Био-социальный подход к изучению психических процессов
Соотношение природного и социокультурного в памяти. В какой степени память результат развития, а в какой от природы. Есть случаи, которые тяжело объяснить социокультурными фактами. Явление синестезии – помимо модально-специфических и модально-неспецифические при предъявлении стимула. Исключительная образная память – социокультурные факторы исключены, влияют природные. Слуховая память музыканта – нельзя объяснить социокультурными факторами. За индивидуальными различиями памяти могут скрываться и биологические причины, но в основном связывают с социокультурным опытом. В целом память обусловлена социокультурными факторами. 8. Подход основанный на различении уровней интеграции и связанного с ней функционирования психического: индивидный, уровень субекта активности, личностный и уровень психологической индивидуальности. 1. Индивидный: память связана с темпераментами. 2.Субъект деятельности: профессиональная память или память, связанная с любым видом деятельности, которая актуальна и значима (преподаватели, юристы). 3. Личностный уровень: значимость событий, явлений,информации. Проявляется как личность в том, что он забывает или помнит. 4. Уровень психологической интеграции: вклад индивидных, личностных, субъектных особенностей. Причем, они интегрированы. (Моцарт).1. индивид (родовая принадлежность) – это чел как единичное природное сущ-во, представитель вида Homo sapiens, индивидом рождаются. (Леонтьев). биол сущность чел. Б.Г.Ананьев выделял первичные и вторичные свойства индивида. Первичные свойства, присущие всем люд: возрастные особенности, половой диморфизм, конституциональные особенности (сложения тела), нейродинамические свойства мозга, функциональная асимметрия мозга. Совокупность первичных св-в индивида определяет его вторичные свойства: динамику психофизиол ф-ций и структуру органических потребностей. В свою очередь, интеграция всех этих св-в обусловливает особ-ти темпер-та и задатки чел. 3. личность - индивид как субъект соц отношений и сознательной деятельности Личность – является рез-том онтогенетического развития и выступает как высший уровень развития индивида. (позиция в обществе, ценностно-мотивационная система личности, способности, характер)2. субъект деятельности - промежуточное положение м/у понятиями индивид и личность. Субъект деятельности соединяет в единое целое биол начало и соц сущность чел. Если бы чел не обладал способностью выступать в кач-ве субъекта деятельности, то вряд ли он мог бы рассматриваться как соц сущ-во, т.к. его эволюция и соц развитие невозможны без деятельности. С.Д.- это индивид как носитель сознания, обладающий способ-тью к деятельности4. Объединение этих 3 уровней формирует интегральную хар-ку чел, его индивидуальность – это совокуп-ть психич, физиол и соц особ-тей конкретного чел с т.зр. его уникальности, своеобразия и неповторимости. Предпосылкой формирования чел индивид-ти служат анатомо-физиол задатки, кот преобразуются в процессе воспитания, имеющего общественно обусловленный хар-р. Проявляется в свойствах темп-та, хар-ра, привычках, установках, идив-ном стиле деятельности и способностях.
|