Дизайн в творчестве испанского архитектора А. Гауди (нач.XX в.)
Деятельность Гауди представляла огромный интерес еще и потому, что мастер занимался не только возведением зданий. Как настоящий архитектор, он создавал самые разные конструкции: от предметов мебели и быта до крупных жилых и садово-парковых комплексов Тогда же Гауди разработал проекты и затем создал по ним мебель для собственного дома. Так, например, в 1878 году появился знаменитый стол Гауди. Он часто использовал всевозможные параболообразные арки, гиперболоиды, спирали, наклонные колонны. Подобные применявшиеся Гауди детали и геометрические линии опередили не только архитектуру второй половины XIX столетия, но и инженерные решения следующего, XX века. Во второй половине 80-х годов XIX века Антонио Гауди создает постройки, стиль которых выдержан в русле так называемого городского дизайна. В те годы появились проекты типового киоска, предназначенного для торговли цветами, и нескольких осветительных столбов для улиц и площадей Барселоны. А газовые фонари, созданные по проекту Антонио Гауди, можно увидеть и сейчас на Королевской площади (Плаца Регал) в Барселоне. Основание для них сделано из камня, а остов – из железа.
Идея единства всего живого была важнейшей для Гауди. Его архитектура, со стенами, извивающимися как змеи и крышами с гребнями, похожими на чешую дракона, населена причудливыми существами, фигурами людей и животных, усеяна деревьями и цветами из камня. «Гауди — это не органическая, а органичная архитектура, не имитация.Символика всегда занимала значительное место в творчестве Гауди, постоянно и разнообразно входя в его произведения. И хотя' он часто использовал те же образы, что и последователи символизма в других-странах Европы, ему удалось, создать свою мифологическую вселенную, состоящую из множества сложных и многозначных знаков и образов.Во внешнем убранстве-реализуется мощный декоративный талант Гауди и его символические установки. Особенно это заметно в таких работах, как Парк Гуэль, дом Мила и, конечно, храм Саграда Фамилия (Святого Семейства). Несмотря на то, что в основе этих произведений лежит архитектурный замысел, именно декор, скульптурные формы привлекают внимание в первую очередь, воплощая определенную художественную программу, имевшую для Гауди принципиальное значение. Орнамент и цвет также имели большое значение для Гауди, вероятно, поэтому мастер часто применял яркий орнамент из керамики для украшения фасадов, также как и разнообразные образно-пластические детали. И в каждый из используемых декоративных элементов Гауди вкладывал особый смысл, а иногда само здание становилось олицетворением того или иного символа, как, например, дом Бальо, больше напоминающий огромную, полую скульптуру, чем жилой дом или дом Мила, ставший последним законченным сооружением Гауди и основанный исключительно на каталонской культуре и христианской религии. В этих сооружениях проявился стиль, свойственный зрелому творчеству Гауди, в котором конструкция, тема, внешнее убранство и функция соединены в единое целое. Парк Гуэль
+ материал старших курсов.
В плане парка Гуэль было предусмотрено также сооружение здания для привратника, рынка, театра и часовни. Была в маленьком городке и своя главная площадь. На территории парка не должно было быть клиники, ресторанов, кафе, гостиниц и фабрик – словом, всего того, что могло бы доставить неудобства соседям. Во время застройки не разрешалось также вырубать особенно большие деревья. Знаменитая волнистая скамья была сооружена в парке Гуэль в период с 1907 по 1910 год. Каждое из сооружений, находящихся на территории парка Гуэль, представляет собой конструктивно и стилистически завершенное произведение, а потому заслуживает пристального внимания. С этой точки зрения интересны и главный вход в парк, и храм, украшенный каскадом, и бесконечная скамья с волнистой спинкой, и дорога протяженностью в 3 км. Наиболее значительными по размерам постройками являются два павильона, расположенных у входа в парк. Один предназначен для размещения привратника, а во втором находятся зал ожидания (для гостей), туалетные комнаты, кабинет с телефоном и несколько контор. . Лестница, отделанная керамической плиткой, поднимаясь вверх, раздвигает подпорные стены храма. В них встроены два грота, один из которых использовался в качестве складского помещения,а второй, укрытый параболическим сводом, – для размещения экипажей. Пространства, образованные двумя ветвями лестницы, на различных уровнях оформлены по-разному. для отдыха можно воспользоваться скамьей, защищенной от ветров высокой спинкой и открытой для теплых солнечных лучей. Многочисленные колонны составляют основу архитектурной композиции дорического храма.. А над высоким карнизом, украшенным по всей длине львиными головами, тянется спинка бесконечной скамьи. мастера заделывали швы и облицовывали поверхность стенок скамьи колотой керамической плиткой. Сооружения, построенные в парке Гуэль, являются, пожалуй, единственным в мировой архитектуре примером того, сколько существует всевозможных комбинаций сочетания мертвых каменных архитектурных построек с зеленью живых растений. Многочисленные колонны, то и дело встречающиеся на пути туриста, путешествующего по парку, напоминают застывший во времени и окаменевший доисторический лес.
Дом Милa Дом МилаПроект этого здания Гауди стал новаторским для своего времени: продуманная система естественной вентиляции позволяет отказаться от кондиционеров, межкомнатные перегородки в каждой из квартир дома можно перемещать по своему усмотрению, имеется подземный гараж.. Здание представляет собой железобетонную конструкцию с несущими колоннами без несущих и опорных стен. Уникальные кованые решётки. Три внутренних дворика — один круглый и два эллиптических — являются характерными элементами оформления, к которым архитектор постоянно обращался, чтобы наполнить помещения в своих зданиях достаточным количеством света и свежего воздуха. Почти в каждом помещении имеется окно, в которое поступает дневной свет, что для того времени было в новинку. Все хозяйские комнаты выходят на улицу либо во внутренний двор квартала, окна хозяйственных помещений и комнат прислуги выходят в три внутренних дворика. Таким образом, Гауди смог создать довольно жесткую и прочную конструкцию, по внешнему виду напоминающую зонт, верхняя часть которой служит основанием для небольших кирпичных сводиков, имеющих конический профиль.
Саграда Фамилиа. 1883 год Строительство собора не завершено до сих пор. По замыслу Гауди, все три фасада Саграда Фамилиа должны были иметь стилистически одинаковое оформление и увенчиваться четырьмя высокими башнями криволинейных очертаний. Архитектор намеривался возвести храм длиной 110 и высотой 45 м, с 12-ью башнями – по числу апостолов. Огромных колоколен было задумано четыре Планировалось возвести три фасада, рассказывающих о различных эпизодах из жизни Христа: «Рождество», «Страсти Христовы» и «Воскрешение». Фасады должны были украшать огромное панно и рельефы на соответствующие темы. Архитектура дверей фасада Рождества призвана символизировать в общей композиции основные добродетели. А установленные рядом спиралевидные колонны, опирающиеся на панцири гигантских черепах, являются символами образов Иосифа и Марии. Ни одна из деталей общей композиции не оказывается лишенной своего внутреннего смысла. Новыми элементами в композиции интерьера храма стали светильники, размещенные в главном нефе собора, а также установленные в разных частях храма различные предметы церковного обихода и мебели. Большинство из них были созданы по проектам, авторство которых принадлежит самому Антонио Гауди. В те же годы Гауди создает проекты оформления интерьеров капеллы и церковной утвари, а также аллегорической кавалькады, созданной в память о поэте Винсенте Гарсиа. Тогда же Гауди работал и над созданием чертежей столбов электрического освещения для набережной, павильона сада дворца Комильяс и маяка для набережной. Упомянутые выше произведения Гауди заставляют думать ценителя архитектуры о том, что именно городской дизайн стал настоящим призванием испанского мастера. Однако это не совсем так. Доказательством творческих новаторских поисков Гауди является проект летнего домика, По проектам испанского мастера были изготовлены многочисленные витражи. По заказу епископа, на них были нанесены не изображения, а надписи титулов Марии. Но и такие витражи представляли собой произведения искусства. Необходимо отметить тот факт, что Гауди занимался не только проектированием стен дома Кальвет. Ему также принадлежит авторство и элементов декора внутренних помещений. Среди них можно назвать разработку рисунка полов, плоских потолков и обоев для отделки внутренних помещений здания. По проектам самого архитектора была сделана также и мебель, которая ныне хранится в музее зодчего в парке Гуэль
|