Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Вопрос 33. Законодательный процесс в древних Афинах




 

Закон (nomos) был выше, чем решение (psephisma) Народного собрания. Практически весь корпус афинских законов был создан великими реформаторами: Драконтом, Солоном и Клисфеном, поэтому законотворчество в Афинах было ограничено периодическим пересмотром старых законов.

В первом собрании Экклесии в первую пританию года, помимо выборов и проверки чиновников ставился вопрос перед народом: все ли законы необходимо сохранить в прежнем виде. Если нахо­дилось предложение об изменениях, то решение об этом прини­малось посредством поднятия рук и автор этого заявления вносил в Совет 500 проект нового закона с проектом отмены старого.

Совет рассматри­вал законопроект и приводил его в форму проблемы. Проблемы выносилась на рассмотрение Экклессии на третьем собрании той же притании. В этот временной промежуток законопроект публи­ковался - вывешивался возле здания Совета 500 для ознакомле­ния с ним граждан.

В третьем собрании народ путем поднятия рук решал, отвергнуть проблему либо утвердить. После того, как проблема принималась, она направлялась в коллегию номофетов. Эта коллегия появилась в Афинах достаточно позд­но, в 403 г. до Р.Х. выбиралась она среди членов жюри присяжных. Выборами этой коллегии заведовали проэдры. Она состояла из 1001 человека. Кроме номефетов назначалось 5 синдиков, роль их состояла в обвинении и защите того закона, изменения кото­рого предусмотрены повесткой дня и решением собра­ния. Над номофетами председательствовал эпистат проэдров вместе со всей своей коллегией.

Номофеты рассматривали зако­нопроект в порядке обычного судебного заседания (предлагавшие новый закон выступали в роли обвинителей старых законов, а синдики в роли их защитников) и выносили решение большинством голосов. В случае одобрения номофетами проекта он становился законом. После того, как закон был принят, он направлялся в коллегию фесмофетов (официальные хранители законов). Там производилась окончательная проверка и его публикация.

Обжаловать решение номофетов по иску мог любой гражданин, но решение все равно принимали номофеты. Таким образом, номос Афин с 403 г. начинался со слов "Номофеты решили...", а решение собрания "Совет 500 и народ решили...".

В случае противозаконности предложения, сделанного в народном собрании, мог быть возбужден процесс. В случае выявления противоречия между законопроектом и основами политического и общественного строя Афин, виновный подвергался денежному штрафу, а в особо серьезных случаях ему грозила смертная казнь.

 

 

Коллегия номофетов:

номофеты – судьи

синдики - прокуроры и адвокаты

притания (коллегия из 10 членов Совета 500) - жюри присяжных

 

Вопрос 38

Система государственных должностей в древних Афинах согласно «Афинской политии» Аристотеля.

!!! Настоятельно советую всем прочитать десятистраничное приложения – вырезка из афинской политии, касающаяся госдолжностей. Ее краткое изложение приведено ниже.!!!

 

Общие

 

На все вообще должности, входящие в круг обычного управления, афиняне выбирают кандидатов по жребию, за исключением некоторых (военных и иных).

Совет состоит из пятисот членов, избираемых по жребию, по 50 от каждой филы. Обязанности пританов исполняет каждая из фил по очереди, как выпадет жребий, первые четыре — по 36 дней каждая, а следующие шесть — по 35 дней каждая (как известно, афиняне считают год по луне). (3) Те из состава Совета, которые несут обязанности пританов получая за это деньги от государства. Затем они собирают и Совет и народ — Совет ежедневно, кроме неприсутственных дней, а народ — четыре раза в каждую пританию. При этом они составляют программу, сколько дел и что именно предстоит обсуждать Совету в каждый день и где должно происходить заседание.

Совет и администрация

Совет распоряжается большинством дел совместно с остальными властями.
Прежде всего есть десять казначеев Афины. Избираются они жребием по одному из каждой филы — из класса пентакосиомедимнов (1 класс по имуществ. цензу).

Далее, есть десять полетов. Избираются они жребием по одному из каждой филы. Они заключают все арендные контракты, устраивают торги на разработку рудников и на сбор податей совместно с казначеем воинской казны и лицами, избранными для заведования зрелищным фондом.

Затем есть десять аподектов, избираемых жребием по филам. Получив списки, они отмечают вносимые деньги в присутствии Совета в булевтерии и возвращают списки обратно государственному секретарю. Таким образом, если кто-нибудь пропустит срок платежа, его имя там записано, и он должен вносить сумму долга в двойном размере или, в противном случае, подвергнуться заключению.

Еще избирают члены Совета из своей среды десять логистов, которые обязаны проверять отчетность у должностных лиц в каждую пританию. Далее, они избирают жребием эвфинов по одному из каждой филы и по два товарища при каждом из эвфинов, которые должны в дни собраний заседать возле эпонима каждой филы.

Еще назначают по жребию коллегию одиннадцати. Эти лица должны иметь под своим ведением содержащихся в тюрьме узников и подвергать смертной казни взятых под арест воров.

Архонты

Что же касается так называемых девяти архонтов, то выше было уже сказано, каким образом с самого начала производилось их назначение. В настоящее время избирают по жребию шестерых фесмофетов и секретаря к ним, кроме того, архонта, басилевса и полемарха — одного из каждой филы по очереди. (2) Они подвергаются докимасии прежде всего в Совете пятисот — все, кроме секретаря, а этот последний — только в суде, как и прочие должностные лица (все, избранные и жребием и поднятием рук, вступают в должность лишь после докимасии), девять же архонтов — и в Совете, и вторично в суде. При этом в прежнее время тот, кого отвергал на докимасии Совет, уже не мог вступать в должность, теперь же допускается апелляция в суд, и этому последнему принадлежит решающий голос в докимасии.

Фесмофеты имеют полномочия прежде всего назначать, какие судебные комиссии и в какие дни должны творить суд, затем передавать руководство этими комиссиями должностным лицам; эти последние действуют сообразно тому, как укажут фесмофеты.

Афлофеты

Наконец, народ избирает по жребию еще десять афлофетов по одному от каждой филы. Они подвергаются докимасии и после этого остаются в должности в течение четырех лет.

На их обязанности лежит устраивать процессию на Панафинеях, музыкальное состязание, гимнастическое состязание, конское ристание, заказывать облачение, совместно с Советом заказывать амфоры и давать борцам оливковое масло.

Иные должности

Должности, избираемые поднятием рук

Избирают поднятием рук также и на все военные должности, в том числе десятерых стратегов (военоначальников) — прежде по одному от каждой филы, а теперь из всего состава граждан.

Судебные должности

Судьями могут быть люди, имеющие свыше тридцати лет от роду, при условии если они не состоят государственными должниками или не лишены гражданской чести.

 

Вопрос 39

Правовое положение групп населения в древних Афинах.

(По лекции)

Население делилось на три основных категории:

1. Граждане

2. Метеки

3. Рабы

4. Вольноотпущенники (апелеферы)

 

 

Граждане

Условия приобретения гражданства:

1. 3 поколения предков должны были быть гражданами Афин.

2. Рождение в законном браке и прохождение регистрации.

Регистрация: мальчиков с 4 лет приносили дему и предлагали внести их в список.

Процесс установления гражанства в суде – Докимасия. По заявлению отца суд мог признать мальчика незаконным.

Девочки не вносились в списки, об их наличие просто объявлялось на собрании.

 

После 18 лет мальчик обязан пройти 2 летнюю военную службу и только после этого он получал политические права.

· Isegoria - право свободно говорить на различных политических собраниях и выдвигать предложения в Экклесии.

· Isonomia - право участвовать в заседаниях Народного собрания, голосовать на них; в общем смысле это право допуска к должности в полисе. (Право избирать и быть избранными).

· Parresia (приблизительно означает "свобода слова, печа­ти"). Условием свободы слова в полисе было право adeia -не привлекаться к суду за речи на собраниях.

Экономические права граждан:

· Только гражданин мог обладать собственностью.

· Освобождение от налогов.

· Получали дотации от государства.

Обязанности:

· Поголовная военная обязанность.

· Выполнение почетных литургий (для богатых):

1. Построить военный корабль.

2. Устроить соревнования.

3. Устроить театральное представление.

Иск антидоксии – иск о том что бы другой проводил литургию.

Метеки

· Платят все налоги + подушная подать за пребывание в Афинах.

· Отсутствие политических прав.

· Экономические права осуществлялись лишь при посредничестве граждан.

· Призыв в случае войны.

 

Рабы

Панс (мальчик) – название рабов.

 

Неодушевленное орудие труда

Жизнь раба не охранялась

Имели возможность укрыться в святилище Зевса и их продавали другому хозяину.

Демосяи – государственные рабы.

Вся полиция в Афинах состояла из рабов.

 

Вопрос 40

Суд и процесс в Древних Афинах.

 

Иски

       
   

 


Публичные Частные

 

Иски

Иски

       
   


Устные Письменные

На сов факт дейстие

 


На совершение процессуального действия

 

 

Доказательства:

1. Свидетели

2. Ссылка на закон.

3. Документ

Пытка и клятва не доказательство, а только их подтверждение.

 

Источники права:

1. Физис – естественное право.

2. Номос – формальный закон.

3. Псефизма – постановление народного собрания по конкретному делу.

Не было четкого деления права.

 

 

Вещное право греков защищалось целым рядом исков. Ис­ковое производство было очень развито в Афинах. Из­вестен негаторный иск dike exouls который включал в себя два, непременных условия:

1) истец должен был быть собственником;

2) подлежал доказыванию факт нарушения его владельческих прав (exageim). Самым лучшим видом доказательства права соб­ственности на защищаемую вещь по негаторному иску было пре­дыдущее решение суда. Признанный виновным в нарушении чужих владельческих прав платил штраф, размер которого уста­навливался судом.

 

Суд

 

Ареопаг – высшая судебная инстанция, состоял из бывших архонтов.

Рассматривал дела об убийствах:

1. Ядом.

2. Кинжалом.

3. Колдовством.

 

Суд эфетов

Рассматривал другие уголовные дела.

 

Гелиэя – суд присяжных (6000 тысяч человек).

Избирались на 1 год.

 

Суд диетов (мировой суд) – судьи выбирались из пожилых людей (за 60) – цель примирить стороны.

 

Вопрос 41. Древняя Спарта: законодательство Ликурга

По учебнику Исаева

Исследователи считают эпоху законодательства легендарного царя Ликурга (IX) эпохой дорийского синойкизма. Именно в это время Ликург разделил народ на филы и обы (obai).Еще был введен общегосударственный культ Зевса Геллания и Афины Геллании. Синойкизм также наглядно проявился в том, что в Лаконике существовал только один город дорийцев – Спарта, от названия которого получили свое прозвание и жители этой местности.

Ликург ввел в государственную жизнь самый настоящий коммунизм, сделав собственником земли государство, которое распределяло земельные наделы kleroi только среди граждан. Отчуждать эти наделы воспрещалось, если они становились вымороченными, то государство само заботилось своей судьбе. Известны ретры (постановления) Ликурга против роскоши, против употребления золота и серебра. Ликург разрешал строить спартиатам дома только при помощи пилы и топора. Известно также «спартанское воспитание», которое он постановил давать всему подрастающему поколению за государственный счет. Более подробно об этом сказано в биографии Ликурга написанной Плутархом.

Плутарх о законодательстве Ликурга (выдержки из хрестоматии)

Самым важным преобразованием Ликурга было учреждение Совета старейшин (герусии). Власть старейшин (геронтов) была поставлена в середине между демократией и деспотизмом и уравновешивала их (принимая то ту, то другую сторону). Старейшин было 30, включая двух царей. В Дельфах Ликург получил ответ оракула (ретру) о совете: « Выстрой храм Зевсу Гелланию и Афине Геллании, раздели народ на филы и обы, учреди совет из 30 членов, вместе с вождями и пусть время от времени народ собирается между Бабикой и Кнакионом. Предлагать законы и собирать голоса должен ты, окончательное же решение должно принадлежать народу». В народных собраниях народ не имел права высказываться. Мог только принимать или отвергать предложения геронтов и царей.

Вторым преобразованием Ликурга и самым смелым из них было деление им земель, из-за неравенства состояния. Вся земля была передана государству и разделена поровну, чтобы один бал выше другого только по нравственным качествам. Он разделил всю Лаконию на 30 тыс. земельных участков, для жителей окрестностей Спарты – периэков - на 9 тыс.

Чтобы уничтожить неравенство окончательно, он желал разделить движимое имущество: изъял всю золотую и серебряную монету, приказав употреблять лишь железную. Богач не имел никакого преимущества перед бедным так как богатством нельзя было похвастаться публично.

Законы Ликурга не были писанными, в чем убеждает одна из его ретр. Все необходимое для счастья граждан должно войти в самые их нравы и образ жизни. Вообще все заботы его были обращены на воспитание. Одна его ретра запрещала иметь письменные законы, другая была направлена против роскоши, крыша в каждом доме могла быть сделана только топором, двери - одной пилою: пользоваться другими инструментами запрещалось.

Известна третья ретра – где он запрещает вести войну с одними и теми же неприятелями, чтобы привыкши оказывать сопротивление, они не сделались бы воинственными. «Ретрами» Ликург назвал свои постановления для того, чтобы убедить всех, что они даны оракулом, являются его ответами.

Воспитание: девушки должны были бегать, бороться, бросать диск, кидать копья, чтобы их будущие дети были крепки телом в самом чреве их здоровой матери. Женщине внушали благородный образ мыслей, сознание, что она может приобщиться к доблести и почету.

В последствии из 14 царей от Ликурга до Агида ни один из них не сделал каких либо перемен. В продолжении 5 веков, пока Спарта была верна законам Ликурга она оп своему строю и славе была первым государством в Греции.

 

 

Вопрос 42. Правовое положение групп населения в Древней Спарте

По учебнику Исаева[3]

Граждане (спартиаты) были единственными свободными людьми в Ликонике, обязанными пред государством только военной службой. Условия получения гражданства были просты: рождение от родителей-спартиатов, прохождение спартанского воспитания, участие в сисситиях (или филлитиях). Те, кто отвечал этим трем требованиям были полноправными гражданами – omoioi. Тот, кто не участвовал в сисситиях становился гипомеионом. Сиссития и спартанское воспитание заменяло спартиатам обряд докимасии – подтверждения их гражданских прав.

Сисситии – общественные обеды в среднем из 15 участвующих лиц. Они были учреждены Ликургом для проверки благосостояния граждан. Каждый был обязан поставлять определенное количество продуктов на обед, кто не мог этого сделать - лишался права участвовать в обедах и, как следствие этого, - в Народном собрании.

Особенностью института гражданства Спарты было то, что безбрачие или отсутствие детей (будущих воинов) также являлось препятствием к осуществлению гражданских прав. Наоборот, граждан, имевших трех сыновей полагалось освобождать от военной службы, имевших четырех сыновей освобождали от всех государственных повинностей. Граждане делились на филы, филы делились на обы.

Периэки (perioikoi) составляли разряд лично свободного населения Ликоноки. Главная их обязанность – обеспечивать спартиатов предметами ремесленного труда. Города периэков пользовались правами самоуправления, но в военное время сюда назначали губернаторов. На периэков не распространялись права спартиатов. У них не было спартанского воспитания и сисситий, на войне они составляли вспомогательные войска.

Илоты (eilotes) составляли самую бесправную часть населения. Они были государственной собственностью, поэтому ученые определяют их статус как статус государственных крепостных, а не рабов. Власть спартиата над илотом была ограничена – он не имел права его убивать, изменять повинности, которые тот нес перед ним, наносить ущерб его имуществу. Илоты имели право владеть имуществом. Илоты были обязаны обрабатывать землю своих господ. Они платили налоги, государство могло в любое время потребовать от них исполнения литургий. В армии илоты также составляли дополнительные войска. Криптии (krypteia) – тайные убийства илотов спартиатами, которые иногда принимали массовый характер – посредством криптин спартиаты воспитывали подрастающее поколение, своего рода экзамен на аттестат зрелости.

Мофаки (mothakes) занимали промежуточное положение между свободными и крепостными. Это товарищи молодых спартиатов, которых набирали аз числа илотов и периэков для совместного воспитания с детьми граждан Спарты. Мофаки, прошедшие спартанское воспитание, становились свободными и служили в армии наравне с полноправными гражданами.

Вопрос 43

Основные институты частного права.

Афинские граждане имели право дарить, продавать и покупать, менять, передаватьпо наследству как движимое, так и недвижимое имущество. Имущество можно было сдать в аренду и под залог.

Вещное право

 

Под правом собственности, понимали право владения.

Некоторые объекты вещного права подлежали государст­венному регулированию. Так, запрещалось, например, загрязнять воды р. Илисс, сбрасывать туда бытовые отходы, замачивать в ней кожи, стирать белье. Все шахты и рудники подлежали толь­ко лицензионной разработке, лицензии частным лицам выдавали полеты, срок их никогда не превышал трех лет.

 

Залоговое право. Залоговые отношения понимали как срочную покупку с правом обратного выкупа. Обычно залог устанавливался по договору займа, хотя известны случаи, когда залог требовался от ответчиков в суде - метэков и иностранцев; требовался он также и в делах, связанных с наслед­ством.

Различалось три вида залога:

1. prasis, epi lysei (залог недвижимости - fiducia).

2. enehuron (залог дви­жимости - pignus).

3. ypotheka (хорошо известная ипотека).

 

По лекции Исаев говорил, что сервитутов в Афинах не было, а по статьям и его книге, что были однако о них ничего неизвестно.

Наследственное право. Все имущество делилось на равные доли и по жребию передавалось наследникам. Женщины не наследовали.

К наследованию имущества допускались все сыновья в рав­ных долях без различия их старшинства. Раздел наследства осу­ществлялся жребием. Завещание было известно грекам, но запрещалось по нему устранять кого-либо от наследства. Исклю­чение составлял случай передачи наследства по завещанию кому-либо из боковых родственников, если у наследодателя не было прямых наследников.

 

Обязательственное право афинян

Купля-продажа. В этом виде договоров греки не знали продажи в кредит. Существенным Условием, этого вида договоров была уплата покупной цены. Скрытый продавцом недостаток вещи или раба вел "к ничтожности сделки. Форма договора была устной, но для куп­ли-продажи земли и другой недвижимости требовалась письменная форма. Этот договор представлялся на рассмотрение (регистрацию) архонту. Он должен был уведомить граждан о предстоящей сделке. Это делалось для того, чтобы освободить объект сделки от претензий третьих лиц.

Договор займа. Этот вид договоров был хорошо известен афинянам и под­вергся существенной регламентации со стороны Солона. Он запретил распространять имущественные требования на личность должника. По всей видимости, он подверг сущест­венной регламентации размер процента. В общем ставка равня­лась 1% в месяц (Аристотель. Афинская полития. 52. 2). Договор обеспечивался залогом и заключался в письменной форме. Иски из этого рода обязательств подлежали рассмотрению у судей так наз. "месячных тяжб" - коллегии исагогов.

Договор дарения Дарение _было узаконено Солоном. Этот вид обязательств мог быть совершен только собственником, полностью.дееспособным. Малейший порок воли дарителя унич­тожал договор.

Договор найма. Существенным своеобразием этого вида сделок было то, что очень часто наймодателем по ним выступало государство.

В отдельный вид отношений найма в Афинах выделяется договор найма жилого помещения. Сдача жилья внаем была весьма доходным делом в Афинах. Также был поднаем.

Договор поручительства существовал в Афинах, но его форма не известна.

 

 

Вопрос 44. Государственный строй Спарты

По учебнику Исаева

Изначально Спарта управлялась олигархией архагетов, коллегией из 30 человек, двое из которых были царями. По преданию Ликург призвал себе в помощники 28 представителей знатных родов, которые впоследствии стали геронтами. Народное Собрание всегда играло в Спарте приниженную роль.

Царь – первая почетная должность в Спарте. Царей было двое (диархия), правили они одновременно. В 510 г. до Р.Х. вышел закон, согласно которому командовать армией в походе может только один из них. Право на трон передавалось от отца к сыну, родившемуся тогда, когда его отец уже правил. Мать царя должна была быть спартанкой. Цари должны были быть свободными от уродств (так как выполняли жреческие функции). Уродов Ликург предписывал уничтожать. Если сыновей не было, то царем становился ближайший совершеннолетний агнат. Если сын был несовершеннолетним, то правил продик (prodikos) – регент. Регентом был Ликург. Окончательное слово в спорах о наследовании царского достоинства было за Народным собранием (апеллой)

Царь имел много полномочий и привилегий: на сисситиях он получал двойную порцию, перед царем все обязаны были стоять, только эфоры в позднейшее время могли сидеть в его присутствии, право на специальный хлеб и вино. Он владел некоторыми городами периэков, которые обеспечивали ему дань. Илоты платили также специальный налог за использование царской земли. Царь получал 1/3 жертв, участником приношений которых был. До введения эфората царь был верховным судьей, жрецом и главнокомандующим. Впоследствии судебные полномочия царя отошли к герусии (уголовные дела) и к эфорам (гражданские дела), но в ведение царя остались дела о наследстве, брачно-семейные дела, межевые споры и дела, связанные с преступлениями, совершенными на публичных дорогах. Царь имел право начинать войну когда угодно и против кого угодно. Во время войны власть царя была никем не ограничена.

За обычные преступления царя могла судить герусия под председательством другого царя.

Герусия или Совет старейшин был аналогом Ареопага Афин, но с неурезанными полномочиями. Членство в герусии было пожизненным. В составе герусии входило 28 геронтов, пожизненно избираемых народным собранием из знатных спартиатов, достигших 60-летного возраста. Герусия участвовала в переговорах с другими государствами, рассматривала уголовные дела о государственных преступлениях и вела судебные дела против архагетов. В герусии председательствовали цари, где они имели право голоса, с учреждением эфората председательствовать стали эфоры.

Эфоры – годичная коллегиальная магистратура. Аристократия, стремилась ограничить пожизненную власть вождей полномочиями своих пяти представителей. Они избирались из «достойных» на год и действовали коллегиально. Решения принимались большинством. Один из них был эпонимом. Способ их избрания нам неизвестен, известно, что Аристотель называл его детским. Введены они были сто тридцать лет спустя после реформ Ликурга. В основном, они унаследовали царскую власть, что позволяет определить форму правления в Спарте, как аристократическую. Со временем их полномочия только увеличились. Им принадлежало право созыва народного собрания и председательствования на нем, до этого такое право было у царей и геронтов. Эфоры судили гражданские дела, а со временем в их ведение перешли от герусии дела уголовные. Они руководили исполнением судебных решений, имели право вместе с геронтами судить царей, осуществляли руководство внешней политикой государства, в частности, выступали в роли арбитров по спорам между союзными Спарте городами, наблюдали за воспитанием молодежи, объявляли криплии и руководили городской полицией. Постепенно они отняли у царей действенное право верховного командования. В походе царей сопровождали два эфора. Эфоры к тому же каждый девятый год осуществляли гадание по звездам о судьбе царя. Каждым месяц цари были обязаны клясться перед эфорами, что будут управлять Спартой согласно законам, в ответ, эфоры клялись сохранять царскую власть. Эфоры наблюдали за состоянием государственных финансов, они собирали налоги. Календарь и праздники регулировали они же.

Апелла – Народное собрание Спарты – проходило на городском рынке. Посещать его могли все граждане, достигшие 30-летнего возраста. Решения принимались на нем криком, или, если не все было ясно, председательствующий просил разойтись народ в разные стороны и таки образом определял исход голосования. Созыв Н.с. проходил раз в месяц. На собрании решались вопросы войны и мира, союзов с другими государствами, рассматривались вопросы о наследовании должности вождя и т.д.

Помимо этих органов в Спарте нам известны следующие магистраты: проксены – назначались царями и наблюдали за иностранцами, проживавшим в государстве, агораномы – полиция Спарты, в римское время их сменили эмпелоры; армофины – наблюдали за поведением женщин; педономы и крены – наблюдали за воспитанием юношества; наварх – командовал флотом Спарты, гармос и полемарх – генералы армии. Все эти должности были выборными или замещались по назначению от эфоров. Некоторые должности: поваров, музыкантов и т.д. были наследственными и сопряжены были с жреческими функциями.

Вопрос 45

Брачно-семейное право Афин.

 

Глава семьи – Кир (kyrios) - "господин", "надзиратель". Смысл этого термина полностью соответствовал термину рим­ского права - paterfamilias. Кир нес ответственность зa жену и детей, поэтому они находились в его полной власти, однако права на их жизнь и смерть в Афинах он никогда не имел. Важно отметить, что в случае смерти своего супруга, не оставившего завещания, вдова вместе с детьми пере­ходила под власть (опеку) кира ее детей, назначенного им в опе­куны. Впрочем, она могла снова вернуться к своему владыке, выдавшему ее замуж.

 

Глава семьи был главой семейного культа. В основ­ном это имело значения для обряда признания детей от данного брака своими. На десятый-день. После рождения отец совершал над ребенком обряд dekate - признания его своим.

Имуще­ственных права

Кир распоряжался всем имуществом семьи, включая приданое супруги. Но после ее смерти наследовать его могли только ее дети. Приданое, собственно, для того и давалось. Сделки, заключенные женой, считались недействительными, т.к. она находилась под властью мужа. Однако мелкие сделки, стои­мостью в один медимн ячменя, она могла совершать.

 

Женщины не могли совершать никаких сделок, женщины считались слабоумными. .

Законность брака

Брак считался законным, если родители имели гражданство города, браки с метэками и ино­странцами вели для детей от таких браков к умалению их статуса, а подчас даже такие браки и вовсе преследовались. Обязатель­ным условием законности брачной связи было заключение брачного контракта (engue) с киром (опекуном) женщины. „Суть контракта сводилась к исключению женщины из-под власти прежнего ее господина и переход под власть нового - мужа. Совершеннолетние женщины-сироты состояли под покровительством ближайшего родственника-мужчины, а в случае отсутствия такового - архонта, который заботился о выдаче их замуж (epikleros). В контракте устанавливался размер приданого и др., связанные с этим делом, вещи. Переход невесты из дома отца в дом мужа заканчивал дело.

Развод

Известен афинскому брачному праву. Инициатором его могли быть обе стороны. муж имел больше свободы в этом вопросе; для того, чтобы сделать развод совершившийся фактом, ему достаточно было отослать свою же­ну в дом к тестю. Супруга же могла ходатайствовать о разводе только перед архонтом. Приданое в обоих случаях муж обязан был вернуть. Основанием для развода могла быть супружеская неверность. Детей оставляли всегда с отцом. Мужу даже дозво­лялось свободно убить любовника жены, если он их заставал вместе.

 

Запрещались брачные связи с прямыми нисходящими и восходящими, что не касалось боковых родственников. Безбрачие в Афинах преследовалось, как и в Спарте, но наказание было несравнимо более щадящим - незна­чительная атимия, холостяку запрещалось быть оратором или стратегом.

Существовал институт организованной проституции. Проституток закон разделял на два видa: hetaira - гетэра, могущая быть и конкубиной и рогne - "обычная проститутка'".Статус и тех и других мог быть как свободным, так и несвободным. Если это были сво­бодные, то, как правило, не гражданки Афин. Дети наложниц наследниками не являлись, только если не получали самостоя­тельно гражданских прав.

Особенностью брачного права греков было существование у них левирата.

46. Дуализм источников древнеримского права: fas и ius

 

Особую роль в формировании римского права в архаический период сыграли жрецы, среди которых выделялась коллегия понтификов, присвоившая себе право формирования и толкования норм права. В Риме сравнительно рано происходит разделение fas (религиозных норм), связанных с верованиями и их долгом перед богами, и ius (правовых норм). Тем не менее, на протяжении всего архаического периода понтифики контролировали юридическую деятельность, в связи с чем право сохраняло сакральный характер и выполнение юридического акта требовало совершение религиозного ритуала.

К области fas относились, в частности, нормы религиозного характера, которые регулировали брачно-семейные от­ношения и уголовное право. Практически все древнее уголовное право следует отнести к области fas, поскольку уголовное пре­ступление считалось совершенным не просто против частного человека, но против порядка, санкционированного волей богов и, следовательно, против них самих. Некоторые виды обязательст­венных отношений, вещное право (установление межи) все это находилось под властью богов и fas.

Основной формой fas являлись ауспиции, которые необходимо отличать от expiatio – очистительной жертвы и sacrum - общей жертвы. Ауспиция - особый вид гадания при совершении жерт­воприношения с целью узнать волю богов. Квирит не совершал ни одного действия, не узнав предварительно мнения своих бо­гов. Исключительным правом толкования ауспиций обладали авгуры.

Иные виды fas: dies fasti и dies nefasti – присутственные и неприсутственные дни, т.е. когда можно было совершать действия, а когда нет.

Непочитание богов влекло за собой высшее уго­ловное наказание sacer esto - объявление человека лишенным за­щиты богов, таким образом преступник становился вне закона. С течением времени fas превратился в строгое ius divinum.

Ius, в отличие от fas, в царский период был плохо развит.

Таким образом, fas и ius сосуществовали параллельно, при этом сначала велико было значение первого, а впоследствии, уже начиная с периода республики, - второго.

 

 

47. Ius sacrum

 

Отношения членов общества (граждан империи) с богами были регламентированы государством и государство строго надзирало за их “правильностью”, религия была столь тесно сопряжена с государственной жизнью, что оторванная от нее почти лишалась своего содержания. “Римская государственная религия не имеет смысла без римского государства, которого достояние она составляет; она есть religio civilis в собственном смысле. религия не имела в себе задатков к самостоятельной жизни помимо государства, потому что у нее не было задачи, отличной от задачи государства

В начале не существовало никакого чисто политического закона, чисто «позитивного» права; в начале всякое право было ius sacrum, черпающим большую часть своей законодательной власти из сферы, имеющей не только человеческий характер.

Исторически римские юристы всю систему права (jus civile) разделяли на право публичное (jus publicum), частное (jus privatum) и священное (jus sacrum)[4] .

С уничтожением язычества jus sacrum, относившееся к языческому богослужению, было совершенно опущено из системы права и остановились на двучленом делении его на jus publicum и jus privatum.

Основные виды коллегий жрецов:

1) понтификов (pontifices);

2)авгуров (augures);

3) фециалов (feciales).

В 104 г. до Р.Х. по lex Domitia desaceraqtij.народ получил право избирать нового члена первых трёх важнейших коллегий, образуя для этого специальные comita tributa sacerdotum;

Важность этих коллегий для права заключается в том, что изначально римское право существовало, в двух своих формах, как-то: fas и ius. Жрецы, начиная со времени царя Нумы, являлись хранителями и толкователями этого права. Каждой коллегии была поручена своя отрасль.

Так, считается, что авгуры разрабатывали вопросы публичного права; понтифики - гражданского, процессуального и божественного; фециалы - военного и международного права. Они помещали свои наработки в специальные книги -libri pontificum.

В деле толкования права жрецы конкурировали с царем.

Виды жреческой работы;

-составление календаря с определением dies fasti, dies nefasti, dies intercisi;

-собирание ритуальных предписаний - сomincntarii sacroram;

-имена всех божеств с формулой призыва в помощь ко­го-либо из них - indigitamenta;

-собирание записанных юридиче­ских советов, которые жрецы давали по какому-нибудь поводу -commentarii pontificum.

Без участия авгуров не могло произойти ни одно существен­ное событие в жизни римлян как частного, так и публичного свойства.

Фециалы как представители римской гражданской общины перед богами чужих гражданских общин должны были уметь отводить от Рима беду, которую чужое божество могло наслать на него.

Фециалы выступали послами и объявляли войну.

 

48. Leges duodecium (XII) tabularum: история создания и общая характеристика.

 

Законы XII таблиц (451—450 гг. до н. э.) представляют собой краткие изречения по различным вопросам правового общения и нормы, относящиеся к отправлению правосудия, семейным отноше­ниям, собственности, договорным обязательствам и преступлениям. Законы были созданы и обнародованы по требованию плебеев, грозивших покинуть город и уже предпринявших такую по­пытку, удалившись в знак недовольства и угрозы из города.

Их требования сводились главным образом к уравнению их в по­литических правах с патрициями. Они требовали, в частности, обес­печения ауксилиума (элементарной правовой защиты от произвола чиновных служителей при помощи создания своих сословно изби­раемых чиновников — магистратов) и наделения такими правами, которые бы ограничили произвол властей. Поскольку плебс состав­лял большинство в народном собрании, он требовал расширения прав последнего и более демократического голосования в комициях. Другие пункты притязаний при составлении законов — требования об освобождении от тягот долгового рабства, более справедливого дележа ager publicus (общественного земельного фонда), права всту­пать в брак с представителями патрицианских родов. В 494 г. плебеи уже добились для себя права избирать своих чиновников (плебей­ских трибунов). Всего их было к этому времени 10 человек, они не имели управленческой власти, но могли прибегать к праву вето— праву запрещать исполнение любого распоря­жения или постановления сената.

После изгнания царей, по трибунскому закону, все царские зако­ны вышли из употребления. В течение полувека римские граждане пользовались обычаями и лишь некоторыми законами. В этих усло­виях было решено избрать 10 человек, с тем чтобы они подготовили законы для города-государства и учли требования и ожидания кон­фликтующих сословий. Эти законы, записанные на медных досках, были выставлены на видном месте для более наглядного восприятия.

Упомянутым 10 мужам были даны на целый год высшие полно­мочия в городе-государстве для того, чтобы они могли иметь воз­можность исправлять законы и толковать их, но без права апелля­ции в отличие от всех остальных должностных лиц. Первые 10 таб­лиц вызвали нарекания за их неполноту, и новый состав выборных 10 мужей с равным представительством от патрициев и плебеев при­бавил на следующий год к старым еще две таблицы. После прибавки собрание получило название «Законы XII таблиц» (Leges duodecim tabularum). Эти же законы иногда именуются Законами десяти (му­жей) (Decemviri legibus scridundi). Законы были одобрены народным собранием в 449 г.

Содержание XII таблиц можно представить в сле­дующем виде:

1.Положения о гражданском судопроизводстве (процессе) (табл. 1-Й);

2.Процесс против несостоятельного должника (III);

3.Положения об отцовской власти (IV);

4.Опека, наследование, собственность (V—VI);

5.Обязательства из договоров и деликтов (правонарушения с причинением вреда (VII—VIII);

6.Публичное и сакральное право (ius publicum, ius sacrum), уго­ловное право (IX—X);

7.Различные дополнения к первым 10 статьям (о запрете браков между плебеями и патрициями, о том, что решения народного соб­рания имеют силу закона (XI—XII).

Наиболее характерными чертами Законов XII таблиц стали сле­дующие:

• на место произвола магистратов ставился закон. Тит Ливии на­звал главным результатом этой древней бескровной политической революции «уравнение в свободе»;

• строгий формализм правовых процедур и общения. Так, обряд манципации предполагал, помимо наличия пяти свидетелей и весов­щика с металлом, еще произнесение ряда формул, при искажении которых в процессе говорения заключенная сделка считалась недей­ствительной

• процесс привлечения к ответственности нарушителей прав гра­ждан предполагал энергичное участие заинтересованной стороны, а также в ряде случаев и должностных лиц государства. Так, в отличие от Законов вавилонского царя Хаммурапи в Законах XII таблиц был введен захват вещи в обеспечение долга.

•казуистичность построения правил и норм (по принципу: «ес­ли—то — иначе»);

•обязательства возникают, согласно Законам, не только из за­ключенных договоренностей, но и вследствие причинения ущерба личности, здоровью, имуществу;

•суровыми карами наказывались колдовство, убийство, воровст­во и измена. Они сильно уменьшили возможности самоуправства и кровной мести. Осужденный на казнь имел право апеллировать к комициям, составной части народных собраний. Смертная казнь ожидала судью-взяточника или корыстного посредника в конфликт­ной ситуации. «Неужели ты будешь считать суровым постановление закона, карающее смертной казнью того судью или посредника, ко­торые были назначены при судоговорении (для разбирательства де­ла) и были уличены в том, что приняли денежную мзду по (этому) делу?» (IX, 3).

После одобрения Законов едва не произошел реакционный пере­ворот, но его предотвратили новый уход плебеев из Рима и оппози­ция в сенате, которые привели к отставке комиссии децемвиров, от­казывавшейся сложить свои полномочия.

Уже в 449 г. народные трибуны, выбиравшиеся плебеями, доби­лись права на неприкосновенность, а законы, принимаемые по три­бам с участием плебеев, стали признаваться. В 445 г. были разреше­ны браки между патрициями и плебеями. В 444 г. вместо двух консу­лов могли избираться трибуны с консулярной властью в количестве от трех до восьми человек. В 367 г. плебеи получают право на заня­тие одной из двух должностей консулов, одновременно ограничива­ется размер доли патрициев из общественного земельного фонда. Наконец, в 287 г. законом Гортензия решения плебейских собраний получили такую же силу закона, как и решения центуриатных собра­ний. В III и II вв. противоположность патрициев и плебеев вытесняется и отчасти сменяется противоположностью сословий. Особых привилегий добиваются два сословия — нобилей (знатные патриции и богатые плебейские роды) и всадников (торгово-финансовая вер­хушка и землевладельцы среднего достатка).

Законы XII таблиц пребывали в качестве действующих на протя­жении многих веков. Через шесть веков их комментировал в специ­альном трактате юрист Гай. Судебный оратор поздней республики Цицерон (I в. до н. э.) сообщает, что эти Законы заучивали в школах наизусть «как необходимую песнь» и этому бла­гоприятствовал особый ритмический строй текста Законов.

Законы XII таблиц были связаны и с предшествующим законода­тельством царского периода. Полагают, что предание смерти за на­рушение верности клиентским отношениям с патроном (VIII. 2), разрешение продавать сына три раза в рабство, а также право уби­вать детей-уродцев (IV. 1) восходят еще к установлениям первого ца­ря — Ромула. Почетное положение жриц Весты (V. 1) учреждено, со­гласно Плутарху, царем Нумой. Квота в пять свидетелей при манци-пации также возводится ко времени Ромула. Поскольку в Законах нет упоминания о плебеях, полагают, что многие правовые требова­ния и процедуры составляли в то время обычное право общины пат­рициев.

Республиканский период, охватывающий без малого пять столе­тий, стал временем борьбы плебеев за уравнение в гражданских и политических правах (мирная политическая революция), а также по­пыток уравнивания разных сословий в правах на землю (реформы братьев Гракхов, закончившиеся трагически для инициаторов ре­форм и для республиканских учреждений).

Основными событиями республиканского периода стали введе­ние должности народных трибунов в 494 г., издание Законов XII таблиц и закон трибуна Петелия 326 г. о запрете долгового раб­ства.

Цицерон, один из признанных комментаторов римских законов, оставил памятное свидетельство о высоком авторитете Законов XII таблиц в таких словах: «Для всякого, кто ищет основ и источни­ков права, одна книжица XII таблиц весом своего авторитета и оби­лием пользы воистину превосходит все библиотеки философов» (Об ораторе. 1, 44, 195). Юрист Гай и через шесть веков продолжал пи­сать комментарии к XII таблицам[5].

 

Записи законов предшествовало посольство римлян в Афины, где они ознакомились с аналогичными законами Солона, принятыми затем за основу. Исследователи отмечают определенную близость ряда положений 12 Таблиц и законодательства Солона 594 г. до н.э.[6]

 

49. Ius gentium.

 

К jus civile и jus honorarium в период республики добавляется jus gentium, по своей юридической природе почти равная jus honorarium, но отличная от него по сфере своего действия.

Как jus civile, так и jus honorarium простирались только на римских граждан, на cives Romani. Но во второй половине республики, когда Рим становится центром всемирной торговли, туда стекаются массы неграждан, перегринов. Для них создается особая магистратура — praetor peregrinus. Он так же, как и praetor urbanus, при вступлении в должность издает эдикт, в котором определяет правила своей юрисдикции, и этот эдикт становится основой особого гражданского правопорядка, действующего для отношений римлян с перегринами и перегринов между собой. Нормы этого правопорядка заимствуются из общих обычаев международного торгового оборота, то есть из обычаев, слагающихся в торговле, в которой принимают участие деловые люди разных стран и национальностей. Таким образом, по своему материальному содержанию это есть право общенародное, почему римляне и называют его jus gentium.

Предназначенное первоначально только для сношений перегринов, jus gentium, отличавшееся большею свободой и гибкостью, приобрело большое влияние и на собственно римское право. Многие положения его перешли потом — то путем обычая или закона, то путем преторского эдикта — в оборот между самими римскими гражданами, вытеснив институты специфически римские.

Когда впоследствии (после закона Каракаллы) все жители Римской империи были наделены правами гражданства и вследствие этого перегрины, как таковые, исчезли, вместе с ними исчезла и необходимость в jus gentium. Но к тому времени указанная задача была уже выполнена, ибо уже все материальное содержание этой системы было перенесено в чисто римское право.

Но, кроме этого положительного значения, jus gentium имеет у римских юристов еще иной смысл. Уже само происхождение jus gentium должно было наводить римских юристов на мысль, что существует некоторое общее для всех народов право, состоящее из правил, признаваемых одинаково всеми, например, родство, почитание родителей, реакция против причиненного зла и т. д. Совокупность этих общепризнаваемых норм они также называли jus gentium, независимо от их реального действия.

Задаваясь, далее, вопросом о происхождении такой общности известных правил у различных народов, они полагали, что причиной ее является самая природа человека, а иногда даже природа всех животных. С этой точки зрения они называли такое право, диктуемое самой природой, естественным правом или jus naturale. Причем jus gentium в только что указанном втором значении и jus naturale являются не какой-либо новой положительной системой норм наравне с jus civile, jus honorarium и jus gentium в обороте перегринов, а лишь первыми попытками юридической мысли в области философии права.

 

 

50. Princeps.

 

Принцепс (лат. princeps — первый), в Древнем Риме П. сената (р. senatus) — первый в списке сенаторов (председатель Сената), обычно старейший из бывших цензоров. Официально он не имел особых полномочий и прав, кроме почётного права первым высказывать своё мнение в сенате по запросу консулов. Тем не менее, в эпоху республики некоторые П. сената пользовались большим авторитетом и нередко оказывали сильное влияние на политику. В период империи, начиная с Августа, термин «П. сената» обозначал носителя монархической власти.

Когда Гай Юлий Цезарь Октавиан в 31 г. до н. э. добился единоличной власти, он провел реформу управления и в 27 г. до н. э. получил пожизненно должности принцепса (с этого времени звание принцепса стало титулом главы государства) и императора (первоначально - верховного главнокомандующего, монархическим титулом это стало именно тогда) и имя-титул Август (от лат. augere -- "расширять, увеличивать"). Несмотря на абсолютно автократическую сущность своего режима, Август сохранял видимость республиканских институтов, демонстративно подчеркивал неприязнь к единовластию, отказывался принять царский сан и объявлял, что превосходит остальных римских граждан лишь авторитетом. Его преемники довольно быстро отказались от подобного политического лицемерия и объявляли себя не только владыками, но и живыми богами. В частности, весьма распространенным в I--III вв. было отождествление принцепса с Геркулесом (с Аполлоном сближал себя только Нерон, увлекавшийся музыкой и пением).

Система П. стала оформляться при Августе, власть которого основывалась на соединении различных магистратур. Август и его преемники, будучи принцепсами сената, одновременно сосредоточивали в своих руках высшую гражданскую (пожизненный народный трибун) и военную власть. Но эти институты потеряли прежнее политическое значение, т.к. выборы в них и их деятельность регулировались принцепсом. Реальная власть была сосредоточена в руках императорского бюрократического аппарата, штат которого непрерывно рос, и сфера деятельности расширялась.

Принципат — в Древнем Риме специфическая форма монархии, при которой формально сохраняются республиканские учреждения. Период принципата, или ранней империи, охватывает время с 27 г. до н.э. до 193 г. н.э. [правление династий Юлиев — Клавдиев (27 г. до н.э.— 68 г. н.э.), Флавиев (69—96 гг.), Антонинов (96—192 гг.)]. Август и его преемники, будучи принцепсами сената, одновременно сосредоточивали в своих руках высшую гражданскую и военную власть. Формально продолжало существовать республиканское устройство: сенат, народные собрания (комиции), магистратуры, но фактическая власть находилась в руках принцепса[7].

 

51. Rex.

 

Царь (rex) является верховным владыкой государства; в его руках сосредоточиваются все функции государственной власти. Он является и верховным полководцем народа, и блюстителем внутреннего порядка, и предстателем за народ перед богами. В качестве полководца он распоряжается военными силами народа, назначает командиров и т. д. В качестве блюстителя внутреннего порядка он имеет право суда и наказания над всеми гражданами (jus coercitionis) вплоть до права жизни и смерти. В качестве верховного жреца он заведует совершением общенародных жертвоприношений и т. д.

Рим не является монархией династической. Возможно, что в эпоху доисторическую и Рим знал царскую власть, переходившую по наследству в каком-нибудь роде, но, во всяком случае, уже с самого начала исторической эпохи о такой наследственности речи быть не может. Некоторые из современных ученых думают, что царь — наподобие того, как впоследствии диктатор и rex sacrorum — назначался предшественником (Банфанте, Майр). Вероятнее, однако, господствующее мнение, которое считает царскую власть выборной. После смерти царя, в момент междуцарствия (interregnum) верховная власть в государстве переходит к сенату. Сенат выбирает из своей среды 10 человек (interreges), которые по очереди (по 5 дней каждый) управляют государством до тех пор, пока не будет намечен кандидат в цари. Намеченного кандидата очередной interrex предлагает народному собранию, которое и облекает его властью. Для приобретения права сноситься с богами вновь избранному царю необходимо еще особое посвящение — inauguratio. При отправлении своей власти царь может назначать себе помощников; но образовалось ли уже в царский период что-либо вроде постоянных магистратур, трудно сказать. Несомненно, существовали командиры отдельных войсковых частей (tribuni militum, tribunus celerum).

Рядом с царем стоит сенат (senatus), состоявший в древнейшее время из всех родовых старейшин, которые являлись, таким образом, как представители родов, членами сената ex officio

 

52. Magistratus cum imperio et magistratus sine imperio.

 

Власть римских магистратов носит общее название imperium и potestas. Первоначально оба эти термина употреблялись безразлично, но впоследствии стали различать magistratus cum imperio и sine imperio, причем последним (например, цензор, трибун) стали приписывать potestas (censoria, tribunicia), и таким образом стали вкладывать особое содержание в понятие imperium и в понятие potestas. Только та власть обыкновенно называется imperium, которая заключает в себе функции военную, общеадминистративную и уголовную (следовательно, вполне — власть консула и претора), хотя вообще нужно сказать, что терминология эта не отличается строгой выдержанностью.

В зависимости от интенсивности и степени возложенных на того или иного магистрата magistratus cum imperio (высшие магистраты) и magistratus sine imperio (низшие магистраты).

Власть магистратов cum imperio включала в себя imperium - высшую власть, а магистраты sine imperio владели властью potestas.

Магистраты cum imperio: interrex, dictator (Власть этого магистрата фактически не была ничем ограничена, даже провокацией. Един­ственным ограничением являлся срок его полномочий - 6 меся­цев, а также отсутствием у него права распоряжаться государ­ственной казной. Это право переходило к Сенату), X-viri legibus scribundis (в 451 г. до н.э. была образована комиссия из 10 магистратов cum imperium (Decemviri legibus scribundis) для составления знаменитых законов), consules, tribuni militum consulari, praetores. Все остальные – sine imperium.

Этот дуализм государственных должностей был подтвержден lex Villia annalis 180 г. до Р.Х., установившим иерархию среди магистратов и, главное, постановившим, что занятие магистратур cum imperio возможно только после пребывания на должностях магистратов sine imperio.

 

 

53. Эдикты магистратов.

 

Появляются в период республики.

Все магистраты имевшие imperium – высшую публичную и военную власть – обладали ius edicendi – правом устанавливать общие правила поведения в форме эдикта. Городской претор (и с 242 г.до н.э. претор перегринов) сконцентрировал в своих руках отправление правосудия (также эдикты издавали курульные эдилы, проконсулы в провинциях и пр.)

Lex Aebutia (утверждение наряду с legis actiones процесс per formulas) и отмена процесса legis actionesв 17 г. до н.э. утвердили значение эдиктов, та к сформировалось ius honorarium, или praetorium.

По вступлении в должность претор издавал инструкцию для самого себя, но и для окружающих, которая и называлась эдиктом. В этом случае эдикт считался edictum perpetuum - т.е. постоянным, не обусловленным каким-то конкретным случаем в отличие, напри­мер, от edictum repentinum - акта, изданного по конкретному по­воду. Сначала эдикт имел силу только для самого магистрата, но впоследствии (ко времени Цицерона) получил силу закона.

Со временем оформился edictum tralaticium -постоянная и неизменная часть, которая переходит из эдикта одного магистрата в другой.

Император Адриана поручил Юлиану собрать в единый свод эдикты магистратов, обра­ботать их, устранить противоречия и устаревшие нормы права. Получившийся свод преторского права (edictum perpetuum – теперь уже в новом значении) Ад­риан в 131 г. по Р.Х. санкционировал своим актом. С этого вре­мени считается, что развитие эдикта магистратов прекратилось. В дальнейшем преторы вносили в эдикт лишь дополнения – novae clausulae.

Эпоха принципата принесла новый вид формального источ­ника эдиктов магистратов, а именно акты принцепса. Постанов­ления принцепса имели силу закона (legis vigorem).

4 вида[8] актов принцепса:

-edicta – нормы общего действия;

-decreta – судебные решения в ответ на апелляцию;

-rescripta –решения отдельных казусов;

-mandata – инструкции принцепса магистратам.

 

54. Деятельность юристов

 

В самое древнее время прерогатива толкования права и закона принадлежала жреческой корпорации понтификов. У них покупались судебные формулы, употреблявшиеся в легисакционном процессе.

По Цицерону, деятельность юристов выражалась в трех формах:

а. выработке образцовых форм для различных юридических сделок;

б. консультациях по сложным вопросам;

в. советах процессуального характера.

Признание за носителями профессионального юридического знания правотворческих функций — естественное следствие практических потребностей существования позитивного права.

Состязательность процесса в римском праве и слабая юридическая подготовка судей (которые были частными липами) и адвокатов-ораторов ставили авторитет знатоков (auctoritas prudentium) на недосягаемую высоту, так что именно право, существующее в суждениях юристов и их выступлениях в судах, стало называться общим для всех частей права (pars iuris) наименованием "ius civile".

Профессиональная деятельность prudentes имела три основных вида:

- cavere (составлять новые иски и сделки),

"Cavere" указывает на составление исков, сделок и завеща­ний. Так, Маний Манилий, по воспоминаниям современников, давал консультации по самым разнообразным вопросам общественной жизни

- agere (вести дело в суде),

"Agere" относится к ведению дела в суде, где юрист непосредственно берет на себя функции стороны в процессе, выступая как адвокат.

- respondere (давать ответы)

Самой типичной функцией юрисконсультов было "respondere" — высказывать мнения по запросу частных лиц или их представителей

Подлинность авторства обеспечивалась либо печатью, либо личным письмом юриста к судье, либо свидетельством присутствовавших при консультации. Обычно за консультациями обращались ораторы-ад­вокаты.

Правовым основанием для аргументации могли служить mores, leges, аналогичные случаи из практики (exempla), но мнение юрисконсульта и само по себе обладало обязательной для суда силой. При этом основанием для судебного определения являлись не только актуальные responsa, но и высказанные прежде, если они получили признание и стали образцами для определенных юридических ситуаций

В отличие от понтификов, дававших responsa коллегиально, что позволяло преодолеть разногласия и обеспечивало определенность права— prudentes отвечают как отдель­ные лица ("uti singuli"), не смущаясь возможных разногласий — controversia. Постоянная борьба мнений обеспечивала подвижность правовой формы и адекватность решений.

Единство мнений по отдельному вопросу устанавливало правило, обязательное для всех; при разногласиях — ius controversum — судьи могли выбирать (поэтому здесь особое значение приобретали адвокаты-ораторы) из мнений юристов.

Режим Принципата наложил определенные ограничения на правотворческую деятельность юристов-практиков. Помпоний указывает, что Август первым установил, чтобы они давали ответы "ex auctroritate eius" — "на основе авторитета самого принцепса" — «ради повышения престижа права юристов» ("ut maior inns auctoritas haberetur").

Инициатива Августа встретила понимание у многих юристов, которые стали испрашивать права отвечать на основе авторите­та принцепса (ius respondendi ex auctoritate principis) как особой привилегии. В ответ на сходную просьбу со стороны Сабина Тиберий дозволил ему "ut populo responderet" — "чтобы он давал ответы народу". Императорское дозволение предстает публичной обязанностью: "postea hoc coepit beneficium dari" — "затем его стали предоставлять как привилегию", а милость Цезаря оказывается должностной квалификацией юрисконсульта, так что при Юстиниане само звание "iuris consultus" понимается как зависимое от наличия ius publice respondendi. В этом смысле император Адриан ответил экс-магистратам, испрашивавшим у него ius publice respondendi, что это право не испрашивают, но им наделяют как должностью и «будет приветст­воваться, если кто-то, чтобы быть уверенным в своих способностях, основательно подготовится к тому, чтобы давать ответы публично».

Prudentes представляют собой научную корпорацию, и основной стиль их аргументации — это ссылки на авторитеты.

Эта практика характерна уже для responsa понтификов, которые обычно не приводили рациональных оснований своих responsa .

В эпоху Принципата с мнениями prudentes начинают конку­рировать rescripta императоров, составленные придворными юристами или под влиянием профессоров. Мнение, выраженное в них, рассматривалось юристами как прецедент, а генерализующее значе­ние рескрипта становилось одним из объектов научных дискуссий. Тем не менее такой плюрализм не дол­жен затемнять того факта, что сами ответы и мнения юристов стали государственно санкционированными нормами, хотя и ограниченного действия.

Отмечая своим признанием отдельных юристов, Август тем самым вво­дил внешний упорядочивающий критерий в утратившую былую дисциплину борьбы мнений. Именно при Августе основные течения римской юридической мысли консолидируются в две школы, известные позднее как—Sabiniani (Cassiani) — сабинианцы (кассианцы) и Proculiani — прокулианцы. Идея естественного развития права в столкновении мнений по поводу конкретного казуса была настолько прочной, что основным инструментом императорского правотворчества до конца III в. остаются уже упоминавшиеся rescripta -— решения по конкретным случаям

Когда после 235 г. право интерпретации осталось только за императорской канцелярией, многие противоречия оказались законсервированными, поскольку свободный спор и нормативно зна­чимое соревнование между юристами прекратилось.

В эпоху Домината (когда образованные юристы более не прак­тиковали, ограничиваясь преподаванием) responsa prudentium существуют только как писаное право в виде сочинений классической эпохи и их позднейших сокращенных переработок, — так называе­мые "iura" (в отличие от "leges", императорских конституций). Ссылки на них по-прежнему обладали силой в судах (в отсутствие соответст­вующей казусу конституции), но разнообразие мнений "древних" юристов при упадке научной мысли вело к хаосу. Критерий для определения силы суждений классиков вводил закон правителя Западной Империи Валентиниана III от 7 ноября 426 г., известный как закон о цитировании. Число юристов, чье мнение имело законную силу, было ограничено наиболее современными и известными: Папиниан, Павел, Ульпиан, Модестин и Гай. В случае противоречия между ними судьям предписывалось следовать мнению большинства; при равенстве "голосов" — мнению, которое поддержал Папиниан. Только в отсутствие этих условий выбор оставался на усмотрение судьи. Закон о цитировании был реципирован на Востоке с изданием Кодекса Феодосия в 438 г.

 

Юстиниан предложил нормативный критерий упорядочения iura, по которому предпочтительное мнение из классики отбирает законодатель. В 530 г. конституция "Deo Auctore" постановила собрать антологию iura, устранив имеющиеся противоречия, так чтобы вместо многих разрозненных сочинений получить одно, удобное в обращении, к которому уже никто не писал бы комментариев. Конституция декларировала отказ от идеи ограничить официальный список юристов прошлого, предписывая, чтобы задуманное собрание имело всеобъемлющий характер. Конституция "Tanta" от 16 декабря 533 г., вводившая Дигесты Юстиниана в силу, запрещала ссылаться в судах на сочинения классиков, не включенные в антологию, и оспаривать на основе сравнения с оригиналом внесенные в тексты изменения. Responsa prudentium, кодифицированные как iura, вновь полу­чили силу закона[9].

 

 

55. Lex древнего Рима, его виды и структура.

 

Гай: закон – это то, что народ повелел и постановил.

Законы принимались народным собранием.

Наи­более древней формой этой разнов







Дата добавления: 2015-04-19; просмотров: 3481. Нарушение авторских прав


Рекомендуемые страницы:


Studopedia.info - Студопедия - 2014-2019 год . (0.068 сек.) русская версия | украинская версия