Барокко. Во Франции формируются сады, которые до середины XVII в
Во Франции формируются сады, которые до середины XVII в. относят к стилю барокко. Эти сады выходят за пределы замковых стен, но примыкают к ним и первоначально сохраняют замкнутый характер, ограничиваясь по периметру крытыми аллеями берсо (Берсо́ (фр. berceau) — крытая галерея из перекладин, установленных на опоры, вдоль аллеи или садовой дорожки. По её сторонам высаживают растения, ветви которых прикрепляют к каркасу из решётчатых стенок. Разрастаясь, они образуют сплошной зелёный тоннель.) или перголами, а также невысокими стенами палисадами. Планировка садов была простая в виде квадратов, имеющих внутреннее членение. Сады богато украшались цветниками, превратившимися в XVII в. в роскошные кружевные партеры бродери. Помимо цветов он вводит в партеры травы, стриженый буксус, а также «мертвый» материал песок, толченый кирпич, уголь. Водный элемент в каналах и изысканно оформленные водные партеры. Может быть целостное планировочное решение увязке дома с садом, развитию продольно-осевой композиции, единству всех частей и по возможности террасированию рельефа. Но и эти приемы реализуются по-своему. Все это предопределило появление нового стиля, который благодаря своей завершенности и непревзойденности в развитии регулярного стилевого направления получил название классического.
Модерн, модное течение в архитектуре и как следствие в саду, появившееся в конце XIX – начале XX в., он во многом сложен из элементов восточного сада. Имитируя идею свободного пространства, модерн упростил форму. Разнообразие элементов невелико. Господствует солитер, много свободного пространства. Линии дорожек, газонов, водоемов отличаются текущей плавностью изгиба и чистотой линий. Скорее всего, именно линии и являются самой характерной чертой этого стиля. Ему соответствуют растения, безусловно, на первом месте бородатый ирис (символ модерна), пионы, примулы, розы, лилии, нарциссы, лианы. Присутствуют обязательно – хмель, жимолость каприфоль, клематис. Многие декоративные элементы – беседки, перголы, скамьи, решетки, фонари, ограды - выполнены из кованного железа, соответствующего дизайна. Эти сады достаточно сложны в исполнении, требуют утонченного вкуса и чувства меры. Они дорогостоящи. Основные цвета чистые и контрастные: белый, синий, желтый, фиолетовый. Дополнительные, природные цвета – серый, голубой, терракотовый, черный. Открытые пространства поделены между газонами и мощениям. Причем газон всегда партерный. Украшают сад модерн декоративными элементами – вазами, скульптурами, садовой мебелью, выполненной в стиле модерн.
Классический сад (например царское село) - это регулярный сада. Его особенностью является террасированный ландшафт, обилие белого камня, балюстрад, лестниц, скульптур в античном стиле, оливковых рощ, кадочных культур. Здесь главенствуют строгая планировка с четкими геометрическими формами, прямые, мощенные камнем дорожки, правда, аллеи. В центре такого сада - правильной геометрической формы водоем с красивым фонтаном, часто это каскады водоемов опять же из-за террасированного характера сада. Цветники также имеют правильные очертания — овал, круг, квадрат. Растения высаживают в соответствии с задуманным рисунком. В качестве бордюра часто используется низко стриженный самшит. Многие декоративные культуры выращивают в красивых горшках или контейнерах из терракоты, больших кадках и выставляют у лестниц, соединяющих террасы. Деревья и кустарники — предмет постоянного ухода, так как для этого стиля характерны растения, стриженные в форме куба или шара, античной колонны, экзотической птицы. Симметричная планировка сада. Расположение сада на террасах с помощью подпорных стенок. Подчеркнутая архитектурность (каменное мощение, скульптуры, лестницы и т. д.). Большое количество водных сооружений. Использование топиарного искусства
Японский сад невелик по площади, каждая его деталь — будь то мостик, фонарик или зонтик - несет сложный внутренний смысл. Основной принцип японского сада - миниатюризация, акцент на ощущении спокойствия и отдыхе, созерцании природы. Пейзаж, созданный в японском саду, далек от естественной природы,. Некоторые сады подобны иероглифам, которые нужно уметь читать. Направление и изгиб искусственно выращенной ветки дерева, величина, форма и положение камня, материал покрытий, имитация волн на песчаном или гравийном покрытии — все это в условной форме рассказывает о замысле автора. Как маленький, так и большой сад состоит преимущественно из вечнозеленых деревьев, где зонтичная сосна — одна из ведущих пород. Японцы научились виртуозно использовать камни различных оттенков и форм. Даже в маленьком саду присутствует вода в виде миниатюрного озера, прудика, ручья или водопада. Но нередко используется лишь имитация воды, так называемые сухие ручьи, озера, созданные из камня и песка. Так называемый плоский сад практически создают из одного песка или гравия, мха и нескольких камней. Японский сад украшается антикварными предметами, каменными фонарями и вазами. Наиболее важные аксессуары стиля: бамбуковые ограждения (циновки и заборы), прохладные водоемы с переходом в виде отдельных камней или мостиков. Очень редко, только по необходимости, используются цветы, высаживаемые в виде цветовых пятен. Здесь царствуют хвойные культуры, сакуры, восточные виды кленов, рододендроны, ирисы, пионы, злаковые травы.
|