История художественного образования в России
ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ В XIX ВЕК Характерной особенностью художественной жизни России XIX века является активный поиск форм и методов художественного образования и воспитания членов общества. Открытие в этой связи художественных школ в различных городах, издание художественных объединений и организаций, пропаганда искусств через выставочную и издательскую деятельность. В 1804г. школьным уставом рисование вводится во все уездные училища и гимназии. Примерно в то же время открывается Арзамаская художественная школа. Инициатором создания данной школы выступил А. Ступин. Данная школа представляла своеобразный вариант академической системы, переработанный с учетом потребностей и возможностей художественной жизни в провинциальном городе России. Преобразование Строгановского училища в 1860 г. его выпускникам, получившим диплом ученого рисовальщика, представлялось право, занимать места преподавателей рисования в различных гимназиях, в уездных и других равным им училищах. В 1925 году в Москве графом Строгановым была открыта школа рисования в отношении к ремеслам и искусству. В отпечатанном объявлении об открытии школы говорилось: «Цель сего заведения состоит в том, что молодым людям от 10 до 16 лет, посвящающим себя разного рода ремеслам и мастерствам, доставляет случай приобрести искусство рисования, без которого никакой ремесленник не в состоянии добавить изделиям своим возможное совершенство. В деле организации художественного образования в России большую роль сыграло общество поощрения художников, основанное в 1820 году и переименованное в 1882 в Императорское общество поощрения художеств. Так, в 1839 году обществом была организована рисовальная школа для вольноприходящих. Школа предназначалась преимущественно для ремесленников и фабричных рабочих, которым по роду своей деятельности было необходимо знание рисунка. Эта школа, по мысли устроителей, должна была стоять во главе всех других таких же школ, которые предполагалось завести в главных мануфактурных центрах России. При школе было воскресное отделение. Кроме того, общество открыло воскресную школу при технологическом институте, а в последующие годы ряд других отделений. В конце XIX и начала XX века Постоянной комиссией Русского технического общества в С.-Петербурге были созданы и работали Васильеостровские, Лиговские, Мало-Охтенские классы черчения и рисования для рабочих на 400 мест. Почти одновременно с Русским технический обществом было создано и Московское общество по распространению технических знаний (1869), при котором с 1871 г. стал функционировать учебный отдел. Это общество также занималось организацией воскресных классов технического рисования, ориентированных на вовлечение рабочих, занятых в промышленном производстве, где характер профессии требовал знаний по черчению и рисованию. Внесли свою лепту в дело создания различных художественно-промышленных учебных заведений и Московское общество инженеров и педагогов, Политехническое общество (1877), Московское художественное общество, имевшее с 1893 г. на своем содержании училище живописи, ваяния и зодчества, и др. В 1871 году Академией художеств была создана Комиссия, которой было поручено разработать программы по рисованию для общеобразовательных средних учебных заведений. Такая программа была издана в 1872 году. Она состояла из четырех отделений: Отделение I. Рисовальное черчение проволочных моделей. Отделение II. Упражнение в рисовании геометрических тел. Отделение III. Рисование гипсовых орнаментов, частей масок и лиц, а также камней, травы с фотографий. Отделение IV. Рисование масок, сложных орнаментов (с гипса). На рубеже XIX и XX веков наряду с ростом воскресных и вечерних школ, классов рисования и черчения зарождается еще одна краткосрочная форма распространения графических знаний - временные курсы графических искусств для учителей общеобразовательных школ. Такие курсы предназначались для повышения квалификации учителей, занятия проводились в летнее время в течение 5-6 недель при 2-5 часовой ежедневной нагрузке, программы по рисованию, черчению и чистописанию обычно были рассчитаны на 2-х летний курс. Курсы пользовались успехом у учителей, т.к. большинство из них имело недостаточную художественную подготовку, а с ростом школ и введением в учебные планы черчения и рисования потребность в учителях данных предметов все время возрастала. Своеобразным и необходимым значением в этой связи было создание в 1901году в Петербурге Общества учителей рисования. Взгляды общества выражал начавший издаваться в этом же году журнал «Вестник учителей рисования». Подводя итог вышеуказанному, необходимо отметить – художественное образование в России в XIX в.подготовило фундамент для становления и открытия в XX в. специальных учебных заведений по подготовке учителей изобразительного искусства
|