Действенный дуэтный танец
Усвоив чисто танцевальную структуру па-де-де, можно приступить к сочинению дуэтов, развивающих драматургию балета, то есть к сочинению действенных танцев. Начну с «Жизели». Вся первая танцевальная сцена Жизели и Альберта – это, конечно, дуэт. Наивная и доверчивая девушка встречается с юношей, который уверяет ее в своей любви. Жизель не может не верить ему, но все же прибегает к «испытанному средству» – гадает на ромашке: «любит, не любит». Цветок говорит, что нет. Она с досадой бросает его, но Альберт, обрывая другую ромашку, доказывает обратное. И вот они, счастливые и довольные, резвятся в веселом танце, радуясь солнцу, жизни, молодости и любви. Хотя этому балету больше ста сорока лет, мы восхищаемся тем, как он сочинен – просто, правдиво и прекрасно по форме. Думаю, он служил и будет служить добрым примером для многих балетмейстеров и нашего времени. Хочу напомнить вам некоторые дуэты-диалоги. Возьмем «Ромео и Джульетту» Лавровского. Там есть выразительнейшие дуэты Джульетты и Ромео: в келье у Лоренцо, в спальне Джульетты и другие. Но есть еще и танцевальные диалоги Джульетты и Кормилицы, Джульетты и Париса. Эти танцы тоже развивают действие, без них многое осталось бы недосказанным. А вот пример диалога двух мужчин, Отелло и Яго, в балете Чабукиани. Как великолепно сочинил его автор – не требуется никаких словесных пояснений для того, чтобы понять его смысл. Танцевальный диалог двух женщин, Марии и Заремы, вам известен. Без этого диалога не мог бы существовать балет «Бахчисарайский фонтан». Дуэты Ферхада и Ширин, Фригин и Спартака и других героев балетов Григоровича рисуют взаимоотношения этих действующих лиц. На дисциплине «Классическое наследие прошлого» вы будете изучать хореографию этих балетов, разбирать структуру их сольных и дуэтных танцев, монологов и диалогов, познакомитесь с теми приемами, которыми пользовались разные балетмейстеры в решении стоящих перед ними задач. А сейчас вспомним некоторые дуэты из широко известных балетов, например «Эсмеральды» Ж. Перро. В сцене бала, куда Эсмеральда приглашена для развлечения гостей, она вдруг видит своего возлюбленного Феба рядом с его невестой и понимает, что обманута. Отчаяние охватило девушку, она хочет бежать, но Гренуар останавливает ее: она должна танцевать. Но как танцевать? Сердце разрывается от горя. В адажио, которое она исполняет с пытающимся подбодрить ее Гренуаром, Эсмеральда как бы невольно выражает свои глубокие переживания. Вот-вот она лишится чувств, но преданный поэт бережно поддерживает Эсмеральду. Кульминация танца наступает в вариации, в простом па-де-бурре на пальцах, которое она исполняет со все большим нарастанием, с огромным накалом чувств и под конец сникает, упав на одно колено. Главная мысль танца – страдание отвергнутой цыганки, которая из-за своего «низкого происхождения» не может быть ровней аристократу. А в третьем акте «Бахчисарайского фонтана», в адажио Марии и Гирея, главная мысль – протест против насилия. Мария никогда не примет любви кровавого тирана. Гирей может воспользоваться ее физической слабостью, ведь здесь все в его власти, но он не хочет безответной любви и в надежде, что Мария в конце концов привыкнет е нему, удаляется. Одиллия в третьем акте «Лебединого озера» делает все, чтобы очаровать принца. Ее цель – разбить, разрушить любовь Одетты и Зигфрида. Все адажио подчинено этой мысли. В адажио второго акта «Медного всадника» Евгений объясняется в любви своей милой Параше и делает ей предложение, надевая на пальчик колечко. Главная мысль дуэта – мечта о взаимной и чистой любви, о безоблачном счастье. Видите, какое разное содержание лежит в основе каждого из названных адажио. Хотя все они объединены темой любви, но какая разная любовь заключена в них! Содержание этих дуэтов, образы действующих лиц определили и танцевальную форму каждого, и потому они так не похожи.
Трио. После того как мы освоили соло и дуэт, поговорим о трио. В балетах прошлого классическая форма трио – па-де-труа. Она состоит из а) адажио, б) первой женской вариации, в) мужской вариации, г) второй женской вариации и д) коды. Трио может быть сочинено и в других вариантах. Так, в первом акте «Дон Кихота» короткую и живую вариацию танцует Базиль с двумя подругами Китри. В «Корсаре» Петипа сочинил па-де-труа для трех солисток, состоящее из антре, вариаций каждое из них и коды. Следовательно, танцы для трех солистов могут быть сочинены в четырех вариантах: три женщины, трое мужчин, две женщины и один мужчина и двое мужчин и одна женщина.
|