КОЛОРИСТИКА ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ, ПРИНЦИП РЕШЕНИЯ ДИЗАЙНЕРСКОЙ ЧАСТИ АРХ. ПРОЕКТА
Архитектурная колористика городской среды - совокупность приемов и методов формирования гармоничного облика всех совместно визуально воспринимаемых объектов на городских территориях (как природных, так и искусственных: зданий, сооружений, малых архитектурных форм, мощения, цветников, высокой зелени и т.д. Колористика города обусловливается четырьмя факторами: природно-климатическими условиями, структурой города, исторической архитектурной полихромией и цветовой культурой общества. Колористика города фиксируется тремя данными: структурой — связями и конструкцией цветовых масс, хроматическим содержанием — цветовой палитрой, динамикой — мерой подвижности структуры и ее хроматического содержания в прост-ранстве и времени. Колористика города выполняет утилитарную и художественно-эстетическую функции. Ее формирование обусловлено комплексом факторов и происходит в результате сочетания ее самостановления и профессионального управления. Связи и конструкция цветовых масс города зависят от функционально-пространственной структуры города, взаимного расположения центра, общественных, жилых и промышленных зон, от формы и функциональной наполненности улиц и площадей, характера застройки. Различается макроструктура (на уровне зон города), мезоструктура (на уровне отдельных массивов застройки, улиц и площадей) и микроструктура (на уровне зданий и сооружений) колористики города. Цветовая палитра колористики города зависит от природных и искусственных цветов, цвета строительных материалов, цветовой культуры жителей. Эта палитра, как правило, содержащая множество цветовых совокупностей, имеет доминирующие цвета, которые создают общий колорит цветовой среды, а также акцентные цвета, которые служат для выделения каких-либо объектов. Утилитарная функция колористики обеспечивает указание, сигнализацию, ориентацию в пространстве города, создает оптимальные условия зрительного восприятия, позволяющие в течение длительного времени поддерживать высокую работоспособность глаза, вызывать психологические реакции, лежащие в основе устойчивых положительных эмоций. Художественно-эстетическая функция колористики состоит в том, чтобы вызвать у жителей города эстетические переживания, на основе которых возникают запоминающиеся художественные образы городской среды. Подвижность колористики города связана с подвижностью природной полихромии, изменениями городской среды, развитием цветовой культуры, особенностями восприятия. Пример: 1. Нью-Йорк – однообразие, монохромия небоскребов, яркие пятна вносят сигналы уличного движения и такси. 2. Рим – мягкие тона, не противоречат историческим зданиям, оживления вносят яркие палатки и машины, что подчеркивает сдержанность окружения. 3. Маленькие итальянские города – соответствие живописного характера его структуры и богатство полихромии. Красочность такого типа города возникает от расцветки домиков, жители которых окрашивают их в любые цвета.
|