждый предмет имеет сущность. Если содержание – это совокупность всех признаков предмета, то сущность – это основные, внутренние, устойчивые признаки, которые характеризуют природу предмета и отличают его от других предметов. Сущность и явление существуют объективно. Явление – это форма обнаружения сущности. Сущность и явление взаимосвязаны и переходят друг в друга. Сущность обнаруживает себя через явление, а каждое явление существенно. Процесс познания идёт от познания явлений к познанию в начале неглубоких сущностей, а далее самых глубинных сущностей. Задачей науки и практики является познание сущности предметов, процессов и явлений, ибо познание сущности ведёт к познанию законов, т.к. закон – это связь в сущности объекта, или связь между сущностями разных объектов.
|