Гендерные аспекты толерантности
Негативные проявления несформированной толерантности с гендерным аспектом: домашнее насилие, торговля людьми с целью сексуальной эксплуатации, избегание жестокости армейской службы, социальное сиротство, безработица и текучесть кадров, основанные на безнаказанности сексуальных домогательств, изуродованная психика и разбитые судьбы. Особенно остро такие проблемы касаются «женского вопроса», отстаивания женщинами своих групповых и индивидуальных прав в политической, экономической, социально-культурной, семейной сферах. С силу специфики российской истории (особенно в советский период) наша страна дала толчок для освобождения женщины от «домостроевской» доктрины в начале 20-го века и способствовала активной смене гендерных ролей, что послужило формированию более активной и общественно-ориентированной женщины-россиянки. В период постсоветской истории можно наблюдать отсутствие целенаправленной гендерной политики, что порождает новые гендерные конфликты уже в общественной жизни, препятствует установлению демократического строя. Толерантность - готовность предоставить другому человеку такие же как у самого себя права и обязанности, и выражается в стремлении достичь взаимного понимания и согласования самых различных мотивов, не прибегая к насилию, а так же уважение к чужой традиции и образу жизни в сочетании с установкой на взаимное изменение позиций в результате критического диалога. Некоторые необходимые определения: Гендер (социально-культурный пол) формируется под воздействием группы факторов социального порядка. Физиологический фактор дополняется стереотипами общества по отношению к мужчинам и женщинам в выполнении их социальных ролей. Гендерная толерантность - непредвзятое отношение к представителям другого пола или другого отношения к полу, недопустимость априорного приписывания человеку недостатков другого пола, следования стереотипным мнениям, выражения превосходства, проявления дискриминации по признаку как биологического (мужчина-женщина) пола, так и социально-культурного (сконструированного и/или с которым происходит идентификация) пола. Совокупность всех культурных составляющих личности получило название гендерного дисплея (термин ввел Гоффман). Проблематика «войны полов» по-прежнему не искоренена в мировоззренческом спектре. Важнейшими принципами толерантности в отношениях между полами являются следующие: 1.Сотрудничество, дух партнерства между представителями полов, группами; 2. Готовность принимать мнение противоположного по полу партнера, либо партнера, имеющего иное отношение к полоролевым установкам; 3. Уважение человеческого достоинства не зависимо от биологического или социально-культурного пола, половой самоидентификации; 4. Уважение прав другого; 5. Принятие другого таким, какой он есть, без априорного наделения его стереотипными недостатками; 6. Способность поставить себя на место другого; 7. Уважение права быть иным; 8. Признание многообразия подходов к половой и гендерной самоидентификации; 9. Признание равенства; 11. Отказ от доминирования, причинения вреда и насилия. Позитивные аспекты развития толерантности (в т.ч. гендерной): - обеспечивает гармоничное мирное сосуществование представителей, отличающихся друг от друга по полу или различным признакам, по сексуальности; - служит общественным гарантом неприкосновенности и ненасилия по отношению к полоролевым установкам и легализует их положение с помощью закона - предоставляет конструктивный выход из конфликтных ситуаций; - ориентирует отношения на соблюдение равноправия, уважения, свободы личности на основе не детерминированной биологически философии и мировоззрения; - служит основой для нормализации психологической атмосферы в личной жизни индивидуума, в группе, обществе - формирует и развивает гендерное самосознание; - обеспечивает позитивную гендерную и социальную самоидентификацию; - поддерживает и развивает самооценку личности, группы; - является совершенным образцом организации жизнедеятельности в семье и социуме; - обеспечивает успешную социализацию не зависимо от биологии; - развивает нравственное понимание, сопереживание, умение лояльно оценивать поступки других; - развивает готовность к общению, сотрудничеству, взаимообогащению и пониманию; -- создает условия для безопасного проявления дивергентности, творческой активности; - позволяет получить счастье от общения с представителями иного пола и осознание своей индивидуальности, от признания группой и миром в целом; - повышает качество жизни индивидуума, группы и общества в целом. Толерантность – это мирное сосуществование людей с различной историей, культурой и идентичностью. (Уолцер, Майкл) Следуя логике этого определения гендерную толерантность можно охарактеризовать как мирное сосуществование (подразумевая определенную степень взаимопонимания) между мужчиной и женщиной в общественной, экономической, политической сферах и частной/семейной жизни. В политической сфере это проявляется в создании специальных государственных институтов, программ и стратегий, направленных на достижение «подлинного равноправия» между полами, оказании финансовой помощи женским организациям со стороны руководства страны (гендерный баланс "50 на 50") по поддержанию баланса полов в органах представительной, исполнительной и судебной власти. В экономической сфере предпринимается работа по достижению «одинаковой заработной платы за одинаковую работу». Роли в семье также меняются, ведется пропаганда отцовства – создания нового имиджа мужественности через СМИ, чтобы мужчины стали более ориентированы на семью и детей. Изменение стереотипов в отношении полов, которое является необходимым условием достижения гендерного равноправия - процесс крайне длительный и сложный. В современной России наблюдается гендерная интолерантность. Гендерная толерантность и иммиганты. Например, группа иммигрантов может желать сохранить традиционные обычаи заключения брака по договоренности родителей, или традиционные правила развода, что и в том, и в другом случае может быть весьма неблагоприятным для женщин. У представителей различных национальных меньшинств свои подходы к гендерным отношениям и к гендерной толерантности. В современном национальном государстве право на защиту от принуждения стоит выше семейных ценностей культурного или религиозного меньшинства, т.е. толерантность по отношению к индивидууму преобладает над толерантностью к группе. Здесь вступает в противоречие «уважение культурного разнообразия» и право свободы выбора каждого индивидуума - и женщин и мужчин - что идет в разрез с понятиями традиционных обществ, где женщина не считается полноправным и независимым индивидом. Толерантность со стороны национального государства к иммигрантским обществам и их традициям должна сочетаться с толерантностью к нормам и стилю жизни в государстве, куда они прибыли.
23. Понятие и уровни социального партнерства Понятие социального партнерства содержится в ст. 23 ТК РФ Социальное партнерство — система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.
|